Гаспаров М. Л. Сонет // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. — М.: Сов. энцикл., 1962—1978.

Т. 7: «Советская Украина» — Флиаки. — 1972. — Стб. 67—68.

http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke7/ke7-0671.htm

- 67 -

СОНЕ́Т (итал. sonetto, от прованс. sonet — песенка) — твердая стихотв. форма: стихотворение из 14 строк, разделенных на два 4-стишия (катрена) и два 3-стишия (терцета); в катренах повторяются только 2 рифмы, в терцетах — 2 или 3. Расположение рифм допускает много вариантов; наиболее устойчивы два типа: 1) «итальянский» — катрены по схеме abab abab или abba abba, терцеты по схеме cdc dcd или cde cde; 2) «французский» — катрены по схеме abba abba, терцеты по схеме ccd eed или ccd ede. Из многочисл. условных правил, разработанных теоретиками С., наиболее общепризнаны два: а) «замкнутая» рифмовка катренов abba считается совершеннее, чем «открытая» abab; б) «замкнутым» катренам должны соответствовать «открытые» терцеты (cdc dcd или ccd ede), «открытым» катренам — «замкнутые» терцеты (ccd eed). Стих сонета — одиннадцатисложник в итал. и исп. поэзии; александрийский стих — во французской; 5-стопный ямб — в английской, 5-стопный и 6-стопный ямб — в немецкой и русской.

От этой классич. схемы на практике возможны отклонения в самых широких пределах: изменение порядка рифм (abab baab y А. С. Пушкина, abba baab у К. Д. Бальмонта), введение лишних рифм (abba cddc у Ш. Бодлера и др.), введение лишних строк («двойные сонеты», «сонеты с кодой» — дополнит. стихом, терцетом или даже неск. терцетами у Буркьелло, Ф. Берни и др.), вольный порядок катренов и терцетов (особенно у франц. символистов), использование нетрадиц. размеров (акцентный стих у Дж. М. Хопкинса, «односложные строки» у ряда экспериментаторов), вплоть до «сонетов» белым стихом у Меррила Мура, где от С. остается лишь 14-стишный объем. Из таких «вольных форм» канонизирован до нек-рой степени лишь «английский сонет» шекспировского типа abab cdcd efef gg.

Из всех твердых стихотв. форм европ. поэзии С. — единственная, получившая широкое распространение и свободно применяемая в лирике философской, любовной, описательной и пр. Отчасти это — следствие четкого внутр. членения, подчеркивающего диалектику мысли или развертывание описания. Уже ранние теоретики С. предусматривали «правила» не только для формы, но и для содержания С. (паузы, «точки» на границах строф; ни одно значащее слово не должно повторяться; последнее слово должно быть смысловым «ключом» всего стихотворения и пр.). В новое время не раз конструировались общие схемы развертывания содержания по 4 строфам сонета (напр., «тезис — развитие тезиса — антитезис — синтез» или «завязка — развитие — кульминация — развязка»), но проверка их на достаточно обширном историч. материале еще не предпринималась.

- 68 -

С. возник в Италии, в «сицилийской школе» 13 в.; первый известный образец — у Джакомо да Лентино (1220-е гг.). Ранние сонеты имеют схему abababab cdcdcd (без разделения на катрены и терцеты) и возникли, вероятно, из канонизации сочетания двух «страмботто» (южноитал. народная строфа неопредел. длины с рифмовкой abab...), но возможно и влияние строф канцоны. Классич. форму С. получает в тосканской поэзии «дольче стиль нуово», широкую популярность завоевывает благодаря Ф. Петрарке (317 сонетов о Лауре), становится едва ли не осн. формой итал. лирики Возрождения и барокко (высшими образцами считаются сонеты Микеланджело, Дж. Бруно, Т. Тассо). С 16 в. С. распространяется за пределы Италии: в Испанию и Португалию (от Х. Боски Альмогавера к Л. Камоэнсу и Лопе де Вега), во Францию (от К. Маро и лионцев к П. Ронсару и др. поэтам «Плеяды»), в Англию (от Г. Г. Серри и Т. Уайета к У. Шекспиру, Дж. Донну, Дж. Мильтону), в 17 в. появляется в Германии (М. Опиц, П. Флеминг и др.), в 18 в. — в России (В. К. Тредиаковский, А. П. Сумароков). Классицизм и Просвещение сопровождаются спадом моды на С. Романтизм возрождает ее вновь, причем на этот раз центром культуры С. являются Германия (А. Шлегель, Ф. Рюккерт, Н. Ленау, А. Платен), Англия (У. Вордсворт, С. Т. Колридж) и отчасти слав. страны (Я. Коллар, А. Мицкевич, в России — А. А. Дельвиг, А. А. Григорьев); продолжением или отталкиванием от романтизма было творчество мастеров С. 19 в. (Э. Б. Браунинг, Д. Г. Россетти, Ш. Бодлер, Ж. Эредиа, А. Кентал). Символизм и модернизм культивировали форму С. и выдвинули многих видных мастеров (П. Верлен, П. Валери, Г. Д’Аннунцио, С. Георге, Р. М. Рильке, В. Я. Брюсов, Вяч. Иванов и др.; из поэтов, преодолевших модернизм, — И. Бехер). В сов. поэзии с формой С. (в т. ч. с венком сонетов) экспериментировали И. Сельвинский, С. Кирсанов, но большого распространения она не получила (см. «Звездные сонеты» Л. Вышеславского, сонеты Н. Матвеевой и др.).

Лит.: Гроссман Л., Поэтика сонета, в его кн.: Борьба за стиль, М., 1927; Mönch W., Das Sonett: Gestalt und Geschichte, Hdlb., 1955 (есть библиография).

М. Л. Гаспаров.