Наркирьер Ф. С., Серкова Т. Ф., Наркирьер Ф. С., Злыднев В. И., Россиянов О. К., Фрадкин И. М., Мочос Я., Куприянова И. П., Потапова З. М., Волевич И. В., Григорьева Л. Г., Пиотровская А. Г., Кожевников Ю. А., Наркирьер Ф. С., Шерлаимова С. А., Яковлева Н. Б. Сопротивления литература // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. — М.: Сов. энцикл., 1962—1978.

Т. 7: «Советская Украина» — Флиаки. — 1972. — Стб. 69—77.

http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke7/ke7-0691.htm

- 69 -

СОПРОТИВЛЕ́НИЯ ЛИТЕРАТУ́РА — антифаш. лит-pa, сложившаяся в годы Движения Сопротивления в оккупированных странах, а также в странах фаш. коалиции во время 2-й мировой войны 1939—45. Под С. л. понимаются не только произв., написанные в самом ходе борьбы с фашизмом и посвященные этой борьбе, но и произв., созданные в годы 2-й мировой войны под воздействием освободит. движения. Вклад в С. л. внесли писатели антифаш. эмиграции.

Велико было значение многонац. сов. лит-ры. В годы Великой Отечеств. войны сов. писатели — на фронте и в тылу — участвовали в мождунар. борьбе с фашизмом. В партиз. краях, партиз. отрядах и соединениях складывался обширный патриотич. антифашистский фольклор.

Фаш. режим, нанесший громадный ущерб культурам собств. стран, ставил своей целью уничтожение нац. культур на порабощенных территориях. В обстановке массового террора большинство писателей уходило в подполье, как во Франции, или в партиз. отряды, как в Югославии. И только ничтожное меньшинство (П. Дриё ла Рошель, Л. Селин во Франции, К. Гамсун в Норвегии) пошло на службу к оккупантам. Писатели-антифашисты понесли тяжелые потери. Но в ходе освободит. борьбы происходило объединение патриотич. сил, в авангарде к-рых стояли коммунисты. Шло сближение писателей различных политич. взглядов и эстетич. принципов. Характерная черта С. л. — сочетание нац.-освободит. мотивов с социальными.

С. л. складывалась как лит-pa национальная и интернациональная. Поэты мн. стран славили подвиг сов. народа в Великой Отечеств. войне. С. л. развивалась в условиях подъема Движения Сопротивления в оккупированных странах. Запечатлевая ужасы гитлеровского террора, С. л. рисовала активную антифаш. деятельность, ставила обществ. и нравств. проблемы, выдвигаемые самой практикой борьбы. В центре внимания писателей — образ борца, формирование его личности, характера в трагич. условиях оккупации. Образ этот раскрывается в различных лит. жанрах. Ведущим жанром была гражд. поэзия, наиболее глубоко и эмоционально выражавшая нар. гнев и горе. Примечательная черта С. л. на Балканах — возрождение фольклора в форме партиз. песен. В драматургии преобладали трагедийные жанры. В прозе получили распространение очерк, рассказ. Мн. авторы обращались к историч. роману, намеренно пользуясь иносказаниями, черпая в прошлом уроки для современности. Незабываемым документом эпохи стали письма казненных патриотов, записи и дневники заключенных. Опираясь на прочные нац. и интернац. традиции, С. л. создала высокие эстетич. ценности. Реальная жизнь, трагическая и героическая, входила в лит-ру. Движение Сопротивления стимулировало утраченный

- 70 -

мн. зап.-европ. писателями гражд. пафос, героику народного подвига, накал больших страстей. Закономерно, что С. л. развивалась преим. в русле реализма. Народным и партийным было творчество Н. Вапцарова и Ю. Фучика, П. Элюара и Н. Грига. Существ. сдвиги происходили в творчестве писателей-антифашистов, связанных с модернизмом (преодоление герметизма в итал. поэзии). Тема Сопротивления во многом определяла развитие лит. жизни воен. лет. Составляя особый период истории нац. лит-р и всемирной лит-ры, она оказала серьезное влияние на развитие лит. процесса после 2-й мировой войны.

Публ. в рус. пер.: Ярость благородная. Антифаш. поэзия Европы, [М., 1970].

Лит.: Лит-pa антифаш. Сопротивления в странах Европы. 1939—1945, М., 1972 (имеется библ.; см. ст. Ф. С. Наркирьера Лит-pa антифаш. Сопротивления).

Ф. С. Наркирьер.

Албания. В алб. С. л. гл. место занимает революц. партиз. песня. Авторы нек-рых песен известны (М. Мето, погибший в 1944, К. Якова, Ф. Гьята, М. Дода), большинство же осталось анонимным. В стихах и песнях «Погибшим в долине Виг», «Погибшим в Шкодере», «За родину и свободу» увековечена память павших борцов. Герой песен — стойкий боец за свободу, страстно ненавидящий врага, к к-рому относится зачастую иронически. Сатирич. направленность — одна из характерных особенностей партиз. фольклора в Албании. На этой основе поэт Ш. Мусарай создал сатирич. поэму «Эпопея Балы Комбетар» (подпольное изд. 1944).

