777

СЕ́РБСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА — лит-ра серб. народа. Своими истоками восходит ко 2-й пол. 9 в. и так же, как лит-ра др. южнослав. народов, связана с деятельностью Кирилла (Константина) и Мефодия и их учеников. Выдающийся памятник серб. письменности — Мирославово евангелие (12 в.). Создаваясь в монастырях, древняя и ср.-век. литература носила преимущественно церк.-дидактич. характер. В то же время через летописи, родословы, актовые записи шла связь с действительностью, с вопросами современности. К наиболее ценным жанрам старой С. л. относятся жития, своеобразие к-рых сказалось в развитии документ. начала, «похвалы», песни. Богатством историч. сведений, индивидуальной стилистич. манерой отмечены труды писателей, ознаменовавших расцвет серб. письменности (конец 12 — нач. 15 вв.): Саввы (1175—1235) — автора первого в С. л. жития Стефана (Симеона) Немани; Стефана Первовенчанного (ок. 1165—1227; «Житие св. Симеона», 1216); Доментиана (ок. 1210 — после 1264; «Житие св. Саввы», 1253); Феодосия (2-я пол. 13 в.; «Житие св. Саввы»); Даниила (ок. 1270—1337; жития сербских королей и архиепископов). Ценные историч. и географич. материалы о состоянии серб. земель в период феод. междоусобиц и наступления турок, первый рассказ о Косовской битве содержит «Житие деспота Стефана Лазаревича» (1431—35), написанное Константином Философом (Костенческим; конец 14 в. — после 1439). Поэтичностью отличается «Похвальное слово князю Лазарю» (1402) первой женщины-писательницы Ефимии (ок. 1350 — после 1404). Гимном любви, объединяющей людей, звучит «Слово о любви» Стефана Лазаревича (1377—1427).

Развитие С. л. происходило в разносторонних контактах с др. лит-рами. Усвоение опыта визант. лит-ры отражают мноточисл. переводы и переработки апокрифов, повестей. С Запада, гл. обр. через южнослав. приморские земли, пришли повести о Тристане и Изольде, Ланцелоте, «Александрия», о Троянской войне и др. Взаимообогащением отмечены сербско-болг. и сербско-рус. лит. контакты. Известные с 11 в., они особенно плодотворны в 13—15 вв. Памятники рус. письменности популярны у серб. писателей; в свою очередь серб. писатели участвовали в становлении рус. литературы; напр., составление Русского хронографа (1442) сербом Пахомием Логофетом, повлиявшим впоследствии на возникновение этого жанра в С. л. Тяжелый урон развитию С. л. нанесло тур. иго. Разорение монастырей заставляло писателей-монахов искать пристанища в др. странах, в частности в России. Поддержка угасавших лит. традиций в 16—17 вв. выразилась в немногочисл. летописях, в переработках визант. и рус. хронографов, в «Житии царя Уроша» (1642), патриарха Паисия (сер. 16 в. — 1647).

Наиболее полно, однако, духовная жизнь сербов выразилась в это время в устном нар. творчестве. Многообразное

778

в жанровом отношении, оно особенно значительно в поэзии — лирич. (бытовых, обрядовых) песнях, восходящих к раннему средневековью, и героич. эпосе. Составленный из ряда циклов песен (о Неманичах, Кралевиче Марко, Косовский и др.) серб. эпос отразил многовековую борьбу народа с иноземными захватчиками, воспел его мужество, свободолюбие, патриотизм. Высокая художественность серб. эпоса привлекла к нему в 19—20 вв. ученых и писателей разных стран (А. С. Пушкин, Н. Г. Чернышевский, А. Мицкевич, бр. Я. и В. Гримм, П. Мериме), сделала его предметом исследований и переводов.

В конце 15 — нач. 16 вв. зарождается серб. книгопечатание. Одна из первых и наиболее известных типографий была основана в Венеции Б. Вуковичем (1520).

