856
СИ́НКЛЕР (Sinclair), Эптон Билл (20.IX.1878, Балтимор, штат Мэриленд, — 26.XI.1968, Баунд-Брук, штат Нью-Джерси) — амер. писатель. Род. в семье аристократов, разорившейся в результате поражения Юга в гражд. войне. Первые десять лет С. жил в Балтиморе, с 1888 — в Нью-Йорке. В 15-летнем возрасте опубл. первый рассказ, затем — стихи, новеллы, повести. С. не оставляет лит. деятельности в годы пребывания в Колумбийском ун-те. Он пишет роман «Весна и жатва» («Springtime and harvest», 1901), вскоре переизд. под назв. «Царь Мидас» («King Midas»).
В 1903 опубл. роман «Дневник Артура Стирлинга» («The journal of Arthur Stirling») и пьесу «Принц Хаген» («Prince Hagen»). Во всех этих произв. много патетики, мелодраматизма, сильно романтич. начало, хотя уже звучат социально-критич. ноты.
857
Начало зрелости С. связано с приобщением его с 1903 к социалистич. движению в США, в к-ром было сильно влияние реформизма, что отразилось на мировоззрении писателя. В. И. Ленин характеризовал С. как «...социалиста чувства, без теоретического образования» и косвенно указывал на опасные тенденции, таящиеся в этом (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 26, с. 270).
«Three plays» (Москва,
1965). Илл. Е. Шукаева.
Первый роман, ознаменовавший зрелость С., — «Джунгли» («The jungle», отд. изд. 1906), печатавшийся в конце 1905 в социалистич. еженедельнике «Appeal to Reason» («Призыв к разуму»), — одно из лучших произв. писателя; в нем показаны ужасы рабского труда на скотобойнях Чикаго. В обстановке подъема рабочего движения нач. 20 в. С. правдиво осветил трагич. судьбы пролетариев и трудные пути роста их классового сознания. В романе проявилась также ограниченность писателя, верившего в то, что социализм может быть достигнут победой на выборах. Склонность С. к документ. точности сближала его с т. н. «разгребателями грязи». Социальная критика «большого бизнеса» продолжена С. в романах «Столица» («The metropolis», 1908) и «Менялы» («The moneychangers», 1908). В последующих романах — «Сэмюэль-искатель» («Samuel, the seeker», 1910), «Испытание любви» («Love’s pilgrimage», 1911), «Сильвия» («Sylvia», 1913) и «Замужество Сильвии» («Sylvia’s marriage», 1914) — сильны элементы иллюстративности, публицистичности. Шагом вперед явился роман «Король Уголь» («King Coal», 1917), герой к-рого — выходец из бурж. среды — усваивает от рабочих идеи социализма. Хотя события преломляются через его восприятие, здесь объективно показано и активное сопротивление рабочих, даны образы вожаков забастовки (Мэри Бэрк).
«Джимми Хиггинс» (Москва, 1957).
Илл. А. Кокорина.
Отношение С. к 1-й мировой войне было колеблющимся: сначала неприятие, потом признание необходимости участия в ней США и лишь в 1919 наступило прозрение, отразившееся в романе «Джимми Хиггинс» («Jimmie Higgins», 1919) — во многом новаторском произв. Эволюция героя-пролетария, преодолевшего многие заблуждения и ставшего пропагандистом среди амер. интервенционистских войск в молодой Сов. России, показана на редкость убедительно. Очевидно С. в этот период верно оценил международное значение Октябрьской революции. Новый успех писателя не получил дальнейшего развития, тем не менее свет рус. революции на протяжении 20—30-х гг. помогал ему создавать выразительные картины жизни. Так, ром. «100%. Биография патриота» («100%.
858
The story of a patriot», 1920) — язвительная сатира на американскую действительность.
В конце 10-х — 1-й пол. 20-х гг. С. пишет цикл публицистич. книг под назв. «Мертвая рука» («The dead hand», 1918—25), где в памфлетной форме разоблачаются различные стороны амер. бурж. общества («Выгоды религии», «Медный жетон», «Гусиный шаг», «Гусята», «Искусство мамоны»), особенно продажность печати, развращение и подкуп талантов. В романе «Нефть» («Oil!», 1927) впервые сделана попытка изобразить коммуниста; попытка оказалась неудачной: образ Поля Аткинса, гибнущего от рук амер. фашистов, бесплотен, дан вне действия и борьбы; автору более удался образ социалиста Бэнни с его пассивным состраданием. В романе «Бостон» («Boston», 1928) С. затрагивает политич. вопросы, обличает реакцию, пытающуюся разгромить рабочее движение. В годы мирового экономич. кризиса он выступает с реформистской программой, выдвигает свою кандидатуру на пост губернатора Калифорнии. План мирного переустройства общества посредством организации копперативов самопомощи (при поддержке богачей) С. развивает в романе «Кооперация» («Co-op. A. novel of living together», 1936).
