- 59 -
СОЛОГУ́Б (псевд.; наст. фамилия — Тетерников), Федор Кузьмич [17.II (1.III). 1863, Петербург, — 5.XII.1927, Ленинград] — рус. писатель. Род. в бедной семье (отец — портной, мать — крестьянка). Окончив в 1882 учит. ин-т, 25 лет преподавал математику. Первые стихи напечатал в 1884. Принадлежал к символистам «старшего» поколения (вместе с З. Гиппиус, Н. Минским, И. Анненским, К. Бальмонтом, В. Брюсовым). Исключит. влияние на творч. сознание С. оказали годы пребывания в провинции (1882—92). Мрачные картины провинц. быта с большой силой нарисованы в его романах. Герой автобиографич. романа «Тяжелые сны» (1896) учитель Логин, мечтатель, бессильный
- 60 -
перед враждебной средой, в следующем и лучшем романе С. «Мелкий бес» (1907) сменяется страшной фигурой учителя Передонова, пакостника, доносчика, верноподданного обывателя, воплощающего все пошлое и подлое, что виделось С. в жизни и человеке. Гротескно-заостренный образ Передонова стал нарицательным.
В романе «Творимая легенда» (1914) С. пытается противопоставить пошлости передоновых преобразующую силу мечты и иск-ва. Гл. герой романа Триродов — педагог, поэт, всесильный «колдун», утопическое «я» автора — антипод Передонова, торжествующий над ним в фантастич. мире «творимой легенды». Элементы реалистич. гротеска причудливо сочетаются здесь с мистикой, эротикой, болезненной фантастикой, характерными для многих созданий С. В романах «Слаще яда» (1912) и «Заклинательница змей» (1921) изображены трагич. судьбы двух женщин — «мещаночки» Шани Самсоновой и работницы Веры Карпуниной, заставившей фабриканта передать свое состояние рабочим и убитой ревнивым женихом. Выделяются рассказы С. о детях, отмеченные лиризмом и знанием дет. психологии.
Противопоставление мечты и действительности характеризует и поэзию С. («Ветер тучи носит, Носит вихри пыли. Сердце сказки просит И не хочет были...»). В своих стихах С. рисует призрачные миры («звезда Ойле»), противопоставляет грубой Альдонсе прекрасную Дульцинею, воспевает смерть как освободительницу от пошлости, прославляет чувственную любовь, в к-рой видит единств. светлое начало. Во мн. стихотворениях — богоборч. мотивы, индивидуалистич. утверждение всесильной творч. личности. В стихах С. сказалась его любовь к родной земле («Милее нет на свете края, о родина моя!..», «...Тебе, отчизна, стон и радость, и безнадежность, и покой...»). Отличающаяся значит. мастерством, поэзия С. в целом стоит выше его прозы, за исключением романа «Мелкий бес». С. — «...прекрасный поэт; его „Пламенный круг“ — книга удивительная, и — надолго», — писал М. Горький о лучшем поэтич. сб. С. (Собр. соч., т. 30, 1955, с. 57). Считая С. талантливейшим выразителем пессимистического миросозерцания, типичным представителем (наряду с Э. По, Э. Т. А. Гофманом, отчасти — Н. В. Гоголем) пассивного романтизма, подчеркивая неприемлемость для себя осн. идей С. и указывая на необходимость борьбы с ними, Горький советовал начинающим писателям изучать поэтику С. Лирику С. ценили также А. Блок, А. Белый, В. Брюсов. Стих его — неяркий, певучий, «традиционный». Избегая резких рифм, поэт широко пользуется аллитерацией, внутр. рифмой, прозаизмами, образами фольклора. Большое воздействие на С.-поэта оказали франц. символисты, особенно П. Верлен, стихи к-рого он мастерски переводил (два изд. — 1908 и 1923). В 1905—07 С. сотрудничает в антиправительств. изданиях, пишет язвительные «Политические сказочки», злые эпиграммы на царя и его окружение. Поражение революции усилило пессимизм С.
С. приветствовал свержение самодержавия. Однако Октябрьскую революцию он не понял. Впоследствии С. издал свои революц. стихи разных лет — сб. «Соборный благовест» (1921; в 1923 вышло доп. издание под назв. «Великий благовест»). Переводил Вольтера, Г. де Мопассана, Т. Готье, Ш. Бодлера, П. Верлена, А. Рембо, Г. Гейне, О. Уайльда, Ш. Петёфи, Х. Н. Бялика,
- 61 -
Т. Г. Шевченко и др. С. принадлежит ряд пьес и статей.
Соч.: Собр. соч., т. 1, 3—20, П., 1913—14; Ярый год, М., 1916; Алый мак, М., 1917; Фимиамы, П., 1921; Одна любовь, П., 1921; Небо голубое, Ревель, 1922; Костер дорожный, М. — П., 1922; Чародейная чаша, П., 1922; Мелкий бес, М. — Л., 1933; то же, Кемерово, 1958; Стихотворения. [Вступ. ст. О. Цехновицера], Л., 1939; [Стихотворения], в сб.: Рус. поэты о Родине, Л., 1943; [Стихотворения], в сб.: Стихотворная сатира первой рус. революции (1905—07), Л., 1969.
Лит.: О Ф. Сологубе. Критика. Статьи и заметки. Сост. А. Чеботаревская, СПБ, 1911; Брюсов В., Ф. Сологуб, в его кн.: Далекие и близкие, М., 1912; Эренбург И., Ф. Сологуб, в его кн.: Портреты современных поэтов, М., 1923; Михайловский Б. В., Творчество Ф. Сологуба, в его кн.: Лит-ра XX века, М., 1939; Блок А., Творчество Ф. Сологуба, Собр. соч., т. 5, М. — Л., 1962; Чуковский К., Путеводитель по Сологубу, Собр. соч., т. 6, М., 1969; Библиография соч. Ф. Сологуба, СПБ, 1909; История рус. лит-ры конца 19 — нач. 20 века. Библиографич. указатель, под ред. К. Д. Муратовой, М. — Л., 1963.
С. Л. Залин.