Лит.: Historia e letërsisë shqipe, v. 1, Tiranë, [1959].

Т. Ф. Серкова.

Бельгия. Участие в Движении Сопротивления принимали здесь писатели Л. ван Экхаут, М. Брат, М. Тири, А. Корнелюс и др. Протест против нацистской оккупации получил отклик преим. в поэзии на франц. яз. Поэт Л. Андре провозглашал в стихотворном «Партизанском романе» жгучую ненависть к поработителям. Верой в народ, в рабочий класс исполнена поэзия коммуниста Р. Блика. В 1941 Блик был заключен в концлагерь; убит эсэсовцами (1945). В тюрьме Вольфтенбюттель казнена (1944) героиня Сопротивления поэтесса Маргарита Бервет, автор стих. «Орфей» (написано в тюрьме, 1942). В концлагере Бельзен убит в 1945 писатель и публицист, гл. редактор подпольной газ. «Voix des Belges» («Голос бельгийцев») Г. Ф. Аннекар.

Публ.: Из совр. бельг. поэзии. Переводы с франц., флам., валлонского. Сост. М. Ваксмахер и В. Чесноков. Под ред. и с предисл. Е. Винокурова, М., 1965.

Лит.: Eluard P., Avant-propos, в кн.: Blieck R., Poèmes (1937—1944), Lyon, [1954].

Ф. С. Наркирьер.

Болгария. С. л. (1941—44) создавалась и распространялась нелегально писателями-антифашистами, особенно коммунистами. Большой популярностью она пользовалась в партиз. отрядах, среди политич. заключенных. В боевой публицистике, в т. ч. в документ. очерках, и особенно в революц. поэзии писатели обращались к традициям нац.-освободит. борьбы, обличали преступления болг. и нем. фашистов. В организации прогрес. писателей в Болгарии значительна роль критика Т. Павлова, а также К. Кюлявкова (редактор, совм. с Л. Стрелковым, нелегальной газ. «Патриот», 1944, № 1—2). Лирич. герой стихов Н. Вапцарова и М. Исаева — борец за свободу. Поэты-партизаны Х. Кырпачев, Ц. Спасов славили «армию мести народной», слагали песни о подвигах. В рассказах и очерках В. Воденичарского запечатлены суровые будни узников фаш. концлагерей. Видное место в лит-ре заняла мужеств. поэзия Х. Радевского (сб. «Когда нехватало воздуха», 1945), В. Андреева (сб. «Партизанские песни», 1947) и Д. Овадия («Партизанский дневник», 1949).

Публ.: Недовършени песни. Антология на български писатели, зачинали в борбата против фашизма, София, 1969; С кръвта си нощите тревожим. Подбор В. Андреев, т. 1—2, [София], 1969.

Лит.: Очерки истории болг. лит-ры XIX—XX вв., М., 1959; Писатели-герои. Литературно-критически очерци за писателите, загинали в борбата против фашизма, София, 1964.

В. И. Злыднев.

- 71 -

Венгрия. Здесь не было развитой С. л., но порождавшиеся подготовкой войны, реакц. гнетом и неразрывные с прогрес. убеждениями антифаш. настроения выражались во мн. произв. 1939—45. Поэзия была наиболее радикальна. Отчетливым сознанием гибельности фашизма для человечества, стойкостью выделяются написанные в гитлеровских лагерях последние стихи М. Радноти. Патриотич. скорбью и гражд. протестом окрашены стихи Л. Геребьеша, Л. Лукача («Дровосек», 1941, «Надгробное слово», 1942), Ж. Варнаи («Выстукивайте!», 1944), А. Гидаша (цикл «Стонет Дунай», 1944—47), Э. Мадараса, Я. Фёльдеака, Э. Жигмонда, Й. Фодора и др. Трагичен, подчас фаталистичен протест Д. Ийеша, М. Бабича, И. Ваша, Л. Феньё. В прозе антифаш. тенденциями проникнута эссеистика Д. Балинта и гл. обр. творчество писателей-эмигрантов (статьи Д. Лукача, Й. Реваи, Б. Иллеша, памфлеты и рассказы А. Габора).

Публ.: A történelem futószalagán, Bdpst, 1965; в рус. пер. — Радноти М., Стихи, [М., 1968]; Гидаш А., Ветви гудели, М., 1969; Ийеш Д., Рукопожатия, М., 1969.

Лит.: Kerékgyártó I., Antifàsiszta költészetünk a felszabadulás előtt, «Tudományos diákköri dolgozatok», Bdpst, 1960, N 2; Pándi P., Elsüllyedt irodalom?, Bdpst, 1963; Illés L., A magyar irodalom a fasizmus ellen, в кн.: A magyar irodalom története, 6. köt., Bdpst, 1966.