В 18 в. в результате миграции сербов из земель, занятых турками, на север центр духовной жизни перемещается в юж. Венгрию. В борьбе против униатства и мадьяризации усиливается связь сербов с Россией. Под влиянием рус. церк. книг и учебников складывается т. н. русско-славянский язык, а затем несколько приближенный к нац. почве славяно-сербский, сыгравший важную роль в становлении серб. нац. культуры и лит-ры Просвещения. Ее ранний этап, свидетельствующий о пробуждении нац. самосознания и начале нац. возрождения, связан с творчеством Г. С. Венцловича (конец 17 в. — ум. после 1746), Й. Раича (1726—1801) — автора «Истории разных славенских народов, наипаче болгар, хорватов и сербов...» (1794—95) и аллегорич. поэмы «Бой змея с орлами» (1791), З. Орфелина (1726—85) — автора поэмы «Плач Сербии» (1763), направленной против угнетения сербов в Австрии, издателя первого серб. журнала «Славено-сербски магазин» (Венеция, 1768), первой серб. монографии «Житие и славные дела государя императора Петра Великого» (ч. 1—2, 1772). В их творчестве сказалось освобождение лит-ры от религ. традиций, поворот к знаниям, к сближению лит. языка с народным. Благотворно сказываются на С. л. Просвещения культ. реформы в австр. землях в конце 18 в. и расширившиеся контакты серб. интеллигенции с европ. культурой. Центр. фигура этого времени — Досифей Обрадович (ок. 1739—1811), просветитель, сторонник рационалистич. философии, первый серб. министр просвещения и писатель, заложивший основы светской лит-ры. Своей деятельностью он стремился включить нац. лит-ру в общеевроп. лит. процесс. Он ввел новые для С. л. жанры: басню, мемуары в духе автобиографич. романа философ. направленности («Жизнь и приключения Дмитрия Обрадовича, нареченного в монашестве Досифеем», 1783—88), книги дидактич. толка («Советы здравого разума», 1784, и др.). Начинания Обрадовича поддержали писатели его школы: Й. Мушкатирович, Э. Янкович, П. Соларич.

С нац.-освободит. антифеод. движением и становлением гос. и культурной самостоятельности сербов связан подъем духовной жизни народа 1-й пол. 19 в. Развитию лит-ры способствует формирование нац. интеллигенции, возникновение культурно-просветит. и науч. обществ (старейшее из них Матица сербская, осн. 1826), основание лит. периодики, выдвижение Белграда — столицы Серб. княжества (1806) — как культурного центра наряду с городами серб. земель в юж. Венгрии (Воеводины), сохранявшими в этом отношении свое первенство.

В лит-ре этого времени идет освоение различных худож. форм, уже известных в др. лит-рах. Заметное место принадлежит классицистич. традициям, эстетич. основы к-рых развивают Дж. Малетич, Й. Хаджич, а худож. опыт наиболее полно отражен в патриотич. поэмах Л. Мушицкого (1777—1837). В прозе М. Видаковича (1780—1841), автора первых романов в С. л., написанных под воздействием европ. рыцарского романа, в

779

драмах Й. Вуйича (1772—1847), основателя серб. театра, выразились тенденции сентиментализма. Как комедиограф яркого реалистич. таланта прославился Й. С. Попович (1806—56), хотя тяга к сентиментализму сказалась в его ранних романах, а сб. рефлексивной и патриотич. лирики «Песни» («Даворија», 1854) признан вершиной серб. классицистич. поэзии. Комедии Поповича «Враль и подвирало» (1830), «Скупец» (1837), «Пустая тыква» (1838), «Патриоты» (1849), осмеявшие нравы провинц. мещанства, ценны обращением к современности, социальной направленностью. Они заложили основу нац. репертуара серб. театра.

Выдающаяся роль принадлежит В. С. Караджичу (1787—1864), идеологу нац. возрождения. Филолог, фольклорист, историк, он разработал принципы нового лит. языка на основах народно-разговорной речи, раскрыл богатые истоки нар. культуры в фольклоре, способствовал выработке нац. системы стихосложения на основе нар. стихотворных размеров. В работах по лит-ре (о романах Видаковича) Караджич выступил за ее нац. самобытность и связь с жизнью народа. Реформаторская деятельность Караджича, встретившая поддержку науч. общественности России, Германии, слав. стран, расширила горизонты серб. культуры и ее связи с др. народами. Но утверждение реформы Караджича в серб. землях шло в борьбе с оппозицией консерват. кругов, в результате чего она окончательно победила лишь в 1868. Идея Караджича способствовали развитию серб. романтизма, что отразилось уже в творчестве его ранних представителей (поэзия С. Милутиновича-Сарайлии, проза М. Ненадовича и самого Караджича). Выдающаяся роль в развитии раннего романтизма принадлежит черногор. поэту и гос. деятелю Петру Негошу (1813—51), поэмы к-рого «Луч микрокосма» (1845) и «Горный венец» (1847) обогатили С. л. социально-философ. содержанием, пафосом освободит. борьбы, идеей единения юж. славян.

