879
СКАЗИ́ТЕЛИ — исполнители былин, ср.-век. историч. песен и баллад. В науч. обиход термин «С.» введен в 60-х гг. 19 в. П. Н. Рыбниковым, указавшим на существование его у сев. крестьян. Параллельно термину «С.» в рус. крест. среде бытовали наименования «сказатели» (Зимний берег Белого моря) и «старинщики» (Печора). В 30-х гг. 20 в. С. стали называть иногда слагателей новин, а также сказочников, рассказчиков, воплениц. С. называют и носителей традиц. эпоса народов СССР — якутских олонхосутов (см. Олонхо), туркменских бахши, казахских жирши и др. Сведения о рус. С. до 19 в. скудны и касаются лишь проф. носителей эпич. творчества — дружинных певцов, калик, скоморохов; следует предполагать, что издавна были также С.-непрофессионалы. С. обеих категорий были тесно связаны с нар. массами и являлись выразителями нар. идеалов.
Рус. С. 19—20 вв. — непрофессиональные певцы из крестьян и казаков. Уменье сказывать былины высоко ценилось. Оно передавалось из поколения в поколение, часто от родителей детям и внукам. Сохраняя в основном созданные в средневековье сюжеты и образы героев, многие С. творчески варьировали детали и эпизоды, создавая порой новые редакции и версии. Другие С. характеризуются довольно точной передачей усвоенного. Особую группу С. образуют импровизаторы, создающие при каждом исполнении определ. сюжета новый текст (напр., В. П. Щеголенок, М. С. Крюкова). Нек-рые С. расширяли состав эпоса, оформляя в былины сказки и повести, историч. песни и местные предания. Личность С. проявлялась не только во вносимых изменениях, но и в подборе самого репертуара. Лучшие С. — люди высокоодаренные, наделенные поэтич. восприимчивостью, богатой памятью и худож. чутьем. Состав их репертуара колеблется от 10 до 35 сюжетов. Большим репертуаром владели А. М. Крюкова (св. 60 сюжетов) и М. С. Крюкова (больше 150). Кроме них, известны выдающиеся С. — Т. Г. Рябинин, М. Д. Кривополенова, Н. С. Богданова, Г. А. Якушов, Ф. А. Конашков. Сказители Севера, средней России и Сибири исполняли былины на особые напевы речитативного характера. Владея каждый одним или двумя-тремя напевами, они использовали их для былин разного содержания, варьируя в темпе и в оттенках. С. у казаков исполняли былины преим. хором и на напевы песенного характера.
Лит.: Песни, собранные П. Н. Рыбниковым, 2 изд., под ред. А. Е. Грузинского, т. 1—3, М., 1909—10; Онежские былины, записанные А. Ф. Гильфердингом, 4 изд., т. 1—3, М. — Л., 1949—51; Марков А. В., Беломорские былины, М., 1901; Григорьев А. Д., Архангельские былины и историч. песни, т. 1—3, М. — СПБ. — Прага, 1904—39; Ончуков Н. Е., Печорские былины, СПБ, 1904; Харузина В., На Севере, М., 1890; Ляцкий Евг., Сказитель И. Т. Рябинин и его
880
былины, М., 1895; Кривополенова М. Д., Былины, скоморошины, сказки, Архангельск, 1950; Соколов Б., Сказители, М., 1924; Былины Севера, т. 1—2, М. — Л., 1938—51; Былины Пудожского края, Петрозаводск, 1941; Онежские былины, под ред. Ю. М. Соколова и В. И. Чичерова, М., 1948; Рябинин-Андреев И. Г., Былины, Петрозаводск, 1948; Былины М. С. Крюковой, т. 1, М., 1939; Былины Печоры и Зимнего берега, М. — Л., 1961; Астахова А. М., Былины. Итоги и проблемы изучения, М. — Л., 1966, гл. VII.
А. М. Астахова.