- 771 -
«СЕРАПИО́НОВЫ БРА́ТЬЯ» — лит. группа, возникшая в нач. 1921 в Петрограде при изд-ве «Всемирная литература», где многие участники группы учились в семинарах у В. Шкловского, Е. Замятина. В группу входили: Вс. Иванов, М. Слонимский, М. Зощенко, В. Каверин, Н. Никитин, К. Федин, Л. Лунц, Н. Тихонов, Е. Полонская, И. Груздев. Близко к группе стоял Шкловский. Название группы — от одноим. книги нем. романтика Э. Т. А. Гофмана. В основе деятельности «С. б.» лежали «...поиски приемов овладения новым материалом, которым тогда была прошедшая война и революция, поиски новой художественной формы» (Федин К., Горький среди нас, 1967, с. 3.).
«С. б.» ставили своей целью овладение «техникой писательского ремесла» (выражение Шкловского). «Формальное», «техническое» начало деятельности группы, далеко еще не сложившейся в идейно-творч. отношении, приводило ее участников к подчеркнутой аполитичности (особенно в статьях гл. полемиста группы Л. Лунца), что, впрочем, меньше сказывалось в их худож. творчестве. В группе «С. б.» не было творч. единства: наряду с сильным тяготением к эксперименту, поискам необычного в сюжете, языке (Лунц, Каверин) намечался интерес и к реалистич. приемам письма (Федин, Никитин). «С. б.» выступали против примитивизма, упрощенной плакатности, против амнистии «плохой» лит-ры только за ее политич. «тенденцию». Единств. общим теоретич. выступлением всей группы является письмо в редакцию газ. «Жизнь искусства» — «Ответ серапионовых братьев Сергею Городецкому» (статья Городецкого «Зелень под плесенью», газ. «Известия», 1922, № 42). В письме, содержавшем задиристо-полемич. и ошибочные тезисы (напр., «Всякую тенденцию „Серапионовы братья“ отвергают в принципе»), не было в то же время безоговорочного отрицания идеологии в иск-ве (как часто оценивала теоретич. выступления «С. б.» печать того времени): «Искусству нужна идеология художественная, а не тенденциозная, подобно тому, как государственной власти нужна агитация открытая, а не замаскированная плохой литературой» («Жизнь искусства», 1922, № 13, 28 марта, с. 7). В автобиографиях «серапионов» (см. журн. «Литературные записки», 1922, № 3, 1 авг., с. 25—31, вторая пагинация) наряду с афишируемым аполитизмом ясно выражено признание, что своим творчеством они хотят служить революции (напр.: «По общему размаху мне ближе всего большевики.
- 772 -
И большевичить я с ними согласен... Россию люблю мужицкую. И в этом мне с большевиками по пути», — Зощенко М., см. там же, с. 28).
«Технологические штудии» «С. б.» нашли свое отражение лишь в одном коллективном сб-ке «Серапионовы братья» (1922, переизд. в Берлине с нек-рыми изменениями), в к-ром они выступили с экспериментальными, отчасти ученическими произв.: мир с т. з. собаки («Пёсьи души» Федина), солдатско-крест. сказ («Виктория Казимировна» Зощенко), раскрытие сюжета через документы, телеграммы, газ. вырезки («Дэзи» Никитина) и др. В судьбе каждого из «серапионов» их группа сыграла роль начального творч. «университета». М. Горький (см. переписку с Фединым, Зощенко, Кавериным и др.) видел в группе «С. б.» положит. начало; однако отдельные произв. «серапионов» не всегда удовлетворяли его. В 1923 Горький опубл. в бельг. журнале ст. «Группа „Серапионовы братья“», в к-рой писал, что ожидает от них «обновления литературы». В главных произв. писателей-«серапионов» 20-х гг. («Партизанские повести» Вс. Иванова, «Города и годы» Федина, романтич. баллады Тихонова и др.) уже не было «ученических установок». На первом съезде писателей Вс. Иванов утверждал, что за истекшие 12 лет быв. «серапионы» прошли путь от отрицания «всякой тенденциозности в литературе» до искреннего признания «большевистской тенденциозности» (см. Первый Всесоюзный съезд советских писателей. Стенографич. отчет, 1934, с. 229—30). Мн. участники группы стали крупными мастерами сов. лит-ры.
Лит.: Слонимский М., Восемь лет «Серапионовых братьев», «Жизнь иск-ва», 1929, № 11; Муратова К. Д., М. Горький в борьбе за развитие сов. лит-ры, М. — Л., 1958, гл. 2; Иванов Вс., История моих книг, «Наш современник», 1957, № 3; 1958, № 1; Горький М., Группа «Серапионовы братья», в кн.: Лит. наследство, т. 70, М., 1963, с. 561—63; Зайдман А. Д., К истории одной публикации М. Горького..., «Уч. зап. Горьковского гос. ун-та», 1964, в. 65; ее же, К истории возникновения лит. группы «Серапионовы братья», там же, в. 72, т. 2; Каверин В., «Здравствуй, брат. Писать очень трудно...», М., 1965; Федин К., Горький среди нас. Картины лит. жизни, М., 1968; Минокин М. В., «Серапионовы братья» в зарубежных истолкованиях, «Рус. лит-ра», 1971, № 1.
Л. М. Фарбер.