О. К. Россиянов.

Германия. Захват власти фашистами в 1933 вызвал глубокий процесс размежевания в нем. лит-ре. Фаш. террор привел к эмиграции многих писателей. В изгнании нем. писатели-антифашисты Т. и Г. Манны, Л. Фейхтвангер, Б. Брехт, А. Цвейг, А. Зегерс, И. Р. Бехер, Л. Франк, Э. Вайнерт, Ф. Вольф и др. образовали активный фронт Сопротивления. Но и внутри гитлеровского гос-ва нацистам не удалось унифицировать всю лит-ру в национал-социалистском духе. Нек-рые писатели, впоследствии названные «внутренними эмигрантами» (В. Бергенгрюн, Р. Шнейдер, О. Лёрке, Э. Вихерт и др.), издавали произведения иносказательные, но понятные читателю, проникнутые духом нравств. неприятия фашизма. Произведения, антифаш. направленность к-рых носила более откровенный характер, были изданы после разгрома гитлеровской Германии (стихи Рикарды Хух, Р. Хагельштанге, О. фон Таубе, Бергенгрюна и Шнейдера и др.).

С. л. в собств. смысле слова была частью деятельности и борьбы антифашистов, прежде всего героев коммунистич. подполья. Каждое подпольное издание было связано со смертельным риском: листовки, брошюры, статьи для подпольной газ. «Die innere Front» («Внутренний фронт») Й. Зига, а также нелегально изданный в оккупированной Франции сб. стихов Рудольфа Леонхарда (под псевд. Роберт Ланцер) «Германия должна жить» (1944) и др. В гитлеровских концлагерях, в камерах смертников слагались антифаш. стихи поэтов-коммунистов А. Кукхофа, Г. Лорбера, Р. Цаха, К. Шнога, Х. Шульце-Бойзена и близкого им Г. Вейзенборна. Антифаш. произв. создавали также деятели религ. Сопротивления К. Шольц, Й. Клеппер, М. И. Мецгер, Д. Бонхёффер и участник заговора 20 июля А. Хаусхофер. В ожидании казни написал роман «ПЛН. Страсти галиконской души» (изд. 1949) ученый-филолог В. Краус. Увидев свет лишь после победы над фашизмом, эти книги сыграли значит. роль в создании и укреплении антифаш. традиции в совр. нем. литературе.

Публ.: An den Wind geschrieben. Lyrik der Freiheit. 1933—1945, Münch., 1962; в рус. пер. — Нем. демократич. поэзия. [Ред. и сост. И. Фрадкин], М., 1955.

Лит.: Фрадкин И., Голос другой Германии, в кн.: Лит-pa новой Германии, М., 1961; Девекин В. Н., Нем. антифаш. лит-ра, 1933—1945 гг., М., 1965.

И. М. Фрадкин.

Греция. Активное участие в Движении Сопротивления принимал Союз греч. писателей, возглавляемый А. Сикелианосом. Стихи Сикелианоса, К. Варналиса, Я. Рицоса, Н. Вреттакоса, О. Элитиса, Г. Сефериса, Ф. Ангулеса и др. распространялись в рукописях или

- 72 -

издавались тиражом в 50—100 экз. Стихи Н. Карвуниса, поэтесс С. Мавроиди-Пападаки и Паизи, В. Ротаса, А. Хадзиантиму и др., положенные на музыку, стали любимыми песнями Сопротивления. С 1942 стихи, рассказы, хроника, фельетоны, публицистич. выступления публиковались в печати освобожденных районов. В революц. греч. лит-ре впервые прозвучали свободолюбивые призывы, воскрешавшие в памяти героич. годы прошлого, особенно события нац. восстания 1-й четв. 19 в. Тема Сов. Союза и его армии-освободительницы нашла отражение в письм. лит-ре и в устно-поэтич. творчестве. Известное распространение в годы оккупации получили очерк, рассказ, реже — роман. Непосредств. отражение греч. Сопротивление нашло в произв. «Огонь» (1945) Д. Хаздиса (о борьбе Нар.-освободит. армии) и в романе-хронике Т. Корнароса «Концлагерь Хайдари» (1945), о мужеств. поведении заключенных патриотов. Героич. традиция С. л. возрождается в передовой греч. лит-ре конца 40 — нач. 70-х гг.

Лит.: Мочос Я., К. Варналис и пит-pa греч. Сопротивления, М., 1968; Ильинская С., «...Поднять над Элладою солнце!», «Ин. лит-ра», 1970, № 2.

Яннис Мочос.