Серб. романтизм пережил длительный период развития, что в значит. степени определялось неразрешенностью нац. вопроса в серб. землях, поддерживавшей тяготение к лит-ре героич., нац.-патриотич. плана. Наиболее полно серб. романтизм обнаружился в конце 40—70-х гг. в творчестве писателей, на развитие к-рых воздействовало революц. движение 1848 и нац.-освободит. борьба югосл. народов 2-й пол. 19 в. Серб. романтики восприняли либерально-демократич. настроения европ. интеллигенции, идеи слав. взаимности Л. Штура и Я. Коллара. Их философ.-эстетич. идеалы формировались под воздействием нар. творчества, опыта европ. лит-р (Дж. Байрон, В. Гюго, Г. Гейне, А. С. Пушкин), философии Гегеля. Для них характерна увлеченность нац. историей, ее освободит. традициями, утверждение связи героя с судьбой родины. Романтики обратились к живому языку народа. Центром лит. жизни эпохи становится Нови-Сад. Развиваются лит. печать, журналистика, открывается серб. нар. театр (1862 — в Нови-Саде, 1868 — в Белграде). В развитии романтизма значительна роль студенч. лит. обществ, объединенных в 1866 в организацию «Омладина».

Центр. место принадлежало поэзии. У ее истоков стоит Б. Радичевич (1824—53) — первый серб. лирик («Стихи», 1847), творчество к-рого знаменовало обращение к духовному миру человека. Радичевич раскрыл выразительность нар. языка, противников к-рого он осмеял в сатирич. поэме «Путь». Последователи Радичевича и его младшие современники — Дж. Якшич (1832—1878), Й. Йованович-Змай (1833—1904), Л. Костич (1841—1910). Их излюбленные жанры — патриотическая лирика и лиро-эпические поэмы. Развиваются и драматические жанры. Сюжеты из национальной истории осмысляются в трагедиях Якшича («Елизавета, царица Черногорская», 1868; «Станое Главаш», 1878) и Костича

780

(«Максим Црноевич», 1866). Среди лучших образцов лирики романтиков — мятежная поэзия Якшича, лирич. сб-ки Змая «Розы» (1864) и «Увядшие розы» (1882), философски углубленные стихи Костича. С рассказами Якшича и романом Б. Атанацковича (1826—58) «Два идола» связан опыт романтич. прозы. Живостью слога и наблюдательностью отмечена эпистолярная проза Л. Ненадовича (1826—95).

С 60-х гг. лит. развитие начинает тяготеть к реализму, что совпадает с изменениями в социальной структуре серб. общества, с обострением классовых противоречий. Реалистич. тенденции появляются уже в творчестве романтиков: в сатире Змая с ее критикой обществ. жизни, в гражд. поэзии Якшича с ее антиавстр. и антиклерик. направленностью, в его сатирич. рассказах. Романы Я. Игнятовича (1824—89) отмечены интересом к современности, критикой бурж. отношений («Милан Наранджич», «Странный мир», «Увядший лист»). Важную роль в становлении реализма сыграла деятельность С. Марковича (1846—75), выдающегося революционера-демократа, основателя материалистич. философии в Сербии. Его статьи «Поэзия и мышление» (1868), «Реализм в поэзии» (1870), «Народ и писатели» (1872) стали программой серб. реализма. Опираясь на эстетич. мысль рус. революц. демократов, Маркович рассматривал лит-ру, особенно социальный роман, как действенное оружие в освободит. борьбе народа. Оплотом демократич. критики 70-х гг. были журналы «Преодница», «Рад», «Стража», сатирич. журналы Змая.

Большую роль в становлении серб. реализма сыграла рус. реалистич. лит-ра (переводы соч. Н. В. Гоголя, Н. Г. Чернышевского, М. Е. Салтыкова-Щедрина, И. С. Тургенева, И. А. Гончарова, Л. Н. Толстого). Господствует жанр социально-бытовой прозы (рассказы из жизни деревни, гор. низов, о «маленьком человеке»). Творчество М. Глишича (1847—1908), Якшича отмечено развитием сатирич. традиции. С Я. Веселиновичем (1862—1905) связаны тенденции своеобразного народничества, выразившегося в идеализации патриарх. уклада как воплощения лучших сторон нар. жизни. К рассказам Л. Лазаревича восходят истоки психологизма в реалистич. прозе. Реалистич. традиция поддерживается в комедиях К. Трифковича (1843—75) из жизни воеводинского мещанства.

Реализм господствует в конце 19 в. В творчестве С. Матавуля, С. Ранковича, С. Сремца, Б. Нушича расширяется сфера содержания лит-ры, усложняется социально-историч. и психологич. проблематика, становятся разнообразнее стилевые тенденции. Усиление реакции, особенно к концу 90-х гг., обостряет обличит. направленность лит-ры, о чем свидетельствует расцвет сатиры и юмористич. прозы на рубеже 19 и 20 вв. Он связан с творчеством С. Сремца (1855—1906) и Б. Нушича (1864—1938), но особенно Р. Домановича (1873—1908), сатирич. аллегории к-рого («Страдия», «Отмена страстей», «Мертвое море» и др.) направлены против тирании самодержавия, политич. конформизма, обывательщины. В становлении серб. сатирич. и юмористич. лит-ры плодотворным оказалось знакомство серб. писателей с творчеством Гоголя и Салтыкова-Щедрина.

