1031

СОВЕ́ТСКАЯ ПЕЧА́ТЬ И ЛИТЕРАТУ́РА. Сов. печать, являясь идейным оружием КПСС, играет большую роль в развитии сов. лит-ры. В новых историч. условиях она продолжает и развивает традиции дооктябрьской большевистской печати. Еще до революции В. И. Ленин в статье «Партийная организация и партийная литература», а также в переписке с М. Горьким поставил вопрос о тесной связи через партийную печать «литераторской работы» с деятельностью и руководством партии. Сотрудничеству писателей в пролет. печати, публикации в партийных газетах и журналах худож. произведений,

1032

лит.-критич. статей и публицистич. выступлений литераторов он придавал серьезное значение.

Большое место отводила вопросам лит-ры дореволюц. «Правда» (первый номер газеты вышел 5 мая 1912), в работе к-рой принимал активное участие В. И. Ленин.

В эти годы чрезвычайно сложного лит. развития «Правда» боролась за реалистич. иск-во. Эстетике декадентства, разрывавшей связи лит-ры с рус. обществ. мыслью 19 в., «Правда» противопоставила платформу идейного партийного иск-ва, продолжавшего лучшие традиции передовой рус. лит-ры. «Правда» рассказывала рабочим читателям об А. Н. Радищеве, А. С. Пушкине, Н. В. Гоголе, М. Е. Салтыкове-Щедрине, Н. А. Некрасове, А. И. Герцене, Н. П. Огареве, Н. Г. Чернышевском, Н. А. Добролюбове, раскрывая освободит. идеи их творчества, в противоположность бурж. критике, стремившейся затушевать революц. смысл их лит. деятельности. «Правда» вела борьбу с «литературным распадом», находившим свое выражение в усилении индивидуалистич., субъективистских тенденций в творчестве совр. писателей, в идейных шатаниях, тяге к мистицизму, эротике. Со статьями о совр. лит-ре на страницах «Правды» выступали М. С. Ольминский, В. В. Воровский, К. С. Еремеев. «Правда» объединяла силы пролет. писателей; здесь печатались М. Горький, Д. Семеновский, писатели-самоучки, вышедшие из рабоче-крест. среды: И. Садофьев, А. Гмырев, Л. Котомка (Зеленский), А. Поморский, Я. Бердников, А. Маширов-Самобытник, И. Ерошин. Постоянным поэтом «Правды» был Демьян Бедный.

Следуя по пути, указанному В. И. Лениным и проложенному дооктябрьскими большевистскими газетами, партийная и сов. печать — газеты «Правда», «Известия», «Комсомольская правда», республиканские, областные, отраслевые газеты — с самого начала своего существования привлекает писателей к участию в работе, постоянно занимается вопросами лит-ры и иск-ва. Сов. и партийная печать помогает художнику социалистического реализма найти свое место в рабочем строю. Сотрудничество писателя в периодич. печати постоянно оказывалось одним из путей его приобщения к социальным, духовным, идеологич. процессам современности. Включение художника в движение общественно-публицистич. мысли способствует выработке у него более точных социальных оценок изображаемого, утверждению партийной позиции в понимании действительности и в творчестве. С участием в сов. печати связана деятельность писателей всех социалистич. наций, всех братских лит-р: М. Горького, Д. Бедного, А. Серафимовича, В. Маяковского, Н. Погодина, М. Кольцова, В. Вишневского, М. Шолохова, И. Ильфа и Е. Петрова, Л. Леонова, А. Толстого, И. Эренбурга, Н. Тихонова, А. Твардовского, К. Симонова, А. Суркова, А. Безыменского, А. Корнейчука, В. Василевской, М. Рыльского, М. Бажана, П. Бровки, Р. Гамзатова, С. Айни, Б. Кербабаева, А. Исаакяна, Г. Леонидзе, А. Упита и др.

Формы связей лит-ры с газетой разнообразны. Писатели выступают в газетах как авторы стихов, публицистич. статей, рассказов, очерков, фельетонов, активно участвуя тем самым в коммунистич. воспитании широких масс трудящихся. Вместе с тем сов. печать, рассматривая проблемы лит-ры в связи с общими проблемами коммунистич. строительства, способствует определению правильного пути развития лит-ры, помогает ее росту. В этом смысле большую роль играют лит.-критич. статьи, рецензии, библиографич. заметки, систематически помещаемые на страницах газет и партийных журналов.

