61
СОЛОМО́С (Σολωμός), Дионисиос [8(19). IV. 1798, о-в Закинф, — 9(21). II. 1857, Керкира] — греч. поэт. Окончил юридич. ф-т Павийского ун-та. В Павии появились первые стихи С. на итал. яз.; в символико-аллегорич. образах воспевал он свободолюбивый дух греч. народа. В 1818 С. вернулся на о-в Закинф. Вместе с др. деятелями Ионических о-вов в 1821 подписал меморандум англ. королю с требованием отменить кабальные условия брит. протектората. Одновременно вступил в ряды подпольной орг-ции «Филики Этерия», готовившей вооруж.
62
восстание. Восстание (март 1821) явилось поворотным моментом в творчестве С. В мае 1823 он создал первое крупное произв. на нар. греч. языке «Гимн Свободе» (‘Ύμνος εἰς τήν ’Ελευθερίαν). Теме нар. борьбы посвящены и поэма «Ода на смерть Байрона» (Εἰς τό θάνατο του̃ λόρδου Μπάϊρον, 1825) и лирико-философ. поэма «Свободные осажденные» (’Ελεύθεροι πολιορκημένοι), над к-рой он работал всю жизнь. В 1826 С. пишет сатиру в прозе «Женщина с Закинфа» (‘Η Γυναίκα Ζάκυνθος), разоблачая греч. реакционеров. В романтич. поэме «Ламброс» (‘Ο Λάμπρος, 1826—29) человек бросает вызов богу, обвиняя его в попустительстве несправедливости. Поэмы С. последних лет жизни написаны на итал. яз.: «Греческий корабль» («La navigella greca»), «Сапфо» («Saffo»), «Мать гречанка» («La madre greca»), но и в этих стихах использованы мотивы греч. фольклора. Выступая за утверждение нар. языка — димотики (трактат-памфлет «Диалог», 1824), С. оказал влияние на формирование новой греч. лит-ры. С 1865 первые строфы «Гимна Свободе» стали нац. гимном Греции.
Соч.: ‘Άπαντα, τ. 1—2, ’Αθη̃ναι, 1948—60; в рус. пер. — Песни свободы, М., 1964.
Лит.: Мочос Я., Дионисиос Соломос, «ВЛ», 1964, № 2; Μάρκου Α., Σολωμός..., в его кн.: «‘Άπαντα, τ. Α, ’Αθήνα, 1964; Δημαρα̃ Κ. Θ., ‘Ιστορία τη̃ς νεοελληνικη̃ς λογοτεχνίας, ’Αθήνα, 1964; Λίνου Πολίτη, Γύρω στό Σολωμό, Athenes, 1958; Sherrárd Ph., The marble threshing floor, L., 1956, p. 71—75.
Яннис Мочос.