Дания. В оккупированной Дании писатели становились активными участниками Движения Сопротивления. Был опубл. коллективный сб. «Горит огонь» (1944) и др. нелегальные издания; в числе авторов — Я. Палудан, Х. К. Браннер, М. А. Хансен, К. Сённербю, К. Абелль, Х. Кирк и др. Мн. писатели подверглись репрессиям: были арестованы Кирк, Х. Шерфиг, М. Андерсен-Нексё и др. В концлагере Кирк написал «Песнь Хорсерёда», а также роман «Раб». Шерфиг создал в подполье сатирич. антифаш. роман «Идеалисты» (1944). Писатель-священник К. Мунк опубл. произв., в к-рых призывал к нац. единству, осуждая предательство правящих кругов Дании (сб-ки стихов, нар. драма «Нильс Эббесен», 1942). В 1944 Мунк был убит гестаповцами. К стойкости и борьбе за свободу призывал Абелль в драмах «Королева-призрак» (1943) и «Силькеборг» (изд. 1946). В поэзии звучат тема родины, скорбь и боль за попранные права человека, надежда на светлое будущее. Таковы стихи О. Гельстеда (сб-ки «Датские берега», 1941—43, «Солнечные пятна», 1941, «Стихи в эмиграции», 1945), Х. Расмуссена (сб. «Стихи во время оккупации», изд. 1945), П. Сёренсена («Апрель в Дании», 1942), М. Нильсена, Н. Петерсена. Важным звеном С. л. стали также историч. романы «Свобода это снесет» (1943) К. Линнемана и «Счастливый Кристофер» (1945) М. А. Хансена.

Лит.: Кристенсен С. М., Датская лит-ра 1918—1952 гг., пер. с дат., М., 1963; Шатков Г. В., Осн. проблемы лит-ры дат. и норв. Сопротивления (1940—45), в кн.: Сканд. сборник, в. 14, Таллин, 1969; Skovmand R., De folkelige bevgægelser i Danmark, Kbh., 1951.

И. П. Куприянова.

Италия. Движение Сопротивления 1943—45 в Италии привело к обновлению лит-ры, к-рая, порывая с декадентством и формальными канонами, вернулась к реалистич. изображению нар. жизни, обрела нового героя — борца-антифаш. носителя лучших черт нац. характера. Этот сдвиг нашел отражение в многогранной поэзии Сопротивления. Кроме богатой фольклорной традиции (партиз. песни, антифаш. частушки), дань поэзии Сопротивления отдали маститые поэты Дж. Унгаретти, Э. Монтале, У. Саба. Поэты А. Гатто (сб. «Голова на снегу», 1944—45, опубл. 1949), С. Квазимодо (сб. стихов «Пята чужеземца на сердце», 1946) преодолели герметич. отрешенность (см. Герметизм) и в ясных образах воплотили высокие духовные, гуманистич. ценности, пафос антифашизма. Их поэзия стала действенным вкладом в нар. борьбу.

В прозе Сопротивления происходит поворот к социальной антифаш. теме: книга К. Леви «Христос остановился в Эболи» (1943—44, опубл. 1945), роман В. Пратолини «Квартал» (1945). Антифаш. мотивы в зашифрованной форме присутствуют в повести Э. Витторини

- 73 -

«Беседы на Сицилии» (1941); в романе «Люди и нелюди» (1945) Витторини с большой силой запечатлел героику Сопротивления. Из среды молодой интеллигенции, участвовавшей в борьбе с фашизмом, вышли крупные совр. писатели (В. Пратолини, И. Кальвино, К. Кассола, Дж. Бассани и др.), отразившие в своих произв. первого послевоен. пятилетия Сопротивление как эпопею нар. борьбы. Его идеи явились могучим стимулом развития послевоен. итал. лит-ры, прежде всего неореализма.

Публ.: Итал. лирика. XX век. Пер. с итал. под ред. С. Шервинского. Предисл. А. Суркова. [Сост. Е. Солонович], М., 1968.

Лит.: Потапова З., Неореализм в итал. лит-ре, М., 1961; Кин Ц., Миф, реальность, литература, М., 1968; Paoluzi A., La letteratura della Resistenza, Roma, 1956; Salinari С., Preludio e fine del realismo in Italia, Napoli, 1967.

З. М. Потапова

Нидерланды. Поэзия и проза воен. лет стали рупором обществ. мнения широких кругов народа. Большинство литераторов отказались сотрудничать в учрежденной фаш. администрацией «культурной палате» и перешли на нелегальное положение. На ручных печатных машинах подпольно печатались антифаш. боевые стихи, памфлеты, рассказы, обличавшие оккупантов. Ведущая роль в С. л. принадлежала поэтам. Опубл. в 1943 студентами амстердамского ун-та сб. «Песни гёзов» переиздавался шесть раз. Собранные в нем песни были стилизованы под революц. песни гёзов 17 в., но насыщены актуальным политич. содержанием. Форма нар. песни сочеталась с совр. разговорным языком. Поэт-лирик М. Нейхоф, самоотверженно работавший в подполье, издал свои антифаш. стихи: «К падшим» (1945) и «Свободны мы» (1945). Поэт Я. Камперт, погибший в концлагере, создал «Песнь восемнадцати казненных» (1943), ставшую своеобразным нац. гимном оккупированных Нидерландов. Пафосом ненависти к угнетателям пронизаны стихи и поэмы Э. Хорника, А. Дёйнкеркена (псевд. Асселбергса), А. Донкера (псевд. Донкерслота). Красноречивым документом эпохи, получившим после войны всемирную известность, стал «Дневник Анны Франк» (голл. назв. — «В заднем флигеле», 1947).