В сов. печати были опубл. важнейшие решения партии по вопросам иск-ва и лит-ры (см. Советская литература, раздел: «Постановления Коммунистической партии по вопросам советской литературы»). Печать раскрывает

1033

их смысл и значение, пропагандирует взгляды В. И. Ленина на лит-ру, проводит в жизнь политику партии в области худож. лит-ры. На каждом новом этапе истории страны сов. печать, исходя из принципа партийности, разъясняет характер и особенности творч. задач, стоящих перед сов. лит-рой.

Исключительно важную роль в развитии сов. печати и лит-ры, в укреплении их тесной связи играли публиковавшиеся в «Правде» и др. органах работы и выступления В. И. Ленина, в т. ч. непосредственно касающиеся вопросов печати и лит-ры: «О характере наших газет» («Правда», 1918, 20 сент.), «Талантливая книжка» («Правда», 1921, 22 ноября), «К десятилетнему юбилею „Правды“» («Правда», 1922, 5 мая), «В лакейской» (опубл. «Большевик», 1925, № 23—24), «Маленькая картинка для выяснения больших вопросов» (опубл. «Правда», 1926, 7 ноября) и др. «Поменьше политической трескотни, побольше внимания самым простым, но живым, из жизни взятым, жизнью проверенным фактам коммунистического строительства — этот лозунг надо неустанно повторять всем нам, нашим писателям, агитаторам, пропагандистам, организаторам и так далее», — писал Ленин в ст. «Великий почин» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 39, с. 13).

В дооктябрьской большевистской печати сформировались кадры парт. литераторов, к-рые после Октября всемерно содействовали укреплению связей лит-ры и сов. печати. А. В. Луначарский, И. И. Скворцов-Степанов, М. С. Ольминский, П. Н. Лепешинский, Н. Л. Мещеряков и др. выступали в партийной и сов. печати по самым острым вопросам лит. движения.

В первые годы революции в сов. печати активно обсуждались проблемы лит. развития, связанные со становлением новой лит-ры, особенно вопрос об отношении нового иск-ва к классич. наследию. Сов. печать боролась против «левых» тенденций, отрицавших связь между новым иск-вом и великим иск-вом прошлого. В этом плане особенно важно опубл. в «Правде» выступление В. И. Ленина на 3-м съезде комсомола, а также дискуссия об издании классиков, в к-рой приняла участие Н. К. Крупская (см. ее статью «Неосновательные опасения», «Правда», 1919, 6 февр.).

Рецидивы нигилистич. отношения к классич. наследию, в той или иной форме проявлявшиеся в лит-ре и иск-ве, заставляли периодически возвращаться к этой проблеме. Очень важны выступления А. В. Луначарского, в частности его статья «Об Александре Николаевиче Островском и по поводу его» («Известия», 1923, 11 и 12 апр.), отстаивающая верность классич. традициям в лит-ре и иск-ве. «...Борьба со всем художественным прошлым человечества, как буржуазным искусством, есть вредная нелепость, против которой я всегда буду протестовать», — писал Луначарский (Собр. соч., т. 1, 1963, с. 200). Особое значение приобретали статьи, посв. деятелям лит-ры и иск-ва прошлого. Так, широко были отмечены юбилеи А. И. Герцена (1920), Н. А. Некрасова (1921), М. Е. Салтыкова-Щедрина (1926), Л. Н. Толстого (1928), Н. Г. Чернышевского (1928).

Постоянная дискуссия шла в печати первых лет революции вокруг теории и практики Пролеткульта. Особенно важны опубликованные в «Правде» документ «О пролеткультах. Письмо ЦК РКП» (1920, 1 дек.) и выступления Н. К. Крупской и Я. А. Яковлева. Н. К. Крупская писала о замкнутости работы Пролеткультов в ст. «О пролетарской культуре» («Правда», 1918, 23 марта). В 1922 после появления статьи В. Плетнева «На идеологическом фронте. Цели и задачи Пролеткульта» (там же, 27 сент.), вызвавшей резкую критику со стороны В. И. Ленина, «Правда» 8 окт. напечатала статью Н. К. Крупской «Пролетарская идеология и Пролеткульт», а 24—25 окт. — статью Я. А. Яковлева «О „пролетарской культуре“ и Пролеткульте», написанную

1034

по заметкам, сделанным В. И. Лениным на полях газеты со статьей Плетнева. Непосредственно к статьям «Правды» о Пролеткульте примыкало выступление Луначарского в «Известиях» — «Еще к вопросу о культуре» (1922, 3 ноября), также одобренное В. И. Лениным. Столь же последовательно выступала сов. печать против футуристских и лефовских теорий.

