Богданова И. А., Богданов Ю. В. Словацкая литература // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. — М.: Сов. энцикл., 1962—1978.

Т. 6: Присказка — «Советская Россия». — 1971. — С. 945—950.

http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke6/ke6-9451.htm

- 945 -

СЛОВА́ЦКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА — лит-ра словацкого народа. Истоки письменности у словаков связаны с деятельностью бр. Кирилла и Мефодия во 2-й пол. 9 в. на территории Великоморавской державы. С распадом Великой Моравии (906) и постепенным включением словац. земель в состав Венгерского гос-ва в Словакии устанавливается вплоть до 15 в. господство ср.-век. латыни с лит. памятниками, сочетающими религ. содержание с элементами историч. реальности. Постепенно с проникновением идей гуситского движения и распространением Реформации она вытеснялась чешским письменным языком, вбиравшим черты словац. нар. речи, к-рый вначале утверждался в административно-правовых соч. (напр., «Жилинская книга», ч. 1—3, 1380—1524), в церк. обиходе у евангеликов, а с 16 в. собственно в лит. творчестве. Подъему образованности способствует созданная в Братиславе Academia Istropolitana (1465—91) и особенно Пражский ун-т, в к-ром училось много выходцев из Словакии, ставших видными деятелями чеш. и словац. культуры — ученый-гуманист Ян Есениус (1566—1621), филолог Вавринец Бенедикт из Недожьер, священник Ян Вавринец из Рачиц, автор полемич. трактатов в защиту гуситского учения. Гуманистич. духом проникнута поэзия М. Раковского; патриотич. мотивы характерны для поэта-гуманиста Якоба Якобеуса («Народа словацкого слезы, вздохи и желания»). Обращение к чеш. яз. способствовало демократизации и духовной поэзии, к-рая усилиями Я. Сильвана и Э. Лани во многом освобождалась от ср.-век. абстрактности, отражая реальность человеческих чувств. Борьба с тур. нашествием (конец 15—16 вв.) вызвала к жизни распространившийся в венг. и словац. лит-ре жанр героико-эпич. песни и баллады на историч. сюжеты. Создаваемые певцами-сказителями (М. Бошняк и др.), эти популярные песни превращались в народные («Песнь о Сигетском замке», 1566, и др.). Эпоха феодальной и католич. реакции (17—18 вв.),

- 946 -

сопровождавшаяся гонениями на протестантов, эмиграцией деятелей культуры, затормозила развитие светских тем и жанров. На фоне религиозно-дидактич. и мистико-рефлективных соч., характерных для стиля барокко, выделялась демократич. направленностью поэзия П. Беницкого (1603—64), Ш. Пиларика (1615—1693) и особенно Г. Гавловича (1712—87); в его поэме «Пастушеская школа — нравов житница» (1755) отразились возникающие просветит. тенденции. В 17—18 вв. бурно развивалось нар. творчество. Антифеод. социальный протест преломляется в жанре сказки, нар. баллады, богатом цикле т. н. збойницких (о благородных разбойниках) песен о нар. мстителе Яношике.

В 80-х гг. 18 в. с началом в Словакии нац. возрождения и его первого этапа — эпохи Просвещения (до 20-х гг. 19 в.) — в лит-ре возникают гуманистич. и просветит. идеалы, усиливаются тенденции к демократизации культуры. Ориентация на нар. массы поставила проблему нац. языка словац. письменности. В научно-лит. кругах зап.-словац. культурного центра г. Трнава делаются попытки ввести в качестве лит. языка нар. зап.-словац. диалект. Писатель-гуманист Й. И. Байза (1755—1836) написал на этом диалекте нравоучит. роман «Приключения и испытания Рене» (1783—85) и сатирич. стихи. Филолог А. Бернолак в 1787 создал научно разработанные нормативы словац. лит. языка (т. н. бернолачина), на к-ром писалась преим. просветит. науч.-дидактич. проза, публицистич. произв. Ю. Фандли (1750—1811). Параллельно развивалась лит-ра на чеш. яз., гл. обр. в протестантских братиславских кругах, к-рые сотрудничали с представителями культуры Чехии. В 1803 в Братиславском лицее открыта чешско-словацкая кафедра, при к-рой в 1828 возникло студенч. патриотич. «Чехословацкое общество». На чеш. яз. возникла поэзия «малых форм» — шуточное повествование, мадригалы, застольные песни, послания и т. д. (Я. Сабов, Я. Храстина, А. Долежал, О. Демиан). В сб. Ю. Пальковича «Муза со словацких гор» (1801) сильны анакреонтич. мотивы. Палькович издавал политич. еженедельник «Týdenník» («Тыденик», 1812—18) и альманах «Татранка» (1832—47). Вершиной словац. просветит. поэзии явилось творчество Б. Таблица (1769—1832), в к-ром появляются мотивы общеслав. единства («Поэзия», т. 1—4, 1806—12). Патриотич. тема звучит в сб-ке П. Й. Шафарика «Татранская муза с лирой славянской» (1814).

