902

СКРИБ (Scribe), Огюстен Эжен (24.XII.1791, Париж, — 20.II.1861, там же) — франц. драматург. С 1836 — член Франц. академии. Начал лит. деятельность в 1811. Уже в первых водевилях С. проявил себя виртуозным мастером интриги. Стремительность действия, комизм ситуаций, живой диалог, меткие жанровые зарисовки буржуазного и аристократич. быта создали водевилям С. широкую популярность. С. старался прежде всего смешить и развлекать публику. Он последовательно проводил в своих пьесах охранит. идеологию класса собственников, прославлял погоню за личным преуспеянием, ловкость и находчивость «рыцарей наживы». Честных, но непрактичных юношей С. изображал с симпатией, вышучивая их социальную наивность («Шарлатанство» — «Le Charlatanisme», 1825, совм. с Э. Мазером, и др.).

О. Э. Скриб

После революции 1830 С. в своих комедиях стал позволять себе открытую критику аристократии и дворянской монархии. Он высмеивал аристократич. заговоры («Фаворитка» — «La Favorite», 1831), верноподданнич. чувства обывателей («Лисабонский лютник» — «Le Luthier de Lisbonne», 1831, совм. с Ж. Ф. А. Байаром), но, вместе с тем, пытался дискредитировать нар. революц. движения: «Бертран и Ратон, или Искусство заговора» («Bertrand et Raton, ou l’Art de conspirer», 1833).

«Стакан воды». Сцена из спектакля

«Стакан воды». Сцена из спектакля Малого театра. Москва.
1915.

Современные и «исторические» пьесы С. строятся на одних и тех же драматургич. принципах и одинаково неглубоки. Наряду с вымышл. персонажами он выводит известных деятелей прошлых времен, но перипетии частной жизни обычно заслоняют историю; крупные обществ.-политич. события оказываются результатом случая или хитроумных интриг. С. придерживался теории «малых причин», якобы управляющих ходом истории. Так, в популярной комедии «Стакан воды, или Следствия и причины» («Le Verre d’eau, ou les Effets et les causes», 1840, рус. пер. 1842, пост. в России 1872) пустой случай — пролитая на платье англ.

903

королевы вода — приводит к смене министерства и крутому повороту в европ. делах. Широко известна историч. драма «Адриенна Лекуврёр» («Adrienne Lecouvreur», 1849, совм. с Э. Легуве, рус. пер. и пост. 1858), посвященная трагич. актрисе 18 в.

С. — автор многочисл. оперных либретто, написанных для лучших композиторов, в т. ч. для Дж. Мейербера («Роберт-Дьявол», 1831; «Гугеноты», 1836; «Африканка», 1865), Д. Ф. Э. Обера («Немая из Портичи», 1828; «Фра-Дьяволо», 1830; «Бог и баядера», 1830; «Бронзовый конь», 1835), Дж. Верди («Сицилийская вечерня», 1855) и др. Написал также ряд новелл и романов.

В России С. известен с 20-х гг. 19 в. (первый пер. — водевиль «Ватель, или Потомок великого человека», 1827, совм. с Мазером). В 1830 Малый театр пост. водевиль «Шарлатанство». В 30-х гг. на переводы пьес С. откликался В. Г. Белинский, отмечавший, что комедия «Валерия, или Слепая» «... очень мила и занимательна в представлении...», а водевиль «Шарлатанство» «...совершенно в парижских нравах...» (Полн. собр. соч., т. 1, 1953, с. 373; т. 4, 1954, с. 394). А. С. Пушкин напечатал в «Современнике» перевод вступит. речи С. при его избрании во Франц. академию (см. Полн. собр. соч., т. 7, 1964, с. 372—96). А. И. Герцен отзывался о С. как о «писателе буржуазии», к-рый «... подладился к ее понятиям и... вкусам...» (Соч., т. 5, 1955, с. 34). На рус. яз. переведено св. 125 пьес С. и более 20 оперных либретто.

Соч.: Œuvres complètes, t. [1—76], P., 1874—85; Théâtre choisi, P., [1911]; в рус. пер. — Пьесы, вступ. ст. Е. Финкельштейн, М., 1960; Одноактные комедии, М., 1940 (стеклограф. изд.).

Лит.: История зап.-европ. театра, т. 3, М., 1963; История франц. лит-ры, т. 2, М., 1956; Луначарский А. В., Скриб и скрибизм, Собр. соч., т. 6, М., 1965; Чудовский В., Скриб, [П., 1919]; Sainte-Beuve Ch. Aug., Portraits contemporains, v. 2, P., 1846; Legouvé E., Eugène Scribe, P., 1874; Rolland J., Les comédies politiques d’Eugène Scribe, P., 1912; Arvin Ń. C., E. Scribe and the French theatre, 1815—1860, Сатв., [1968].

В. Е. Шор.