Нек-рое оживление лит. деятельности С. намечается во 2-й пол. 30-х гг. в связи с подъемом антифашист. движения. Он пишет повесть «No pasaran!» («Они не пройдут!», 1937), направленную против коричневых банд Франко и Гитлера. Романы «Автомобильный король» («The flivver king. A story of Ford-America», 1937) и «Малая сталь» («Little steel», 1938) противопоставляют магнатам заводов и их прислужникам — рабочих, жертв беспощадной капиталистич. эксплуатации. При этом С. объективистски расценивает отд. капиталистов (Генри Форд, Уолтер Куэйл). Дальнейшая эволюция С. нашла отражение в 11-томной серии романов о Лэнни Бэдде («Lanny Budd-serie», 1940—53). События в этом романич. цикле обнимают более трех десятилетий: от кануна 1-й мировой войны до первых лет после окончания 2-й мировой войны. Действие протекает во многих странах мира. С усилением «холодной войны» у С. все меньше остается того бурж. либерализма, к-рый свойствен первым книгам цикла. Смещение историч. перспективы, идеализация амер. бурж. демократии в ее настоящем и антисов. выпады выдвигаются на первый план. Соответственно усугубляются и худож. недостатки: публицистичность в сочетании с развлекательностью, декларативность, дополненная патетикой и риторикой. Эти тенденции характерны и для последних произв. С.: «Чаша ярости» («The cup of fury», 1956), «С любовью, Ева» («Affectionately, Eve», 1961), «Автобиография» («The autobiography», 1962) и др. В 60-х гг. С. выступил против угрозы термоядерной войны, против антидемократич. законов Смита и Маккарэна, а в письмах к сов. журналисту П. Чумаку заявил, что «с надеждой» всматривается в прогресс Советского Союза.
Известность С. как художника слова основана на его лучших обличит. произв., к-рые внесли несомненный вклад в лит-ру амер. критич. реализма 20 в.
Соч.: The profits of religion, Pasadena, 1918; The goose-step: study of American education, Pasadena, 1923; Money writes!, N. Y., 1927; World’s end, N. Y. — Pasadena, 1940; Between two worlds, N. Y. — Pasadena, 1941; One clear call, N. Y., 1948; O shepherd, speak!, N. Y., 1949; The return of Lanny Budd, N. Y., 1953; My lifetime in letters, Columbia, 1960; в рус. пер. — Собр. соч., т. 1—12, Л., 1930—32; Зубы дракона, Магадан, 1943; Крушение мира, М., 1947; Между двух миров, М., 1948; Джунгли, М., 1956; Столица, М., 1957; Джимми Хиггинс, М., 1957; 100%. Биография патриота, М., 1957; Автомобильный король, М., 1957; Король Уголь. Послесл. Я. Засурского, М., 1958.
Лит.: Горький М., Э. Синклеру, «Лит. газета», 1956, 16 июня; Динамов С., Э. Синклер, «Печать и революция», 1928, № 5; Вайсенберг Л., Э. Синклер, Л., 1927; Дэлл Ф., Э. Синклер, М. — Л., 1928; Миллер-Будницкая Р.,
859
«Социалист чувства», «Лит. учеба», 1933, № 3—4; Эйшискина Н., Э. Синклер и обличительный роман, в кн.: Гальперина Е., Запровская А., Эйшискина Н., Курс зап. лит-ры XX в., М., 1935; Шиллер Ф. П., Э. Синклер, в его кн.: История зап.-европ. лит-ры нового времени, т. 3, 2 изд., М., 1938; Богословский В. Н., К истории амер. реализма. Раннее творчество Э. Синклера, «Уч. зап. Моск. обл. пед. ин-та», 1959, т. 78; его же, Лит.-критич. взгляды Э. Синклера, там же, 1963, т. 130; его же, Э. Синклер, в кн.: История заруб. лит-ры XX в., М., 1963; Лондон Дж., Джунгли, «Неделя», 1963, № 27; Засурский Я. Н., Амер. лит-ра XX в., М., 1966; Либман В. А., [Библиография работ о Синклере на рус. яз.], в кн.: Проблемы истории лит-ры США, М., 1964, с. 442—46; Hicks G., The great tradition. An interpretation of American literature since the civil war, 2 ed., N. Y., [1935]; Van Doren C., Van Doren M., American and British literature since 1890, [2 ed.], N. Y. — L., 1940; Robson M., Upton Sinclair — the modern Dickens, «Books and Bookmen», 1960, Aug., v. 5, № 11; Cantwell R., Upton Sinclair, в кн.: After the genteel tradition, ed. by M. Cowley, Carbondale, 1964.
А. И. Лозовский.