В 20—30-е гг. 19 в. с усилением австро-венг. гнета словац. интеллигенция стремится к сплочению. В идеологии словац. возрождения этого периода выступает идея слав. единства. Худож. мышление оперирует обобщенными понятиями «народ» и «нация», что становится предпосылкой для развития эпич. жанров и утверждения классицизма. В этом направлении эволюционирует поэзия Я. Коллара (1793—1852), к-рый ввел жанр патриотич. оды, патриотич.-дидактич. поэмы («Дочь Славы», 1824, доп. изд. 1832). В его творчестве отразилось столкновение тенденций просветительской и ренессансной культуры с ее вниманием к внутр. миру человека, что дало толчок к появлению преромантич. черт. Тенденции классицизма нашли развитие в творчестве Я. Голлого (1785—1849), писавшего на бернолачине. Его оды, элегии, пасторали и поэмы («Сватоплук», 1833, и др.) возвеличивали словац. историю и словац. народ. Патриотич. проблематика отразилась в комедиях первого словац. драматурга Я. Халупки (1791—1871), стремившегося воздействовать на мадьяризирующуюся мещанскую среду, сатирически обличая нац. отступничество.

В 40—70-е гг. 19 в. в С. л. господствует т. н. штуровский романтизм, по имени идеолога нац.-освободит. движения Л. Штура (1815—56), создателя концепции нац. иск-ва, поддержанной членами «Чехословацкого

- 947 -

об-ва». В 1843 они осуществили новую реформу языка на основе средне-словац. наречия. Этот словац. лит. язык и стал окончательно языком С. л. Для штуровского романтизма характерно субъективно-лирич. самовыражение, революционно-патриотич. проблематика, историч. и фольклорные мотивы, воспевание подвига, героич. личности. В штуровской поэзии наиболее распространенные жанры — баллады, стихотворные легенды, нац.-историч. и аллегорич. поэмы, публицистич., рефлективная и философ. лирика, подражания нар. песням. С. Халупка (1812—83) — певец романтики борьбы за свободу («Убей его!», 1864; «Ликавский узник», 1846). В рефлективной лирике и лиро-эпич. стихах Л. Штур выражает боль за угнетенный народ — в цикле «Думки вечерние» (1838—40), в стих. «Юнак на Поважье» (1846), в поэмах, воскрешающих трагич. судьбу легендарных борцов за свободу («Светобой», 1853; «Матуш из Тренчина», 1853). А. Сладкович (1820—1872) — автор поэм «Марина» (1846), «Детван» (1847, опубл. 1853), гражд. лирики, поэт философ. склада, тяготеющий и к эмоциональному раскрытию, к широкому охвату явлений. В творчестве Я. Краля (1822—76) идея патриотизма слита с идеей нар. революции (поэма «Фрагменты из Яношика», 1843—46, опубл. 1938, и др.). В философ. лиро-эпич. стихах (цикл «Драма мира», 1844—45, опубл. 1952, 1959) Краль дает романтич. интерпретацию истории человечества как цепи драматич. эпизодов борьбы против угнетения. Ощущение трагизма человеческого бытия, устремленность в будущее, окрашенная мессианистич. мотивами, присущи философ. лирике С. Гробоня (1820—94). Я. Ботто (1829—1881) в жанре романтич. аллегории и лирич. думы рисует угнетенное положение Словакии и борьбу за ее освобождение. Революция 1848—49, с к-рой словац. патриоты связывали надежды на нац. освобождение, вызвала к жизни нац.-освободит. поэзию (К. Кузмани, «Кто за правду воспылал», стихи Я. Краля и др.). В 50-е гг. в поэзии усиливаются трагич. мотивы (поэма Я. Ботто «Смерть Яношика», 1862). Романтич. проза представлена путевыми очерками и историч. повестью (Й. Гурбан и др.), в к-рой наибольшей худож. силы достиг Я. Калинчак (1822—71). В его повестях («Могила Милека», 1845; «Князь Литовский», 1852; «Выборы», 1860; «Орава», 1870) на историч. материале решается общеромантич. проблема нравственной целесообразности человеческого поведения и драма личности.

