- 859 -
СИНКРЕТИ́ЗМ (от греч. συγκρητισμός — соединение) — в широком толковании — изначальная слитность различных видов культурного творчества, свойственная ранним стадиям его развития; применительно к иск-ву означает первичную нерасчлененность разных его видов, а также — разных родов и жанров поэзии (в широком смысле). Присущий первонач. стадии развития иск-ва, С. с усложнением обществ. бытия и обществ. сознания постепенно утрачивает универсальный характер: вычленяются, самостоятельно развиваясь, разные виды иск-ва и разные роды поэзии. Однако нар. творчество (в т. ч. фольклор) долгое время сохраняет синкретичность, обретая новые ее формы (см. напр., кн. М. М. Бахтина «Творчество Франсуа Рабле», 1965, где раскрыты многообразные формы С. в карнавале — наиболее целостном выражении ср.-век. народной культуры). Часто к синкретич. иск-ву безоговорочно относят фольклор в целом. Однако следует принимать во внимание историч. развитие самого фольклора, в к-ром, наряду с древнейшими синкретич. формами, в процессе эволюции выделялись более простые виды, а также возможно было появление произв. в результате простейшего синтеза отд. элементов (см. Р. И. Грубер, История музыкальной культуры, т. 1, 1941, с. 56).
На первонач. слитность поэзии, музыки и танца обратили внимание уже в антич. эстетике: Платон в «Законах» (кн. 2, гл. 11), Лукиан в трактате «О пляске». Для синкретич. видов иск-ва в эстетике древнего мира были соответств. термины: «хорея» (Греция), «сангита» (Индия), «юэ» (Китай). Идею неразрывной связи музыки, поэзии и танца на ранней стадии истории культуры впервые теоретически обосновал англ. просветитель Джон Браун (John Brown) в трактате «Рассуждение о поэзии и музыке, их становлении, слитности и могуществе, а также о их развитии, разделении и порче» (1763). Браун полагал, что нерасчлененность иск-ва обладала большой силой этич. воздействия на народ,
- 860 -
в то время как разделение иск-ва на обособленные виды ослабило его обществ. значение. Идея первобытного С. была воспринята современниками Брауна как в Англии (А. Смит, Д. Уэбб), так и во Франции (Ф. Ж. де Шатлю) и особенно в Германии (благодаря Й. Эшенбургу). Ратуя за синтетич. иск-во нового типа, Д. Дидро, как на историч. прецедент, ссылался на нерасчлененную культуру прошлого. В России идею С., сохранившегося в нар. песнях, высказал Г. Р. Державин («Рассуждение о лирической поэзии, или Об оде», 1811—15)
Развитая и обогащенная данными сравнит. этнографии, теория С. заняла важное место в трудах т. н. историко-этнографич. и этнопсихологич. школы 19 в. (Э. Тайлор, К. Мюлленгоф, В. Ваккернагель, Д. Ф. фон Лилиенкрон, Л. Уланд, Г. Штейнталь, Г. Спенсер, В. Вундт и др.). На основе идей первобытного С. строились различные теории происхождения поэзии, ее разных родов и видов (из лироэпич. песни); при этом Жан Поль (И. Рихтер), Л. Бенлов, Мюлленгоф и др. доказывали приоритет лирики, а Ваккернагель, фон Лилиенкрон и др. вслед за Гегелем — эпоса. Г. Парис доказывал возможность выделения у разных народов либо лирики, либо эпоса. Теория С. была развита В. Шерером; приобрела характер стройной концепции у А. Н. Веселовского («Три главы из исторической поэтики», 1899). Выясняя первопричину С., ряд исследователей акцентирует изначальную связь иск-ва с религ.-магич. обрядом, преувеличивая значение религ. истоков (напр., Е. В. Аничков, «Весенняя обрядовая песня на Западе и у славян», 1903—05). Мн. исследователи-марксисты, начиная с Г. В. Плеханова, в объяснении худож. С. прежде всего исходят из относит. самостоятельности иск-ва, выясняют особую роль трудовой деятельности в развитии синкретич. форм иск-ва.
Выявление конкретных форм С. и его восприятия требуют историко-сравнит. комплексного изучения иск-ва, особенно фольклора.
Лит.: Плеханов Г. В., Письма без адреса, Избр. философ. произведения, т. 5, М., 1958; Веселовский А. Н., Историч. поэтика, Л., 1940; Бюхер К., Работа и ритм, пер. с нем., М., 1923; Алексеев М. П., Англ. трактат 18 в. о поэзии и музыке, в его кн.: Из истории англ. лит-ры, М. — Л., 1960; Гачев Г. Д., От синкретизма к художественности, «ВЛ», 1958, № 4; его же, Развитие образного сознания в лит-ре, в кн.: Теория лит-ры, [т. 1], М., 1962; Гусев В. Е., Проблемы фольклора в истории эстетики, М. — Л., 1963; его же, Эстетика фольклора, Л., 1967; Müllenhoff K., De antiquíssima Germanorum poesia chorica, Kiel, 1845; Uhland J. L., Schriften zur Geschichte der Dichtung und Sage, Bd 3 — Alte hoch- und niederdeutsche Volkslieder mit Abhandlungen und Anmerkungen, B., 1866; Wackernagel W., Poetik, Rhetorik und Stilistik, Halle, 1873; Scherer W., Poetik, B., 1888.
В. Е. Гусев.