Параллельно с успешным развитием малых прозаич. форм, среди к-рых выделяются высокой лит. культурой рассказы С. Матавуля (1852—1908) из жизни крестьян Черногории и Далмации, реалистич. лит-ра овладевает наиболее многогранной формой худож. обобщения — романом. Полнотой изображения действительности, яркостью характеров отличаются романы Матавуля («Баконя фра Брне») и Сремца («Поп Чира и поп Спира»). Романы С. Ранковича (1863—99) «Лесной царь», «Сельская учительница», «Разрушенные идеалы» строятся на трагическом конфликте высоких стремлений человека с обществ. средой. Разносторонний

781

материал герцеговинской действительности ввел в лит-ру С. Чорович (1875—1919).

Новую ступень в развитии поэзии дало творчество В. Илича (1860—94) («Стихи», 1887, 1889, 1892), сочетавшего гражданственность с субъективно-философ. настроениями и отточенной формой стиха. Популярностью у современников пользовалась злободневная политич. сатира поэта М. Митровича («Стихи на тему дня», 1903). Большие достижения югославского реалистич. театра связаны с Б. Нушичем. Его остросоциальные комедии («Народный депутат», 1883; «Подозрительная личность», 1887; «Протекция», 1888) направлены против бюрократич. аппарата, полицейской системы выборов в Сербии конца 19 в.

Лит. процесс с конца 90-х гг. до 1918 заметно осложняется, формируясь в борьбе и взаимопроникновении различных идейно-худож. тенденций. Наряду с развитием реализма зарождается модернизм. Позиции реализма отстаивал Й. Скерлич (1877—1914) — выдающийся критик, историк лит-ры, наследовавший традиции С. Марковича, боровшийся за социально насыщенное искусство. Принципы модернизма наиболее последовательно выражены в статьях С. Пандуровича (1883—1960), Д. Митриновича (1887—1953). Культом рафинированного эстетства отмечены труды литературоведа Б. Поповича (1863—1944). Реализм определялся углублением социального критицизма, силой проникновения в духовный мир человека, обостренным чувством трагизма, стилевым многообразием. Наиболее полно эти особенности проявились в романах И. Чипико (1869—1923), посвященных жизни крестьян Далмации, их борьбе с угнетателями («За хлебом», 1904; «Пауки», 1909), рассказах П. Кочича (1877—1916), видного деятеля освободит. движения Боснии, первым среди серб. реалистов поднявшего тему коллективного протеста нар. масс, у Б. Станковича (1875—1927), с творчеством к-рого связаны наиболее значит. достижения психологич. прозы и социально-психологич. романа («Дурная кровь», 1910) в С. л. до 1918.

В творчестве предвоен. поколения молодых прозаиков — М. Ускоковича (1884—1915) и В. Миличевича (1886—1929), реализм к-рых развивался в тесном взаимодействии с модернизмом, углубляется интерес к болезненной психике, к теме трагич. одиночества человека, к мотивам скептицизма. В поэзии реалистич. традиции продолжены творчеством А. Шантича (1868—1924), тесно связанного с освободит. борьбой своей родины Герцеговины. В лирике Шантича сочетались мотивы скорби со стремлением к действию, верой в грядущую свободу; стих его окрашен напряженным лиризмом, гражд. пафосом. В демократич. традициях развивалась поэзия В. Петровича (1884—1967), М. Боича (1892—1917), М. Якшича (1869—1935).

Неоднородный в идейно-эстетич. отношении модернизм наиболее полно проявился в традициях парнасской школы и символизма, в жанрах любовной, пейзажной, философ. лирики. У истоков модернизма стоит эстетская поэзия И. Дучича (1871—1943), отмеченная изяществом и совершенством классич. стиха. Поэзия высокой лирич. эмоциональности М. Ракича (1876—1938), окрашенная философией индивидуализма, значительна психологич. глубиной, трагич. и гордой любовью к родине. Ощущением катастрофичности мира, анархич. бунтом против действительности охвачена поэзия С. Пандуровича и В. Петковича-Диса (1880—1917), популярная у сторонников нац.-патриотич. организации «Млада Босна». Зарождение модернистской прозы представлено творчеством И. Секулич («Спутники», 1913) и С. Винавера («Рассказы, утратившие равновесие», 1913).