Одновременно существует в С. л. тенденция, тяготеющая к просветит. реализму, к-рую в 50—60-е гг. представлял Й. Заборский (1812—76), автор обличит. комедий, историч. драм и трагедий, просветит. и сатирич. рассказов, повестей, бичующих социальные пороки. Отход от романтич. метода наблюдается в прозе 60—70-х гг. Романтич. конфликт мечты и действительности решается на совр. материале как трагедия «маленького человека», идеалы к-рого разбиваются о мещанско-бурж. практицизм, изображаемый с реалистич. достоверностью (рассказы Л. Кубани, Г. Зехентера и др.).

Утверждение реализма в С. л. начинается в 80-е гг. во всех жанрах. В поэзии С. Ваянского (1847—1916) и П. Гвездослава (1849—1921) выражен дух современности в ее конкретно-историч., психологич. и бытовой реальности, развивается многообразный силлабо-тонич. стих на основе живой речи, появляются сюжетные эпич. жанры с совр. тематикой; поэзия освобождается от романтич. патетики и отвлеченного аллегоризма, оставаясь гражданской и патриотической по смыслу. В прозе критерием художественности становится верность правде жизни. Однако на первом этапе словацкий реализм не порывает еще с худож. чертами романтизма. Нац.-освободит. проблематика, идейная борьба в среде интеллигенции представлены в творчестве ведущего прозаика этого периода С. Ваянского (повесть

- 948 -

«Летящие тени», 1883; романы «Сухая ветвь», 1884, «Корень и побеги», 1895—96, «Котлин», 1901), а также Е. Шольтесовой, Т. Вансовой и др. Жизнь крестьянства отражена в деревенских рассказах и повестях М. Кукучина (1860—1928) и др. Утверждение реализма сопровождалось развитием лит. критики (С. Ваянский, Й. Шкультеты, 1853—1947), лит-ведения (Я. Влчек, 1860—1930), библиографии (Л. Ризнер, 1849—1913). С сер. 90-х гг. второе поколение словац. реалистов (т. н. Молодая Словакия) — Еге (Л. Надаши), Тимрава, Л. Подъяворинская, Я. Есенский, Й. Тайовский обращается к аналитич. исследованию нац. жизни в критич. аспекте. В центре внимания — частная жизнь простого человека в ее обыденности. Распространение получают жанры социально-психологич. рассказа.

В нач. 20 в. возникает течение т. н. «Словацкой модерны» (И. Краско, И. Галл, В. Рой), представленной в поэзии жанрами лирич. миниатюры, баллады с мотивами грусти, разочарованной любви, неопределенных стремлений к счастью. Худож. ткань поэзии «Словацкой модерны» — сложный синтез реалистич. и импрессионистских, символистских принципов. Прозу этого течения (новелла) характеризуют субъективное изображение действительности, интерес к образу индивидуалиста с импульсивным характером; тенденция к бессюжетности; изысканный стиль, в к-ром большую роль играет подтекст, недосказанность. Лит. критики Молодой Словакии группировались преим. вокруг журн. «Prúdy» («Течения», 1909—14); виднейшим представителем их был Ф. Вотруба (1880—1953).

После образования Чехословацкой республики (1918) создались более благоприятные условия для развития С. л. В 20—30-е гг. усложнился лит. процесс в Словакии, возникли попытки преодолеть локальную замкнутость, интенсивнее стали контакты с чеш. лит-рой.

В 20-е гг. ведущее положение удерживали писатели, сформировавшиеся ранее в русле реализма или «Словацкой модерны». Объединенные вокруг журн. «Slovenské pohľady» («Словацкое обозрение», с 1881), они стремились сохранить преемственность лит. развития (гражд. лирика Гвездослава, Ш. Крчмеры, М. Разуса, Роя; историч. проза Еге, Кукучина и др.). Представители молодого поколения, группируясь вокруг журн. «Mladé Slovensko» («Молодая Словакия», 1919—29), «Vatra» («Костер», 1919—25), «Svojet’» («Отчизна», 1922), выступали за эстетич. и тематич. обновление С. л. Традиц. культу деревни они противопоставляли гор. цивилизацию; сдержанности в выражении внутр. мира личности — раскрепощение субъективно-рефлективного начала, эротизм. Творч. поиски отразил «Сборник молодой словацкой литературы» (1924), в к-ром слышны отзвуки символизма, футуризма, экспрессионизма, натурализма. Заметным явлением стала поэзия Я. Смрека (р. 1898) с ее культом радости, любви, наслаждения жизнью. Абстрактно-эгоцентрич. пасмурная символика характерна для первых сб-ков стихов Э. Лукача (р. 1900). Проза, посвященная осмыслению «уроков войны» (Я. Грушовский, Т. Гашпар), испытала влияние экспрессионизма. Сочетание тонкого психологич. письма с натуралистич. гротеском присуще Г. Вамошу (1901—56). Драма интеллекта, задыхающегося в мещанской обыденности, составляет внутр. тему Й. Горвата (1904—60), тяготевшего к школе «потока сознания» М. Пруста. Экспрессионистски окрашена реалистич. проза М. Урбана (р. 1904), в т. ч. роман «Живой бич» (ч. 1—2, 1927), посв. судьбам словац. крестьянства в годы войны. Вокруг марксистского журн. «Dav» («Толпа», 1924—37) к сер. 20-х гг. складывается группа литераторов, ориентировавшихся на революц. чешскую (Й. Волькер) и сов. лит-ру. Пионерами социалистич. иск-ва выступили в поэзии Я. Поничан (р. 1902) и Л. Новомеский (р. 1904), в прозе — П. Илемницкий