Хроникой воен. лет является антифаш. роман «Под сапогом» (1945) М. Деккера, рисующий грозовую предвоен. атмосферу и жизнь разных слоев нидерл. общества от чиновников и средней буржуазии до рабочих и крестьян в первый год оккупации.

Лит.: Глотов В., Что происходит в Голландии, «Правда», 1943, 5 авг.; Ладонь поэта. [Сб. стихов], М., 1964; Het vrije Boek in onvrije Tijd. Samengesteld door D. d. Jong, Leiden, 1958; Donker A., V in Vers, Leiden, 1965; Scheepmaker W., Verzetspoezie, «De Gids», 1965, apr. — mei, N 4; Haase H., Sporen van Geweld, там же; Schulte Nordholt, Literatuura en verzet, «Maatstaf», 1966, apr., N 1.

И. В. Волевич.

Норвегия. Во время оккупации мн. норв. писатели избрали путь молчаливого протеста, не опубликовав за пять лет ни одного произв. Значит. группа писателей (С. Унсет, Х. Крог) эмигрировала. Ведущим жанром норв. С. л. стала поэзия. Стихи Н. Грига, Г. Рейсс-Андерсена, А. Эверланна печатались в нелегальных изданиях, газетах и листовках. Публицистика Грига трех воен. лет составила сб. «Флаг» (1945), а стихи о борьбе норв. народа — сб. «Свобода» (1945). Участник Сопротивления Эверланн был заключен в концлагерь; Рейсс-Андерсену удалось бежать в Швецию, где он вместе с другими норв. поэтами (И. Хагеруп) продолжал писать стихи, зовущие к борьбе, издавал сб-ки поэзии Сопротивления, к-рые затем переправлялись в Норвегию. Образ человека из народа, к-рый в дни нац. катастрофы становится героем и борцом, — в центре историч. романов Ю. Фалькбергета «Ан-Магритт» (1940), А. Вогенса «Лассе Ага» (1941—43), А. Хауге «Сентябрьские заморозки» (1941), а также романов Ю. Боргена «Лета нет и не будет» (1944) и Т. Весоса «Дом во тъме» (1945), рассказывающих о жизни норв. народа в период оккупации.

- 74 -

Лит.: Bull F., Norsk lyrikk i krigsårene, Kbh., 1945; Jenssen G., Norsk presse under hakekorset. Den illegale presse, ved ... og Tryggve Hirsch, Oslo, 1945. См. также лит. к разделу Дания.

Л. Г. Григорьева.

Польша. Польская С. л. — одна из самых значительных среди других европ. лит-р. Польские писатели, деятели культуры в годы фаш. оккупации творили в условиях жесточайшего террора, в глубоком подполье. Мн. из них были расстреляны, замучены в тюрьмах и концлагерях. В подполье выходили ок. 1400 периодич. изданий, лит. журналов разных идейно-политич. ориентаций: «Przełom» («Перелом», 1942—43), «Miesiçcznik literacki» («Литературный ежемесячник», 1942—43), «Sztuka i Naród» («Искусство и народ», 1942—44) и др. Большой популярностью пользовались поэтич. антологии «Независимая песня» (1942), «Дух свободы в песне» (1942), «Правдивое слово» (1943). Наряду со стихами писателей старшего поколения (Л. Стафф, М. Яструн, С. Р. Добровольский и др.) в поэзии выделяется творчество т. н. «драматического поколения» варшавских поэтов: К. К. Бачиньского, Т. Гайцы, З. Строиньского, Т. Боровского — активных участников Движения Сопротивления. В творчестве поэтов всех поколений в эти годы с необычайной силой ожили нац.-освободит. мотивы польского романтизма нач. 19 в. Особенно ярко эти черты проявились в гражд. лирике Бачиньского (сб. «Избранные стихи», 1942), где война, оккупация, страдания народа и его борьба получили суровое и правдивое выражение. Гайцы (сб-ки «Призраки», 1943, «Обыкновенный гром», 1944), Строиньский, автор стихотворений в прозе (сб. «Окно», 1943), были представителями философ., интимной лирики. Создавалась политически острая партиз. поэзия и поэзия подполья. Большой популярностью пользовалась боевая, политич. сатира (Т. Холлендер и др.). Патриотизм — осн. черта всей польской поэзии периода оккупации.

Проза представлена публицистикой, репортажами, рассказами. Рассказы Р. Братного, В. Жукровского и др. появлялись в подпольной прессе начиная с 1942. Наибольшую популярность завоевала повесть А. Каминьского «Камни для редута» (1943), рассказывающая о героизме молодых подпольщиков Варшавы.