Острая классовая борьба в области идеологии требовала особого внимания к лит-ре внутренней и внешней эмиграции, проводившей антисоветские сменовеховские, националистич. идеи. Борьба с этой лит-рой, с сохранившимися и оживившимися в связи с нэпом бурж. изданиями, с проникновением чуждых идей в сов. лит-ру стала одной из важных задач сов. печати 20-х гг. Идейная непримиримость, развенчание громких фраз о «преданности народу», раскрытие враждебной сущности бурж. лит-ры — главное в опубл. в «Известиях» статьях А. Серафимовича «В капле» (1917, 12 дек.) и «Братья-писатели» (1918, 12 янв.); М. Кольцова «Автор и герой» («Правда», 1922, 17 ноября), «Голос Бунина» (там же, 1924, 24 апр.) и «Подметное письмо» (там же, 1927, 4 авг.); Н. Мещерякова, П. Когана и др., посвященных книгам и судьбам бурж. литераторов. Серьезный анализ сменовеховства содержался в статье А. С. Бубнова «Три лозунга» («Правда», 1923, 15 июля).

Видное место в газетах и журналах 20-х гг. занимали статьи, посв. совр. лит-ре, рецензии на новые книги, библиографич. рекомендации. Охват явлений и авторов был чрезвычайно широк. Наряду с произв. писателей старшего поколения — М. Горького, А. Блока, В. Брюсова, А. Неверова, А. Свирского, А. Серафимовича, К. Тренева и др. — «Правда» умела заметить произв., «богатые будущим» (А. Луначарский). Так были по достоинству оценены книги мало тогда известных писателей — Л. Сейфуллиной, Д. Фурманова, М. Шолохова, М. Исаковского, В. Катаева и др. Как известно, рецензентами молодых писателей нередко выступали крупнейшие литераторы. М. Горький «открыл» советской лит-ре М. Исаковского (рецензия на сб. стихов «Провода в соломе» опубл. в «Известиях», 1928, 27 янв.). А. Серафимович рассказал читателям о Д. Фурманове, о «Цементе» Ф. Гладкова («...Это первое широкое полотно строящейся революционной страны», «Правда», 1926, 16 февр., с. 2), о «Тихом Доне» М. Шолохова («Правда», 1928, 19 апр.).

Поддерживая пролет. писателей, «Правда» и вся сов. печать в то же время положительно относилась к талантливым произв. т. н. попутчиков. Ряд статей о творчестве «попутчиков» напечатал в «Правде» редактор журнала «Красная новь» А. Воронский. Особое внимание газ. «Правда» и орган ЦК ВКП(б) журнал «Большевик» уделяли вопросам партийного руководства лит-рой и иск-вом. Еще до появления резолюции ЦК РКП(б) «О политике партии в области художественной литературы» от 18 июня 1925 в «Правде» был опубл. ряд дискуссионных статей, к-рые дали возможность наметить осн. задачи партии в области лит-ры, выдвинув на первый план борьбу с капитулянтством и комчванством.

Сов. печать, и прежде всего газ. «Правда», последовательно проводила в жизнь линию партии, борясь за строительство новой лит-ры. Принципиально важными были выступления газеты как против троцкистского отрицания самой возможности пролет. культуры и лит-ры, так и против догматизма рапповских деятелей, выдвинувших в конце 20-х гг. ошибочные лозунги лит. движения. «Правда» и «Комсомольская правда» неоднократно выступали против сектантской линии журн. «На литературном посту», разжигавшего групповую борьбу в то самое время, когда начался процесс консолидации лит. сил (см. ст. «За консолидацию коммунистических сил пролетарской литературы», «Правда», 1929, 4 дек.). Многие вопросы лит-ры, и в первую очередь задача

1035

объединения лит. сил, ставились в статьях М. Горького, к-рые в конце 20-х гг. часто появлялись на страницах «Правды» и «Известий»; так, в «Известиях» только в 1928 были опубл. статьи: «О пользе грамотности» (20 апр.), «О грамотности» (21 апр.), «О возвеличенных и „начинающих“» (1 мая), «О начинающих писателях» (16 сент.), «Литературное творчество народов СССР» (19 сент.), «Механическим гражданам СССР. Ответ корреспондентам» и «Еще о механических гражданах» (7 окт. и 27 ноября).