Углублением социальной критики, тематич. новаторством отмечено творчество поколения драматургов

782

10-х гг. — М. Предича, Д. Ненадича, В. Йовановича, испытавших воздействие М. Горького. К этому направлению примыкает пьеса «В захолустье» (1909) Б. Нушича. Неоромантич. черты проявляются в историч. драме М. Боича «Царская осень» (1913, опубл. 1918). Рост национально-освободит. движения дал толчок развитию патриотич. драмы (поэтич. драмы А. Шантича, «Хаджи-Лойя» Нушича).

С творчеством К. Абрашевича (1879—98) и плеяды поэтов из рабочей среды (П. Йовкич, Э. Ребич и др.) связано становление пролет. лит-ры с характерной для нее романтич. верой в революцию. Д. Попович (1884—1918), выдающийся деятель рабочего движения, сыграл заметную роль в развитии эстетич. мысли в серб. критике.

Р. Ф. Доронина.

С. л. в 1918—60 гг. Создание после окончания 1-й мировой войны единого Югославского гос-ва в 1918 ознаменовало новый период и в развитии С. л., отмеченный обострением идейной борьбы, появлением новых лит. направлений — экспрессионизма в 20-е гг., сюрреализма и «социальной литературы» в 30-е гг. Продолжение традиций довоен. реализма и символистско-парнасского направления, с одной стороны, внедрение «нового стиля» (экспрессионизма), с другой, — определяли развитие С. л. 20-х гг. Отношение поэтов старшего поколения (реалисты — А. Шантич, В. Петрович; символисты-парнасовцы — Й. Дучич, М. Ракич, С. Пандурович) к новой действительности носило противоречивый характер. Шантич, Петрович воспринимали новое Югослав. гос-во как осуществление их мечты и идеалов, закрывая глаза на реакционность монархист. режима в стране. Однако социальное чутье и свойственный им демократизм не позволили им превратиться в апологетов бурж. общества. Творчество поэтов-символистов отличается крайним консерватизмом в идейном и формальном отношении. Поэзия Дучича стала в послевоен. годы манерной, камерной. Поэты молодого поколения (И. Андрич, М. Црнянский, Р. Петрович, Р. Драинац, Д. Василев и др.), пережившие 1-ю мировую войну, разочаровались в этич. принципах бурж. общества, в его культуре и цивилизации. Используя теории экспрессионизма, дадаизма и футуризма, представители послевоен. поколения выступали и против реализма, и против символизма, провозглашая «революцию духа», «спиритуализацию поэзии». Серб. экспрессионизм не был однородным: нек-рые поэты (Андрич, Црнянский, Василев, Драинац) выражали на анархо-индивидуалистский манер настроения неудовлетворенности, охватившие широкие слои общества; другие, представители т. н. «чистого космизма», стремились уйти от действительности (С. Миличич) или, отрицая материальный мир, проповедовали мистику (С. Винавер, М. Настасиевич), выражали «вакханалию секса» (Р. Петрович — сб. «Откровения», 1922). Экспрессионистское направление достигло расцвета в 1919—1923, но во 2-й половине 20-х годов потеряло свое влияние.

В развитии серб. прозы после 1-й мировой войны борьба шла в основном между реализмом и экспрессионизмом. Видное место занимала воен. тема. Ветераны реализма (И. Чипико, Б. Нушич, В. Петрович) трактовали ее, исходя из освободит. целей войны, к-рую вел серб. народ. Но вместе с прославлением героизма народа звучит гуманистич. осуждение войны. В произв. мн. писателей молодого поколения, как экспрессионистов (М. Црнянский, роман «Дневник о Черноевиче», 1921), так и тяготевших к реализму (Д. Васич, сб. рассказов «Погашенные лампады», 1923; роман «Красные туманы», 1922), восприятие войны сплошь отрицательное. Они создают психологич. картины переживаний на войне людей «потерянного поколения». Для нек-рых экспрессионистов характерен переход к историч.

783

тематике и усвоение реалистич. принципов. Такова творч. эволюция Андрича, к-рый в рассказах и повестях об истории Боснии во времена тур. и австро-венг. владычества создал богатую галерею образов из различных социальных слоев. Проблематику совр. послевоен. жизни разрабатывают писатели реалистич. направления. Нушич создал юмористич.-сатирич. повесть «Автобиография» (1924). В. Петрович, превосходный новеллист, внес в С. л. много новых социальных мотивов. Близко к нему по проблематике творчество И. Секулич межвоенных лет. Внимание совр. теме уделял Б. Чосич, автор романов «Шабаш» (1925), «Два царства» (1928), «Скошенное поле» (1934). Развитие драматургич. жанров заметно отставало в 20-е гг. Лишь Нушич на рубеже 30-х гг. создает серию комедий: «Госпожа министерша» (1929), «Мистер доллар» (1932), «Д-р» (1936), «Покойник» (1937).

