851

СИ́НДХСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА — лит-ра синдх. народа, населяющего Синд — область, расположенную в низовьях р. Инд; одна из лит-р Индии и Пакистана. С. л. имеет давние фольклорные традиции. Сохранилось много памятников героико-романтич. эпоса, а также сказочного характера. К ним относятся дастаны: «Чанесар и Додо», в основе к-рого лежат реальные события — борьба двух братьев за власть в 1312; «Момал и Рано» — о трагич. любви принцессы и министра враждебного княжества; «Омар и Марави» — о верности в любви дочери пастуха и ее моральной победе над

852

жестоким правителем; «Лейла и Чанесар» — о высоком чувстве, выдержавшем суровые испытания; «Сасси и Пунну» — о любви мусульманки Сасси и брахмана Пунну, и др. Созданные еще в средневековье, синдх. дастаны до сих пор служат сокровищницей сюжетов и образов для писателей Синда и соседних областей.

Самые древние фрагменты поэтич. произв. письменной лит-ры относятся ко времени правления династии Самара (1051—1351). В хрониках, составленных в период правления династии Сама (1351—1520/21), сохранились стихи и имена поэтов этой эпохи. Наиболее известны из них Шейх Хамад бин Рашидуддин Джамали (ум. 1362) — автор патриотич. стихов, воспевавших борьбу синдх. полководцев против могольских завоевателей (конец 14 в.), и Шейх Исхак Ахангар (ум. ок. 1497), писавший суфийские мистич. стихи. К тому же времени относятся и стихотв. загадки Мамои. Крупнейшим поэтом 1-й пол. 16 в. был Кази Казан (ум. 1551). Стихи ранних синдх. поэтов имеют религ.-мистич. окраску и написаны в традиционной инд. системе стихосложения в форме шлока.

После междоусобных войн в нач. 16 в. в Синде с помощью Великих Моголов приходит к власти династия Аргунов, затем Тарханов. Придворным языком становится фарси. Поэзия на синдхи оттесняется в дервишскую обитель, на гор. площадь. Появляются бродячие певцы-бхаты. Лит-ра теснее сближается с фольклором. До нового времени С. л. были чужды идеи индусско-мусульм. вражды. Индусско-мусульм. культурный синтез получил наиболее полное выражение в стихах Шаха Абдула Карима Булари, Махдума Ноха Халакунди (ок. 1505—90), Махдума Пира Мухаммада Лакхи и др. Захватившая в нач. 18 в. власть местная династия Кальхоров оказывала покровительство поэтам, использующим яз. синдхи. К этому периоду относится расцвет творчества синдх. классика Шаха Абдула Латифа Бхитаи, обратившегося к поэтич. обработке нар. дастанов. Вместе с Сармастом и Сами он поднял ср.-век. синдх. поэзию на новую высоту. Известными поэтами той эпохи были Миян Абул Хасан, Махдум Зияуддин Тхатхви, Махдум Абдулла Тхатхви, Сарфараз-хан Кальхору, Пир Мухаммад Бака. На смену исконно синдх. поэтич. формам кафи и доха приходят перс. поэтич. жанры. Особенно усиливается перс. влияние после завоевания Синда англичанами (1843). Крупнейшими поэтами того времени были Рохал (ум. 1782), Бедил (1814—73), Далапат (ум. 1841), Сабит Али Шах (1740—1810), писавший по перс. образцам марсии и касыды, Халифа Гуль Мухаммад (1809—56), автор первого дивана на синдхи. Наряду с развитием поэзии, следующей законам аруза, продолжают создаваться стихи в жанрах кафи, ваи, сур: Марио (ум. 1876), Лалу (ум. 1890). Большое место в поэзии синдхи занимает жанр гит (песня), созданный по законам традиц. синдх. просодии.

В конце 19 в. в Синде зарождается просветит. движение (Мирза Калич Бег и др.), появляются переводы с фарси, урду, бенг. и англ. языков. Мирза Калич Бег перевел «Рубайат» Омара Хайяма. С урду переведен мусаддас «Прилив и отлив ислама» А. Х. Хали. Первыми прозаич. произв. С. л. были рассказы Гулама Хусейна (1853) и переложение «Гулистана» Саади. Большинство прозаич. произв., созданных во 2-й пол. 19 в., представляет собой вольные переводы (Каудомал Чанданмал, Даярам Гидумал и др.). Перу Мирзы Калича Бега принадлежит первый на синдхи роман «Красота» (1890). Притамдас написал роман «Удивительная встреча» (1892). Романисты впервые обратились к изображению совр. жизни синдхцев.