Значение сов. печати было очень велико и на том историч. рубеже, когда возникла необходимость перехода к новым формам лит. развития, конкретно определенным в пост. ЦК ВКП(б) от 23 апр. 1932 «О перестройке литературно-художественных организаций» (опубл. в «Правде», 24 апр.). Сов. печать не только показала важность этого партийного решения, но и разъяснила смысл ликвидации лит.-худож. группировок и создания единого Союза писателей в свете все возрастающих задач строительства многонациональной худож. культуры. В ряде статей — «За ленинскую литературную критику» (1932, 15 апр.; написана группой авторов Ин-та красной профессуры), в статье П. Юдина «Против извращения ленинского учения о культурной революции» (1932, 23 апр.) и др. — «Правда» осудила методы рапповской культурной политики и решительно поддержала процесс консолидации лит. сил на платформе строительства социализма. «Решение ЦК, — писала „Правда“ в ст. „На уровень новых задач“ (1932, 9 мая, с. 2), — даст решительный толчок ликвидации групповой обособленности, кружковой замкнутости, элементов семейственности и необъективности критики».

Борьба за лит-ру социалистич. реализма рассматривалась как борьба за лит-ру высокого мастерства, как создание иск-ва, нужного и понятного массам. В этом направлении развернулись на страницах печати дискуссии перед 1-м Всесоюзным съездом сов. писателей, в частности дискуссия по вопросам языка худож. лит-ры; начало ее было положено опубликованием в «Правде» статей М. Горького «О бойкости» и «О языке» (1934, 28 февр. и 18 марта). «Правда», «Известия», «Литературная газета», все респ. газеты широко освещали деятельность 1-го съезда писателей (1934).

Сов. печать на практике осуществляла постоянные связи партии, сов. общественности и лит-ры; на ее страницах в 30-е гг. были опубл. статьи, речи, выступления по вопросам лит-ры видных деятелей Сов. гос-ва и социалистич. культуры — М. И. Калинина, А. В. Луначарского, А. С. Бубнова. Ценными для худож. раскрытия в лит-ре образа В. И. Ленина были статьи Н. К. Крупской: «Ленин и Горький» («Комсомольская правда», 1932, 25 сент.), «Как писателям работать над биографией Ленина» («Литературная газета», 1935, 24 янв.), «О пьесах, посвященных Октябрю» («Правда», 1937, 13 дек.).

Подавая пример всей сов. печати, «Правда» постоянно информировала своих читателей о лит. жизни в республиках. На страницах сов. печати в 30-е гг. плодотворно развертывалась деятельность М. Горького, горячо пропагандировавшего идеи социалистич. иск-ва, его активный, утверждающий характер. Такие выступления, как «С кем вы, „мастера культуры“?» («Правда», «Известия», 1932, 22 марта), «Литературные забавы» («Правда», «Известия», 1935, 18 и 24 янв.) были необходимы для духовного самоопределения писателей в идеологич. борьбе. Выступления Горького, его речи на съезде писателей, статьи о задачах руководимых им журналов, публиковавшиеся в «Известиях» и «Правде», намечали широкие перспективы развития лит-ры братских сов. народов; они подчеркивали важность изображения лит-рой процесса формирования нового человека,

1036

раскрытия его бытия как деяния, изменяющего мир. Выступления Горького содействовали разработке теории социалистич. иск-ва, научной постановке критики. Еще в 1932 «Правда» указывала на необходимость изучения эстетич. наследия классиков марксизма. Журн. «Большевик» (1934, № 11) в рецензии М. Лифшица на книгу А. В. Луначарского «Ленин и литературоведение» отметил значение подобных исследований, остро поставил вопрос о недопустимости вульгарного понимания иск-ва и лит-ры; сама ценность книги усматривалась в противопоставлении ленинизма «вульгарно-социологическому» или «экономическому» подходу к литературе.