- 949 -

(1901—49). Самоопределение пролет. С. л. связано с деятельностью критиков-марксистов Э. Уркса (1903—1942), В. Клементиса (1902—52), Д. Окали (р. 1903).

С нач. 30-х гг. обострение социальных противоречий и нарастание фаш. опасности усилили идейно-эстетич. поляризацию в лит-ре. В борьбе против клерикально-националистич., профаш. тенденций складывается широкий фронт прогрес. интеллигенции, ядро к-рого составляют коммунисты. В защиту республики и демократии высказался Конгресс словац. писателей (1936). Острая социальная проблематика привела к развитию жанра социально-аналитического (Урбан, Разус, Вамош, Кавец и др.) и социально-революционного пролетарского (Илемницкий, Краль, Поничан) романа, реалистич. сатиры (в поэзии и романе «Демократы» Я. Есенского, в драматургии И. Стодолы), гражданственно-гуманистич. мотивов в лирике (Лукач, Поничан, Краль, Смрек, М. Галямова). Поэтич. вершиной этого периода стал сб. поэта-коммуниста Новомеского «Святой за околицей» (1939), в к-ром отчетливо звучат мотивы трагич. предчувствия близящейся катастрофы и в то же время — вера в человеческую солидарность. Важнейшим явлением социалистич. реализма в прозе были романы Илемницкого «Поле невспаханное» (1932) и «Компас в нас» (1937). Ощущение углубляющегося разлада между мечтой и действительностью вызвало сильные неоромантич. тенденции в прозе (т. н. лиризованная проза), сюрреалистич. течения в поэзии («надреализм»). Аппеляция к здоровым корням человеческой натуры содержалась уже в творчестве Урбана и Й. Гронского (1896—1962), автора цикла романов о судьбах словац. крестьянства в 20 в. К противопоставлению миру бурж. морали «естественного» человека, живущего по законам природы и нравств. законам, приходят в конце 30 — нач. 40-х гг. авторы «лиризованной» прозы Д. Хробак (1907—51), М. Фигули (р. 1909), Ф. Швантнер (1912—50). Духом стихийно-нар. протеста овеяны балладо-романтич. повести Л. Ондрейова (1901—62).

В период фаш. оккупации и образования марионеточного Словац. гос-ва (март. 1939) С. л. испытала давление клерикально-фаш., националистич. пропаганды. Однако за редкими исключениями писатели остались верны идеалам свободы и демократии, группируясь преим. вокруг журн. «Elán» («Подъем», 1930—47) и «Tvorba» («Творчество», 1940—49). Наряду с нелегальными антифаш. произв. (стихи Есенского, Новомеского, Смрека, Краля), в лит-ре распространился язык аналогий, символов и аллегорий, ставший средством выражения народного сопротивления профаш. режиму. Такова героико-романтич. поэма Поничана «Странный Янко» (1941), посв. революции 1848 и пропитанная тираноборческим духом. Как антитеза ханжеской атмосфере Словац. гос-ва воспринимались мн. произв. «лиризованной» прозы, воспевавшие вольнолюбивых потомков гордого Яношика — повести Хробака, Фигули и др. Обретала более прозрачный смысл поэзия «надреалистов» — Р. Фабры (р. 1915), В. Рейсела (р. 1910), П. Бунчака (р. 1915), Ш. Жары, Ю. Ленко; апокалиптически мрачные образы этих произв. отрицали официальную версию о «процветающей Словакии». Трагич. мотивами пронизана лирика воен. времени (Лукач, В. Беньяк, Смрек, П. Горов).