Во время войны в СССР находилась большая группа польских писателей-эмигрантов (В. Василевская, Л. Пастернак, Л. Шенвальд, Е. Путрамент и др.); они принимали активное участие в борьбе с гитлеровскими захватчиками в рядах Войска польского, созданного на территории Сов. Союза. Там же были изд. сб-ки стихов: А. Важик, «Сердце гранаты», 1943, Л. Шенвальд, «Из гостеприимной земли в Польшу», 1944, стихи и песни Л. Пастернака. В это время были опубл. сборники стихов В. Броневского «Примкнуть штыки!» (Иерусалим, 1943), «Дерево отчаяния» (Лондон, 1945). В США Ю. Тувим создавал поэму «Цветы Польши» (неоконч. изд. 1949).

В годы оккупации в польской лит-ре происходит процесс широкой демократизации, формируется новая идейно-худож. проблематика, подготовившая появление лит-ры Народной Польши.

Лит.: История польской лит-ры, т. 2, М., 1969; Стихи, найденные в развалинах, «Нов. мир», 1972, № 2; Szczawiej J., Antologia polskiej poezji podziemnej (1939—1945), Warsz., 1957; Zaleski Gr., Satyra w konspiracji, 1939—1944, Warsz., 1958; Bartelski L. M., Genealogia ocalonych, Kr., 1963; Sierotwiński S., Kronika życia literackiego w Polsce pod okupacją hitlerowką, «Rocznik naukowo-dydaktyczny zesz. 24. Prace historyczno-literackie», t. 3, Kr., 1966; Jastrzębski Z., Literatura pokolenia wojennego wobec dwudziestolecia, [Warsz., 1969]; Chojnacki Wł., Bibliografia zwartych druków konspiracyjnych, wydanych pod okupacją hitlerowską w latach 1939—1945, Warsz., 1970.

А. Г. Пиотровская.

Румыния. Фаш. диктатура и война были непопулярны в народе, и это отразилось в лит-ре. Писатели, не имея возможности открыто выразить общенар. мнение, прибегали к разным формам иносказания. В 1942 М. Р. Параскивеску опубл. сб. «Цыганские песни»;

- 75 -

в знак неприятия фашизма он включил в сб. переводы стихов Ф. Гарсиа Лорки, воспел вольнолюбие цыганского народа, к-рый истреблялся фашистами. В аллегорич. и метафорич. образах выразил отрицание фашизма и войны М. Бенюк (сб-ки «Стихи», 1943, «Потерянный город», 1943). В годы войны созданы насыщенные антивоен. мотивами «Песни под танками» (1940—44) Марии Бануш и стихи Магды Исанос. Аллегорическими по своей сути являлись и рассказы К. Петреску «Гибель чайки» (1943) и М. Садовяну «Мостики» (1943). Осуждение неоправданной жестокости (К. Петреску), противопоставление трудового народа человеконенавистнич. касте аристократов (М. Садовяну) воспринимались во время войны как острополитич. идеи. Прямым выпадом против нем. посла барона фон Киллингера и всей фаш. Германии, превратившей Румынию в свою вотчину, был памфлет Т. Аргези «Барон» (1943), за к-рый автор был заключен в концлагерь. В годы войны не могла появиться сатирич. комедия А. Кирицеску «Диктатор», выставляющая в гротескном свете фаш. заправил королевской Румынии. Прямой протест и политич. разоблачение фашизма, ввергнувшего рум. народ в войну, звучали в стихах А. Томы в подпольной коммунистич. печати («Дойна нацисту», 1941, «Письмо с Украины», 1943, и др.).

Публ.: Бануш М., Стихи, М., 1960; Бенюк М., Стихи, М., 1958; Тома А., Избранное, М., 1956.

Ю. А. Кожевников.

Франция. Движение Сопротивления, принявшее во Франции всенар. размах, создало обширную лит-ру; ее творцами были лучшие писатели страны. Во Франции сложилось разветвленное лит. подполье. Действовали подпольные изд-ва («Полночное изд-во», осн. П. де Лескюром, «Французская библиотека»). С 1942 выходил орган Нац. комитета писателей — газ. «Летр франсез». Ее основатель Ж. Декур был расстрелян. Мн. писатели были казнены (Г. Пери), пали в бою (Ж. Прево), погибли в лагерях (Р. Деснос, М. Жакоб).