Борьба с вульгарным социологизмом, начатая Горьким и Луначарским и решительно поддержанная на страницах «Правды» («Привить школьникам любовь к классической литературе», 1936, 8 авг.), способствовала более углубленному пониманию специфики реалистич. лит-ры, ее эстетики. Выступая против концепций идеалистич. эстетики, журн. «Большевик» отмечал, что марксизм не обособляет эстетич. элемента, не противопоставляет его этике или политике, а рассматривает его в живой связи со всеми сторонами обществ. жизни. С этих позиций рассматривались и пропагандировались в сов. печати худож. богатства русской классики, эстетич. завоевания революц. демократов (В. Лебедев-Полянский, «Виссарион Григорьевич Белинский», «Большевик», 1936, № 12; В. Кирпотин, «Добролюбов», там же, 1936, № 4; В. Кружков, «Д. И. Писарев», там же, 1940, № 21).

Помогая утверждаться иск-ву народному, реалистическому, «Правда» обращала внимание на необходимость повысить обществ. активность лит-ры, укрепить связь художника с жизнью трудящихся. В «Правде» (1936, 9 апр.) была опубл. статья М. Горького «О формализме». Повышению идейно-худож. уровня лит-ры, росту лит. критики помогали и др. выступления партийной печати. Большую роль в деле коренного улучшения журнальной критики сыграло пост. ЦК ВКП(б) «О литературной критике и библиографии» («Большевик», 1940, № 23).

Борьба сов. печати за повышение ответственности писателей и критиков перед народом была особенно важна в годы, когда нарастала угроза фаш. агрессии. Завоевания социалистич. культуры и лит-ры рассматривались как один из фронтов антифаш. борьбы. Глубоко закономерны на страницах сов. печати выступления заруб. писателей в защиту культуры, против фаш. варварства (Э. Хемингуэй, «Человечество этого не простит», «Правда», 1938, 1 авг., и др.).

Сов. печать в 30-е гг. не раз обращала внимание литераторов и деятелей иск-ва на важность патриотич. воспитания читателя. На ее страницах находили поддержку писатели, работавшие над темой защиты социалистич. отечества. В 1936 в «Правде» появляется раздел «Оборона Советского Союза». С очерками и рассказами, со статьями по воен. вопросам в газете выступали Вс. Вишневский, В. Киршон, Л. Никулин, А. Игнатьев и др.

Роль сов. печати особенно возросла в годы Великой Отечеств. войны. Уже 23 июня 1941 в «Правде» появились первые воен. стихи — «Присягаем победой» А. Суркова, «Победа будет за нами!» Н. Асеева; 24 июня в «Известиях» и «Красной звезде» была напечатана «Священная война» В. Лебедева-Кумача, а 25 июня в «Правде» — «Песня смелых» А. Суркова. Работа в газете, живое слово писателя, обращенное к народным массам, приобрели в это время важнейшее значение (см. Писатель в газете). В печати воен. времени, будь то «Правда» или дивизионная многотиражка, писатели создавали героич. летопись жизни народа и его армии, рисовали их подвиги на фронтах, тяжелые

1037

испытания, выпавшие на их долю в первые годы войны, и победное наступление сов. армий на Запад, закончившееся разгромом фашизма.

Статьи А. Н. Толстого «Что мы защищаем» («Правда», 1941, 27 июня), «Родина» («Правда», 1941, 7 ноября), «Кровь народа» («Красная звезда», 1941, 19 окт.), «Москве угрожает враг» («Правда», 1941, 18 окт.) и др. воспитывали чувство сов. патриотизма, напоминали о связи современности с героич. прошлым рус. народа, «заражали» читателя историч. оптимизмом. С «Красной звездой» и «Правдой» связана в годы войны антифаш. деятельность И. Эренбурга, статьи к-рого раскрывали подлинное лицо фашизма, будили чувство ненависти к врагу. Публицистика в газете была представлена именами М. Шолохова, Л. Леонова, Б. Горбатова, Н. Тихонова, В. Василевской, Вс. Вишневского и мн. др. писателей.