В конце 20-х гг. в условиях военно-монархист. решима усилилось брожение в рядах творч. интеллигенции. Возникли новые лит. течения: опирающаяся на революц. идеологию пролетариата т. н. «социальная литература» и сюрреализм, восходящий к фрейдизму и идеям анархо-индивидуализма. Течение «социальная литература», носившее общеюгосл. характер, представляло в Сербии первое революц. лит. течение межвоен. периода. В 30-е гг. складывается новое соотношение лит. направлений. Символизм сошел с лит. арены. Экспрессионизм становился все более консервативным. Сюрреализм как течение распался (1933). Часть левых сюрреалистов (Дж. Йованович, О. Давичо, А. Вучо, Д. Матич, К. Попович) присоединилась к революц. лит. движению. «Социальная литература» постепенно приобретала ведущую роль. Приняв осн. принципы марксист. эстетики и поэтики социалистич. реализма, она в конце 30-х гг. оказывала существенное воздействие на др. течения. Ее влияние сказалось на нек-рых бывших сюрреалистах — О. Давичо, А. Вучо, Д. Матича. Дж. Йованович стал выдающимся критиком-марксистом. Под воздействием «социальной литературы» писатели критич. реализма углубляют социальную критику (рассказы Петровича, комедии Нушича, роман «Скошенное поле» Чосича). Гражд. и патриотич. мотивами обогащается поэзия Десанки Максимович. В начальной фазе развития «социальной литературы» проявились упрощенное, схематич. изображение социальных отношений, натуралистич. описательность, пренебрежение к худож. форме.

Во 2-й пол. 30-х гг. большинство писателей «социальной литературы» приходит к принципам реализма. Вершиной социальной поэзии является творчество Р. Зоговича, поэта-черногорца (сборники «Кулак», 1936; «Огненные голуби», 1939; поэма «Пришельцы», 1937). Заметных успехов добились революц. писатели — Й. Попович (сб. рассказов «Лица прохожих»), Ч. Миндерович (сб. рассказов «Узкая улица»). Серьезный вклад в развитие новеллистики внес Б. Чопич (сб. «Под Грмечом», 1938; «Борцы и беглецы», 1939; «Горцы», 1940). Укреплению реалистич. тенденций в 30-е гг. способствовала публицистич. и лит.-критич. деятельность Дж. Йовановича, В. Глигорича, М. Богдановича, а также Й. Поповича, Р. Зоговича, В. Маслеши.

В период немецкой оккупации Югославии большинство прогрессивных литераторов включилось в нар. войну с фашизмом. В трудных условиях они продолжали лит. деятельность (Зогович, Попович, Миндерович, Чопич, Д. Костич и др.). Их произв., пронизанные революц. духом, написанные в реалистич. манере, выражали мысли и чувства борющегося народа. Часть писателей (Д. Максимович, Андрич, В. Петрович, Секулич, М. Ристич), не участвовавшая активно в народно-освободит. войне, но с симпатией относившаяся к ней, отказывалась печататься в коллаборационистских

784

изданиях. После освобождения страны в 1945 и победы народной революции было организовано Об-во серб. писателей, объединившее литераторов, стоявших на позициях антифашизма и признавших завоевания народной революции. Состоялся первый съезд писателей Югославии. На 1-м этапе послевоен. развития С. л. (1945 — нач. 50-х гг.) ведущую роль играло течение, к-рое в условиях социалистич. строительства продолжало традиции революц. лит-ры 30-х гг.

Центр. место на протяжении мн. лет после 2-й мировой войны занимает тема освободит. войны и революции. Мн. поэты, создавая лирич. летопись революции и строительства новой жизни, используют нар. лексику, фольклорную поэтику (Чопич, Костич, Т. Младенович, Максимович, М. Алечкович). Яркой публицистичностью отличались послевоен. стихи Зоговича. Поэзия нек-рых бывших сюрреалистов (Давичо, М. Дединац), сохраняя элементы сюрреалистич. поэтики, была в основном реалистична. Романтич. восприятие характерно для молодых поэтов (С. Вукосавлевич, Р. Тошович, Д. Грбич, С. Маркович, С. Раичкович). В серб. прозе крупным событием был выход в 1945 романов Андрича: «Мост на Дрине», «Травницкая хроника», «Барышня», получивших мировую известность. Плодотворно работал также В. Петрович: сб. новелл «Перепелка в руке» (1948), «Земля» (1955), «Молох» (1963).