Франц. С. л. успешно развивалась в поэзии, прозе, в драматургии. В подполье вышли поэтич. антологии «Честь поэтов» (1943) и «Европа» (1944). По выражению П. Элюара, поэзия «ушла в маки́», к партизанам; она должна была отказаться от созерцательности, эстетства, формалистич. ухищрений и посвятить себя служению людям. Это служение утверждается в кристальной чистоте и прозрачности стихов Элюара («Поэзия и правда 1942 года», 1942, «Лицом к лицу с немцами», 1942—45), в гневном пафосе, боевых призывах стихов Л. Арагона (сб-ки «Нож в сердце», 1941, «Глаза Эльзы», 1942, «Паноптикум», 1943, «Французская заря», 1945), в стихах других поэтов-коммунистов (Л. Муссинак, Э. Гильвик). Духом борьбы проникнуты стихи поэтов-католиков П. Ж. Жува, Л. Массона и других. Интонации нар. песни, разговорной речи звучат в стихах Р. Десноса и Ж. Превера. Огромную популярность приобрела «Песня партизан» (1943; авторы текста М. Дрюон и Ж. Кессель).

С острой антифаш. публицистикой выступали Л. Арагон, Ф. Мориак, А. Камю. Обширная документ. лит-pa о концентрационных лагерях представлена книгами Л. Муссинака («На плоту „Медузы“. Дневник политического заключенного», 1945), Ф. Амбриера («Большие каникулы», 1946) и др. Выступления Ж. Р. Блока по моск. радио составили кн. «От Франции оккупированной к Франции вооруженной» (изд. 1949). «Военный летчик» (1942) А. де Сент-Экзюпери — мужеств. книга о воен. действиях против вермахта. Героич. подвиг участников Сопротивления запечатлен в вышедших в подполье рассказах Веркора («Молчание моря», 1942), Э. Триоле («Авиньонские любовники», 1943; вошел в сб. «За порчу сукна штраф 200 франков», 1945), Арагона, К. Авлина, Ж. Адана, повести К. Моргана «Цена

- 76 -

человека» (1944; окончат. изд. 1946). С различных обществ. и эстетич. позиций рисуется Сопротивление в романах Р. Вайяна («Странная игра», 1945), Ж. Бори («Моя деревня в немецкие времена», 1945), С. де Бовуар («Чужая кровь», 1945).

Тираноборч. смысл имело обращение к формам античной трагедии у Ж. Ануя («Антигона», пост. 1943), в пьесах главы франц. экзистенциалистов Ж. П. Сартра («Мухи», пост. 1943) и Камю («Калигула», 1938, опубл. 1944, пост. 1945).

С. л. стала важным рубежом в развитии франц. нац. лит-ры по пути гражданственности и реализма.

Лит.: Наркирьер Ф., Франц. лит-pa Сопротивления, «Уч. зап. Воен. ин-та иностр. языков», 1948, № 5; Евнина Е., Лит-pa франц. Сопротивления (Период фаш. оккупации 1940—1944 гг.), М., 1951; История франц. лит-ры, т. 4, М., 1963; Я пишу твое имя, Свобода. Франц. поэзия эпохи Сопротивления. [Сост. и статьи С. Великовского], М., 1968; «Les Lettres françaises clandestines», [1942—1944]; Parrot L., L’intelligence en guerre, P., [1945].

Ф. С. Наркирьер.

Чехословакия. Одной из первых стран, захваченных гитлеровской Германией, была Чехословакия. С. л. явилась здесь отзвуком широкого антифаш. движения. В годы оккупации были казнены или погибли в концлагерях мн. крупные деятели культуры (Ю. Фучик, В. Ванчура, Я. Кратохвил, К. Полачек, писатель и художник Й. Чапек, критики-марксисты Б. Вацлавек, К. Конрад, Э. Уркс). Существовали лит-pa подцензурная и подпольные издания. Со стихами, зовущими народ на борьбу, выступал в подпольной печати Ф. Галас. Подпольно распространялась пламенная антифаш. публицистика Ю. Фучика, а в 1945 был опубл. написанный им в фаш. застенке «Репортаж с петлей на шее». Со страниц книги встает героич. образ человека-коммуниста. «Репортаж» соединяет в себе ценность документа эпохи и большую силу худож. обобщения.

В подцензурной лит-ре писатели обращаются к мотивам родной истории и природы, нар. сказаний и легенд, чтобы выразить патриотич. чувства и надежду на будущее освобождение (стихи В. Незвала, Я. Сейферта, Й. Горы, С. К. Неймана, Ф. Грубина). Эти же настроения проявляются в символич. поэзии (В. Голан). В прозе выделяются «Картины из истории чешского народа» (1939—40) Ванчуры. Патриотич. мотивы выражены и в историч. романах К. Нового, Э. Басса, Ф. Кубки. Трагизм времени запечатлен в стихах Й. Ортена. Неприятие оккупации и пессимистич. настроения преломляются в усложненной образности стихов «Группы 42» (Й. Кайнар, Й. Коларж). Ощущение трагизма вместе с поисками вечных ценностей пронизывает и психологич. роман (В. Ржезач, Я. Гавличек).