Особый раздел составляли в газетах очерки и корреспонденции с фронтов. Многие сов. писатели с первых дней войны стали корреспондентами «Правды», «Известий», «Красной звезды», «Комсомольской правды» (К. Симонов, Б. Полевой, Е. Петров, В. Гроссман, П. Павленко, А. Фадеев, А. Сурков, А. Гайдар, Ю. Жуков, А. Калинин, Ю. Крымов, Б. Лапин, Э. Хацревин и др.). Часто крупные произв. поэзии и прозы вначале появлялись на газетном листе, а не в журнале. Газеты публиковали в годы войны повести, поэмы, пьесы, даже романы. В «Правде» были опубл. поэмы «Киров с нами» (1941) и «Ленинградские рассказы» (1942) Н. Тихонова, главы из поэмы «Василий Теркин» (1942) А. Твардовского, главы «Пулковского меридиана» (1942—43) В. Инбер; пьесы «Фронт» (1942) А. Корнейчука и «Русские люди» (1942) К. Симонова; «Письма к товарищу» (1941—44) и «Алексей Куликов, боец...» (1942) Б. Горбатова, главы из романа М. Шолохова «Они сражались за Родину» (1943—44), главы из повести Л. Леонова «Взятие Великошумска» (1944). В «Комсомольской правде» печатались поэмы «Двадцать восемь» и «Лиза Чайкина» (обе 1942) М. Светлова, «Февральский дневник» (1942) О. Берггольц; повесть «Март — апрель» (1942) В. Кожевникова, роман «Молодая гвардия» А. Фадеева (с марта 1945). Значит. произв. опубликованы в «Красной звезде»: поэмы К. Симонова «Сын артиллериста» (1941), Н. Тихонова «Слово о 28 гвардейцах» (1942); повесть В. Гроссмана «Народ бессмертен» (1942), «Рассказы Ивана Сударева» (1942) А. Н. Толстого. В «Известиях» появилась «Радуга» (1942) В. Василевской. На газетных страницах появлялась публицистика, стихи, рассказы, пьесы писателей братских республик — Я. Коласа, С. Нерис, А. Кулешова, А. Упита, В. Лациса, Джамбула и др.

В годы войны возросла роль военной печати. В действующей армии издавалось неск. сот газет — фронтовых, армейских, корпусных, дивизионных. В каждой воен. газете работали писатели. Напр., значит. писательские силы объединяла газета Юго-Западного, Сталинградского, 1-го Белорус. фронтов — «Красная Армия». Здесь сотрудничали А. Твардовский, А. Безыменский, Е. Долматовский, С. Голованивский, М. Розенфельд, Б. Палийчук и др. В газете Северо-Западного, 3-го Прибалтийского фронтов «За Родину» сотрудничали М. Матусовскии, С. Кирсанов, А. Чаковский, С. Щипачев, А. Исбах, В. Соловьев; в газете Западного, 3-го Белорусского фронтов «Красноармейская правда» — А. Сурков, М. Слободской, Ц. Солодарь, Е. Воробьев, В. Кожевников и др.; в газете Ленингр. фронта «На страже Родины» — Б. Лихарев, П. Ойфа, В. Саянов, А. Прокофьев, В. Рождественский, А. Решетов и др.; в газете «Красный Балтийский флот» — Н. Браун, В. Вишневский, А. Зонин, Ю. Инге, А. Тарасенков, Н. Чуковский и др. Не случайно в системе воен. печати была учреждена должность — «писатель».

1038

В послевоен. годы вопросы лит-ры продолжали занимать видное место в сов. печати. В «Правде» печатались стихи М. Исаковского, А. Твардовского, публицистич. выступления А. Серафимовича, М. Шолохова, А. Фадеева, П. Павленко; продолжалась публикация глав романа М. Шолохова «Они сражались за Родину»; были напечатаны очерки В. Овечкина, А. Калинина. Тематика лит-ры расширялась, темам недавней войны сопутствовали темы мирного строительства. Особенно широко освещалось в печати участие писателей в борьбе за мир. Сов. печать пропагандировала многие произв., вышедшие в эти годы. Так, в «Правде» было отмечено появление «Повести о настоящем человеке» Б. Полевого, романов «Знаменосцы» О. Гончара, «Дни нашей жизни» В. Кетлинской, «Журбины» В. Кочетова; в «Известиях» появились статьи о поэме А. Твардовского «Дом у дороги», о поэзии М. Исаковского. В «Правде» печатались статьи, ставившие перед лит-рой новые задачи: «Благородные задачи советской литературы» (1946, 22 сент.), «Преодолеть отставание в драматургии» (1952, 7 апр.).