В конце 40-х гг. и нач. 50-х гг. в С. л. появились настроения разочарованности и скептицизма, обостряются противоречия между сторонниками различных лит. течений. Группа бывших сюрреалистов (Давичо, Ристич), часть молодых поэтов и критиков (В. Попа, Р. Константинович, М. Павлович, З. Мишич, З. Гаврилович, С. Лукич и др.) публикуют в нач. 50-х гг. произв. в духе межвоен. модернистских течений. Сторонники реализма (Глигорич, Чопич, М. Лалич) группируются вокруг журн. «Савременик». Происходят крупные изменения в творчестве писателей всех поколений. Появилось течение «романтического интимизма» (С. Раичкович, С. Маркович) как реакция на грубую тенденциозность и плакатную патетику в творчестве нек-рых поэтов конца 40-х гг. Обращаясь к внутр. миру человека, «интимисты» заполнили один из пробелов в поэзии того времени, но одновременно это вело к сужению тематики их творчества. Одновременно возрождается течение сюрреализма — Давичо (поэма «Человеков человек», 1953; сб. «Населенные глаза», 1956), Д. Матич, М. Ристич, М. Дединац. Развивается и «абстрактный интеллектуализм» — В. Попа, М. Павлович, Й. Христич, И. Лалич, В. Лукич, Б. Милькович. Их поэзия рационально-философична, основана на философии экзистенциализма. Гл. мотивы этой поэзии — смерть, бессмысленность жизни на земле, отчужденность. В своих формальных поисках поэты «абстрактного интеллектуализма» опирались на традиции серб. экспрессионистов 20-х гг., но гл. образцом для них является поэзия Т. С. Элиота.

Под влиянием модернист. течений и концепции синтеза модернизма и реализма произошли сдвиги и в творчестве нек-рых поэтов-реалистов. Часть из них поворачивается к «интимизму» (Д. Костич) и «абстрактному интеллектуализму» (Т. Младенович) или пытается синтезировать сюрреализм и экспрессионизм (Ч. Миндерович). Поэзия Зоговича, сохраняя прежние идейно-эстетич. принципы, стала разнообразнее в жанровом и тематич. отношении. Он создает интимную и пейзажную лирику, сатирич. стихи, бичующие снобизм, мещанское опошление идеалов коммунизма. Зрелости достигает в 50—60-е гг. Максимович, создавшая интимную лирику (сб. «Говори тихо», 1961) и стихи гуманистич. и обществ. звучания (сб. «Прошу помилования», 1964).

785

Серб. проза после 1950 представлена различными худож. тенденциями. Интенсивно развивается жанр романа. Крупнейшими романистами реалистич. направления становятся Б. Чопич (роман «Прорыв») и М. Лалич (романы «Свадьба», «Ненастная весна», «Разрыв», «Лелейская гора»), разрабатывающие проблематику нар.-освободит. войны. Чопич в романах более позднего времени («Не грусти, бронзовый сторож», 1958; «Восьмое наступление», 1964) обращается к проблемам послевоен. жизни. Романы М. Лалича, посвященные исключительно войне и партиз. движению в Черногории, отличаются стремлением изобразить трагич. сторону войны и поднять этич. проблемы революции. Сатирич. романы создает Э. Кош. О. Давичо (роман «Песня», тетралогия «Тюрмы») и Д. Чосич (роман «Разделения», 1961) стремятся при трактовке темы революции эклектически соединить реализм с сюрреалистич. приемами, революц. идейность с фрейдизмом. Среди писателей модернист. толка выделяется роман возвратившегося из длительной эмиграции М. Црнянского «Переселение, книга вторая» (1957), посвященный, как и первая книга «Переселения», историч. прошлому. Крайне абстракционист. течение в жанре романа представляют произв. Р. Константиновича. Сербская драматургия послевоен. периода развивалась сравнительно слабо. В этой области работают М. Джурджевич, Дж. Лебович, Б. Михникович, В. Лукич, И. Христич.

М. В. Богданов.

Периодика. Первые серб. издания, связанные с лит. тематикой, относятся к нач. 19 в. — эпохе нац. Возрождения. Это были лит. рубрики и приложения к газетам и культурно-просветит. изданиям, выходившим, ввиду разъединенности серб. земель, в различных центрах: «Новине сербске» (1813—21, Вена), «Сербски народни лист» (1837—48, Пешта), «Сербске новине» (с 1834, Белград), «Подунавка» (1843—48, Белград). В 1-й пол. 19 в. распространены просветит. альманахи: «Забавник» (1815—16, 1819—21, Вена; 1833—36, Крагуевац), «Данина» (1826—29, 1834, Вена), «Србска зора» (1836—37, Вена), «Србска пчела» (1830—41, Буда) и др. В 1824 основан журн. «Сербске летописи», к-рый с небольшими перерывами выходит более 140 лет (с 1826 — орган Матицы сербской — «Летопис Матице Српске»).