Драма появилась в С. л. в конце 19 в. Это были преим. переделки и переводы пьес У. Шекспира, Р. Шеридана, Г. Ибсена. Мирза Калич Бег перевел осн. трагедии

853

Шекспира, герои к-рых получали инд. имена, действие переносилось в Индию и приспосабливалось к потребностям инд. общества. Отсутствие проф. театра тормозило развитие драматургии. Любительские труппы ставили пьесы, написанные на сюжеты «Рамаяны» и «Махабхараты». Успехом пользовались пьесы Лиларама Сингха «Драупади», «Рамаяна»; Лалчанда Амардиномала — «Омар и Марави» по мотивам нар. дастана и др. Мангхорам Малкани ввел одноактную социальную драму. Популярна драматургия Рама Панджвани, Даярама Гидумала, К. С. Дариани, автора пьес «Опора государства» и «Жертвы голода» (по мотивам Г. Ибсена).

В 30-е гг. 20 в. в С. л. укрепляется прогрессивное, преим. реалистич., направление. Оно испытывает сильное влияние Ассоциации прогрес. писателей Индии. Создаются лит. организации: Мусульманское лит. об-во (1932), Лит. кружок синдхи (1943) и Лит. ассоциация синдхи (1948) с отделениями во мн. городах Пакистана. В лит-ре появляются герои из народа — мелкие торговцы, ремесленники, клерки, крестьяне. Тема нац.-освободит. борьбы становится ведущей. Зарождаются лит-ведение и критика. Выходят работы Хотачанда Гурбакшани «Шах» (1924) — о творчестве Шаха Абдула Латифа, Дауда Поты «Шах Абдул Карим» (1937), Аги Суфи «Сачал Сармаст», Шахвани «Шах» (1950), Мусави «Бедил» (1954), Нагарани «Сами» (1956), проникнутые стремлением осмыслить нац. культурное наследие.

После раздела страны в 1947 почти все синдхцы индусы переехали в Индию, где поселились в Дели, Бомбее, Индуре и др. городах. Единая прежде С. л. стала развиваться в двух гос-вах. В Пакистане синдх. писатели объединились преим. вокруг журн. «Мехран», в Индии — вокруг журн. «Хиндваси», «Наи дунья», «Кахани», «Наи зиндаги» и др. К видным синдх. писателям в Индии относятся: Лалчанд Амардиномал (ум. 1954) — автор романа «Новолуние»; Гобинд Малхи; Сундари Уттамчандани (р. 1924), написавшая романы «Падающие стены» (1953) и «Старая любовь — новая печаль» (1956), отличающиеся глубоким психологизмом и отделкой стиля; Джагдиш Лачани; Ананд Голани (р. 1925); Тиритх Васант; Попати Хиранандани (р. 1924), автор романа «Манджу» (1950) и ряда сб-ков рассказов; Кират Бабани (р. 1922); Суган Ахуджа (р. 1923) и др. В Пакистане популярны поэты Шейх Аяз, Мухаммад Бахш Васиф, Абдул Халим Джош, Хафиз Мухаммад Эхсан, Абдур Раззак Раз, Хари Дилгир, прозаики Лутфулла Бадви, Усман Ансари, Гулам Хайдар Балуч, Башир Мариаи, Анджам Халаи, Халик Морани и др.

Значит. место в совр. С. л. занимает тема раздела страны. Писатели реалистически показывают страдания тысяч людей, вызванные индусско-мусульм. враждой. С. л. в Пакистане развивается под влиянием лит-ры урду, особенно таких поэтов и прозаиков, как М. Икбал, Джош Малихабади, Ф. А. Файз, А. Н. Касми, Гулам Аббас. В поэзии наблюдается отход от норм аруза, переход к свободному стиху и чисто синдх. жанрам. В целом С. л. развивается в реалистич. направлении, модернист. школы представлены слабо.

Лит.: Пир Хасамуддин Рашиди, Синдхи адаб, Карачи, [б. г.]; Адж ка бхаратия сахитья, Дели, 1958; «Имроз», 1960, 27 октября (лит. приложение); Assanand Mamtora, The influence of the Ramayana on Sindhi literature, в кн.: Indian writers at Chidambaram, Bombay, 1957; Malkani M. U., The Sindhi short story and its development, там же; Trumpp E., Sindhi literature. The Divan of Abd-ul-Latif, known by the name of Shaha Jo Risalo, Lpz., 1866; Malkani M., Western influence of Sindhi drama «The Indian PEN», Bombay, 1965, № 7; Pir Hussamuddin Rashdi Sindhi literature, в кн.: Pakistan year book, 1970, Karachi — Dacca, 1970.

А. С. Сухочев.