Однако в эти годы, как и во 2-й пол. 30-х гг., в нек-рых выступлениях печати в той или иной мере сказались влияния догматизма и культа личности — в статьях о романе В. Катаева «За власть Советов!», о поэзии В. Сосюры, о творчестве А. Прокофьева, о романе В. Гроссмана «За правое дело», о т. н. «антипатриотической критике». Иногда неправомерно поднимались на щит и захваливались слабые, идейно и художественно незрелые пьесы и книги. В дальнейшем, особенно после XX съезда КПСС (1956), осудившего культ личности и утвердившего ленинские нормы в партийной, гос. и обществ. жизни, сов. печать помогает верно наметить пути развития лит-ры в новых условиях, способствуя росту творч. активности писателей.

Поддерживая здоровое направление лит. исканий, партийная печать вместе с тем не проходила мимо произв. ошибочных, мимо крайностей, издержек развития, выступая против нигилизма и фрондерства. Газета «Правда» в статьях «Главная линия развития литературы и искусства» (1957, 29 авг.), «Высокое призвание деятелей литературы и искусства» (1957, 1 сент.) утверждала необходимость развития сов. иск-ва в духе коммунистич. партийности и народности, с учетом тех возрастающих эстетич. требований, к-рые предъявляет писателю жизнь. Газета поддерживает традиц. связи с крупнейшими мастерами лит-ры социалистич. реализма, печатает их произведения: 1955—60 — главы из 2-й кн. «Поднятой целины» М. Шолохова; 1957, 2 янв. — глава из романа К. Федина «Костер»; 1961, янв. — февр. — киноповесть Л. Леонова «Бегство мистера Мак-Кинли»; 1969, 12—15 марта — главы из романа М. Шолохова «Они сражались за Родину».

Сов. печать продолжает широко освещать лит. жизнь братских республик, регулярно публикует произв. видных представителей лит-р народов СССР: Р. Гамзатова, К. Кулиева, М. Рыльского, М. Бажана, П. Бровки, Ч. Айтматова, Э. Межелайтиса, Г. Леонидзе, Ю. Смуула и др.

Сов. печать выступает против искажения принципов реалистич. иск-ва, против очернительства, полуправды, одностороннего изображения сов. действительности. Печать утверждает преобладающее значение в сов. лит-ре активного созидат. пафоса, укрепляющего у читателя чувство перспективы, повышающего его готовность к труду в условиях обострившейся идеологич. борьбы двух миров.

Органы сов. и партийной печати выступают за углубление связи литераторов с нар. жизнью, развивают и поддерживают благородный дух интернационализма, свойственный сов. лит-ре. Обращаясь к писателю, печать исходит из задач, к-рые поставлены в Программе КПСС (1961) и решениях XXIV съезда КПСС (1971). Сов. и партийная печать выступает за ясность идейной

1039

позиции художника, за высокую эстетич. взыскательность, стремится к тому, чтобы лит-ра еще более активно и целенаправленно формировала нового человека, способствуя строительству коммунистич. общества.

Лит.: В. И. Ленин о литературе и искусстве, 4 изд., М., 1969; О партийной и сов. печати. Сб. док-тов, М., 1954; Партийная и сов. печать в борьбе за построение социализма и коммунизма, 2 изд., М., 1966; М. Горький и сов. печать. Архив Горького, т. 10, кн. 1—2, М., 1964—65; Калинин М. И., Об иск-ве и лит-ре, М.; 1957; Крупская Н. К., Об иск-ве и лит-ре, Л. — М., 1963; Дооктябрьская «Правда» об иск-ве и лит-ре. [Сб. к 25-летию «Правды»], М., 1937; Прямков А. В., Дооктябрьская «Правда» о лит-ре. (1912—1914), М., 1955; Василенко В., Маяковский в газете, «Наш современник», 1958, № 4; Ленинской «Правде» — 50 лет, М., 1962; Бережной А. Ф., Писатель и газета. [Материалы к библиографии], в кн.: Советская печать в наши дни, Л., 1963; Гершберг С., Завтра газета выходит, М., 1966; Журналисты на войне, М., 1966; «Известия». 50 лет, М., 1967; Коган А. Г. и Цейтлин М. А., Сов. писатели во фронтовой печати, в кн.: История рус. сов. лит-ры, т. 3, М., 1968; С мандатом «Известий», М., 1968.

Н. И. Дикушина, А. И. Хайлов.