После 1848 прогрессивные лит. силы поддерживают издания «Седмица» (1852—58, Нови-Сад, лит. приложение к газ. «Србски дневник») и «Шумандинка» (1850—57, Белград). Романтизм 60—70-х гг. связан с новисадскими журн. «Даница» (1860—71), «Јавор» (1862—63), «Матица» (1866—70). В журн. «Млада Србадија» (1870—72, Нови-Сад и Белград) и «Вила» (1865—68, Белград) публикуются произв. реалистов. Глашатаями революц.-демократич. идей становятся журналы «Преодница» (1873), «Рад» (1874—75), «Стража» (1878—79), «Побратимство» (1881) и др. Развитие реалистич. лит-ры отражают белградские «Отаџбина» (1875—76, 1880—92), «Дело» (1894—99, 1902—15), «Звезда» (1894, 1897—1901), сплотившие в период политич. реакции конца 19 в. демократич. лит. силы. Консервативно настроен журн. «Српски преглед» (1895) Л. Недича. Реакционный характер носил «Коло» (1901—03). Центром лит. жизни эпохи, объединившим представителен разных направлений, стал «Српски књижевни гласник» (1901—14, 1920—41), крупнейшее лит.-обществ. издание 20 в., возглавленное (до 1914) Й. Скерличем и Б. Поповичем. Модернист. принципы отстаивали белградские «Покрет» (1902) и «Књижевна недеља» (1904—05). Значит. роль в лит. жизни приобрели журналы, выходившие за пределами Сербии: «Бранково коло» (1895—1914, Сремски-Карловци), «Зора» (1896—1901, Мостар), «Босанска вила» (1886—1914, Сараево).

Р. Ф. Доронина.

После создания в 1918 единого Югосл. гос-ва в Белграде издавался журн. «Мисао» (1919—37) символист.

786

направления; возобновлен в 1920 «Српски књижевни гласник» (до 1941) реалистич. направления, появились журналы экспрессионизма — «Дан» (1919—20), «Хипнос» (1922—23), «Путеви» (1922, 1923—24), «Рефлекс младих» (1924) и др. В 30-е гг. течение «социальной литературы» объединилось вокруг журналов «Нова литература» (1928—31), «Стожер» (1930—35), «Данас» (1934), «НИН» — «Недельне информативне новине» (1935), «Наша стравност» (1936—39), «Умњетност и критика» (1939) и др. Представители сюрреализма издавали журн. «Трагови» (1928—29), «Надреализам данас и овде» (1931—1932), альм. «Немогуће» (1930). Реакц. ориентацию представлял журн. «Идеје» (1934—35). В 1945 начал издаваться центр. молодежный лит. журн. «Младост», в 1946 — журн. «Књижевност» (с 1947 — «Наша књижевност»), с 1946 возобновлено изд. журн. «Летопис Матице српске».

В 50-е гг. сторонники модернизма изд. журн. «Сведочанства» (с 1952), «Нова мисао» (с 1953), «Дело» (с 1955). Сторонники реализма группировались вокруг журн. «Савременик» (с 1955).

М. В. Богданов.

Лит.: Пыпин А. Н. и Спасович В. Д., История слав. литератур, 2 изд., т. 1—2, СПБ, 1879—81; История Югославии, т. 1—2, М., 1963; Эпос серб. народа, [изд. подгот. И. Н. Голенищев-Кутузов, М., 1963]; Зарубежные слав. лит-ры. XX век. М., 1970; Из истории критич. реализма в лит-ре народов Югославии, Лит-ра слав. народов, М., 1958, в. 3; 1965; Богданов М. В., Серб. сатирич. проза конца 19 — нач. 20 вв., М., 1962; Српска књижевностњу књижевној критици, св. 1—12, Београд, 1965—66; Скерлић Ј., Сабрана дела, књ. 1—13, Београд, 1964—67; Радојичић Ћ., Развојни лук старе српске књижевности, Београд, 1962; Поповић М., Историја српске књижевности. Романтизам. 1, Београд, 1968; Živković D., Počeci srpske književne kritike (1817—1860), Beograd, 1957; Глигорић. В., Српски реалисти, 5 изд., Београд, 1968; Palavestra P., Književnost Mlade Bosne, sv. 1—2, Sarajevo, 1965; Bibliografija rasprava, članska i književnih radova, sv. 1—2, Zagreb, 1956—57; Погодин А., Руско-српска библиографија, 1800—1925, књ. 1, д. 1—2, Београд, 1932—36; Bogdanović M., Stari i novi, t. 1—4, Beograd. 1960—61; Lukić S., Savremena jugoslovenska literatura (1945—1965), Beograd, 1968; Глигорић В., Огледи и студје, 2 изд., Београд, 1963.