Новый этап в истории словац. народа и его лит-ры начался после Словац. нац. восстания 1944 и освобождения Чехословакии Сов. Армией. Тема восстания и антифаш. борьбы стала главной в С. л. 1945—48. Она помогала преодолению герметизма в поэзии, возвращала чувство историзма и психологич. достоверности прозе, способствуя утверждению социалистич. гуманизма в лит-ре. Окончат. победа народов Чехословакии в февр. 1948 над силами реакции способствовала консолидации чеш. и словац. писателей на социалистич.

- 950 -

платформе. После 1949, когда на 1-м съезде чехословацких писателей был выдвинут лозунг борьбы за социалистич. реализм, в чеш. и словац. лит-рах стало появляться все больше произв. о социалистич. преобразованиях в стране. Они правдиво отражали революц. энтузиазм, трудовой подъем. В то же время нек-рые из них страдали облегченной трактовкой перспектив строительства социализма, упрощенно-схематически рисовали образ современника. Со 2-й пол. 50-х гг. в С. л. идет борьба с нормативными, антихудож. тенденциями, дифференцируется индивидуальный стиль писателей. В прозе 60-х гг. тема антифашистской нар. борьбы углубляется анализом пройденного пути и показом человека, обогащеного новыми моральными ценностями. В поэзии ставятся проблемы, связанные с формированием нравств. облика современника, его ответственностью перед обществом и своей совестью. Завоевания социалистич. поэзии связаны с именами Л. Новомеского, А. Плавки (р. 1907), Я. Костры (р. 1910), П. Горова (р. 1914), В. Мигалика (р. 1926), Ш. Жары (р. 1918), М. Руфуса (р. 1928), М. Валека (р. 1929) и др. В творчестве Ф. Гечко (1905—60), В. Минача (р. 1922), Д. Татарки (р. 1913), А. Беднара (р. 1914), К. Лазаровой (р. 1914), Р. Ягаика (1919—60), Л. Тяжкого (р. 1922) и др. прозаиков запечатлена социалистич. перестройка общества, формирование социалистич. сознания народа. В драматургии выделяются пьесы П. Карваша (р. 1920). С нач. 60-х гг. все более активное участие в лит. жизни начинают принимать представители молодого поколения: Я. Блажкова (р. 1933), Й. Кот (р. 1936), Р. Слобода (р. 1939), В. Шикула (р. 1940) и др. — в прозе; М. Ковач (р. 1934), Я. Стахо (р. 1936), Й. Мигалкович (р. 1935) и др. — в поэзии. В их творчестве, отмеченном стремлением к открытию новых пластов действительности, проявляется тяга к худож. эксперименту, поиск новых средств худож. выразительности. Лит. критика, представленная именами А. Матушки, М. Хорвата, Й. Феликса (р. 1913), И. Куси (р. 1921), С. Шматлака (р. 1928) и др., сосредоточена главным образом в органах Союза словацких писателей (создан в 1949) — «Kultúrny život» («Культурная жизнь», с 1946), «Slovenské pohľady», «Mladá tvorda» («Молодое творчество», с 1956), «Romboid» («Ромбоид», с 1965). Центрами литературоведч. исследований являются Ин-т словацкой лит-ры Словацкой АН в Братиславе (осн. 1953), издающий журн. «Slovenská literatúra» («Словацкая литература», с 1953), и Матица словацкая в Мартине (основана 1863).

Лит.: Волчек Я., История словацкой лит-ры, К., 1889; Пыпин А. Н., Спасович В. Д., История славянских лит-р, 2 изд., т. 2, СПБ, 1881; Чешско-рус. и словацко-рус. лит. отношения, М., 1968; История словацкой литературы, М., 1970; Dejiny slovenskej literatury, hlavny réd. M. Pišút, 2 vyd., Brat., 1962; Dejiny slovenskej literatúry, dl 1—2, Brat., 1958—65; Dejiny slovenskej literatúry, dl 1—3, SAV, Brat., 1958—65; Chrobák D., Čepan O., Rukovät dejin slovenskej literatúry, 3 vyd., Brat., 1949; Mráz A., Dejiny slovenskej literatúry, Brat., 1948; Vlček J., Dejiny literatúry slovenskej, Brat., 1953; Tomčik M., Slovenská literatúra 20 storočia, Praha, 1966; Rizner L., Bibliografia písomníctva slovensķého na spôsob slovníka od najstarších čias do konca r. 1900, D. 1—6, Turč. sv. Martin, 1929—34; Krčméry Š., Výber z diela, dl 3 — Stopäťdesiat rokov slovenskej literatúry, Brat., 1954.

И. А. Богданова, Ю. В. Богданов.