В Словакии, несмотря на заигрывания с писателями клерикально-фаш. пр-ва, созданного под эгидой Гитлера, положение лит-ры было также крайне тяжелым. В отвлеченной форме гуманистич. протест нашел свое выражение в творчестве «надреалистов» (Р. Фабры, Ю. Ленко, Ш. Жары, В. Рейсел). Родному краю, природе посвящены патриотич. стихи Я. Костры, А. Плавки, антивоен. пафосом пронизана поэзия П. Горова. В прозе получает широкое распространение жанр т. н. «лиризованной прозы» (Ф. Швантнер, Д. Хробак, М. Фигули). Для этого направления характерна героизация вольнолюбивой личности, изображенной в романтизированной обстановке естеств., «дикой» природы. Знаменательны обращение к бунтарской традиции (драма в стихах «Яношик», 1941, М. Разусовой-Мартаковой), актуализация революц. событий 1848 (поэма Я. Поничана «Странный Янко», 1941, драма И. Стодолы «Марина Гавранова», 1942). Вместе с тем существовала и нелегальная боевая антифаш. поэзия (Л. Новомеский, Ф. Краль, Я. Есенский, Я. Смрек). Мн. литераторы приняли участие в Словацком нац. восстании (1944), антифаш. героика к-рого предопределила дальнейшее развитие словацкой социалистич. лит-ры.

- 77 -

Лит.: Очерки истории чеш. лит-ры XIX—XX вв., М., 1963; История словацкой лит-ры, М., 1970; Шабловская И., Историч. роман в чеш. лит-ре Сопротивления, «Сов. славяноведение», 1970, № 1; Buriánek F., Cěská literatura XX století, Praha, 1966; Brabec J., Česká literatura v letech 1939—1945, «Česká literatura», 1966, N 2; Tomčík M., Slovenská literatúra 20 storočia, Praha, 1966; Kasač Z., Slovenská literatúra protifašistického odboja, «Slovenská literatúra», 1971, č. 3.

С. А. Шерлаимова.

Югославия. Гл. направление С. л. в Югославии — пропагандистская партиз. поэзия. Уже в 1941 в подпольной и партиз. печати опубл. стихи О. Жупанчича, Р. Зоговича, М. Бора. В ознаменование 24-й годовщины Октября была выпущена кн. «Антифашистские песни» (югосл. и сов. массовые песни). В 1942 появились книги стихов «Одолеем бурю» М. Бора, «Ласточка в пулеметном гнезде» Й. Поповича. В 1942 в период боев на Козаре их участником — поэтом С. Куленовичем — написана поэма «Стоянка, мать из Кнежполя», запечатлевшая героику и трагизм нар. борьбы (впервые прозвучала в устном исполнении). В последующие годы написаны стихи В. Назора, в 66 лет ушедшего к партизанам, К. Дестовника-Каюха. Ю. Каштелана, А. Шопова и И. Горана Ковачича, поэма к-рого «Яма» (1943, опубл. 1944) навсегда вошла в лит-ру Югославии как памятник жертвам фашизма и свидетельство неудержимой воли к свободе. В период борьбы опубликовано несколько сб-ков нар. поэзии.

Партиз. лит-pa представлена также очерками, рассказами, публицистикой Р. Зоговича, Б. Чопича, И. Дончевича, Й. Хорвата. Пьесы для партиз. театра писали М. Клопчич, М. Бор, Й. Хорват, М. Ярц. Проза Сопротивления, как и поэзия, показывала рождение и формирование человека с новым гражд., патриотич., интернационалистским сознанием.

Всего в годы войны в соединениях Нар.-освободит. армии и нелегально на оккупированной территории, по данным Военно-историч. ин-та (Белград), вышло более 9,5 тыс. названий книг, брошюр, газет, журналов; в т. ч. десятки публицистич. статей, рассказов, поэтич. сб-ков, отд. стихов, издававшихся часто в виде листовок. Наряду с произв. югосл. авторов печатались произведения сов. лит-ры тех лет — публицистика и стихи К. Симонова, И. Эренбурга, А. Фадеева; в 1944 был переведен и издан роман Б. Горбатова «Непокоренные». Героич. пафос, присущий С. л. Югославии, создавал внутр. близость между ней и сов. лит-рой Великой Отечеств. войны.

После освобождения стали известны стихи М. Дединаца, Н. Кранец-Пайлина, И. Грудена и др. поэтов, написанные в фаш. тюрьмах и концентрационных лагерях. Были опубл. также произв., иногда тематически непосредственно связанные с событиями оккупации и Сопротивления (лирика поэтессы Д. Максимович), авторы к-рых не принимали непосредств. участия в Сопротивлении, но по своей гражд. и творч. позиции отвергали фашизм (И. Андрич, М. Крлежа, Д. Тадиянович).

Илл. см. на вклейке к стр. 64—65.

Публ.: На марше. Народно-освободит. поэзия Югославии 1941—1945 гг. Пер. с сербскохорватского, словенского и македонского, [М., 1969].

Лит.: Яковлева Н. Б., Поэзия Югославии в годы нар.-освободит. борьбы (1941—45), «Сов. славяноведение», 1969, № 3.

Н. Б. Яковлева.