Трескунов М. С. Сент-Бёв // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. — М.: Сов. энцикл., 1962—1978.

Т. 6: Присказка — «Советская Россия». — 1971. — С. 761—763.

http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke6/ke6-7612.htm

- 761 -

СЕНТ-БЁВ (Sainte-Beuve), Шарль Огюстен (23.XII.1804, Булонь-сюр-Мер, — 13 или 15.X.1869, Париж) — франц. критик и поэт. Род. в провинц. бурж. семье. Ранний период лит. деятельности связан с газ. «Le Globe» («Глобус»), органом группы философов и критиков бурж.-либерального направления. С.-Б. опубликовал в 1824 очерки: «Самос», «Хиос», «Крит», выразив сочувствие греческому народу, боровшемуся против тур. деспотии. В 1827 присоединился к романтич. кружку поэтов «Сенакль»; написал статьи «Оды и баллады Виктора Гюго» и др., а также кн. «Исторический и критический обзор французской поэзии и театра XVI века» («Tableau historique et critique de la poésie française et du théâtre français au XVI siècle», 1828), в к-рых обосновал лит. новаторство романтиков, утверждал романтизм как лит. программу, возникшую под воздействием Великой франц. революции, требовавшую свободы творчества, обновления

Ш. О. Сент-Бёв

- 762 -

поэтич. форм, введения в лит-ру новых героев из нар. среды. С.-Б. увлекся поэзией и написал цикл стихов, составивших кн. «Жизнь, стихотворения и мысли Жозефа Делорма» («Vie, poésies et pensées de Joseph Delorme», 1829). Этот лирич. сб. в пору расцвета романтизма пользовался большим успехом. В образе Делорма воплощена трагич. судьба личности, неверие в возможность счастья, презрение к мещанскому благополучию. Тогда же А. С. Пушкин обратил внимание на достоинства и недостатки лирики С.-В.: «Между сими болезненными признаниями, сими мечтами печальных слабостей и безвкусными подражаниями давно осмеянной поэзии старого Ронсара, мы с изумлением находим стихотворения, исполненные свежести и чистоты» (Полн. собр. соч., т. 5, 1950, с. 178). Окрыленный успехом «Жозефа Делорма», С.-Б. выпустил еще одну книгу стихов — «Утешение» («Les consolations», 1830), но она уже не имела такого успеха.

В 1829 С.-Б. напечатал в «Le Globe» и в «Revue de Paris» («Парижское обозрение») лит. портреты П. Корнеля, Н. Буало, Ж. Лафонтена. Критик отдавал должное худож. наследию 17 в., отмечал высокое достоинство стиля Корнеля (его возвышенные интонации в патетич. сценах), колоритность и нар. сметливость героев Мольера, высоко ценил выдержанную в античных тонах фривольную поэзию Лафонтена. И вместе с тем при анализе соч. классиков он находил убедит. аргументы, доказывающие уязвимость худож. конструкции классич. трагедии, искусственность поведения сценич. персонажей. Лит. деятельность С.-Б. в период Июльской монархии была исключительно плодотворной и многосторонней. На формирование его воззрений оказали воздействие бурж. республиканизм, учение А. К. Сен-Симона, христ. социализм Ф. Р. Ламенне. Существ. особенность эстетики С.-Б. состояла в том, что он считал иск-во важным обществ. явлением, изменявшимся в связи с революц. переворотами, происходившими во Франции (ст. «Надежды и стремления литературного и поэтического движения после революции 1830 г.»).

На протяжении 30-х гг. С.-Б. опубл. в журн. «Revue des deux Mondes» («Обозрение двух миров») критич. этюды о франц. писателях 17—19 вв., к-рые впоследствии были включены в сб. «Литературно-критические портреты» («Critiques et portraits littéraires», v. 1—5, 1836—39). В 1834 появился роман С.-Б. «Сладострастие» («Volupté»). Здесь автор не ограничивается изображением индивидуальных чувств и страстей, но показывает, как под гнетом обществ. условий гаснут способности героя романа Амори, рисует картину жизни общества времен Консульства и Империи. Долгие годы С.-Б. изучал творчество писателей Пор-Рояля — Б. Паскаля, Севиньи, братьев Р. и А. Арно и др. («История Пор-Рояля» — «Port-Royal», v. 1—5, 1840—59). С 1849 С.-Б. писал для париж. журналов критич. статьи, к-рые печатались по понедельникам, а впоследствии составили многотомную серию «Беседы по понедельникам» («Causeries du lundi», 1851—62) и ее продолжение «Новые понедельники» («Nouveaux lundis», 1863—70). Этот период его деятельности продолжался почти 20 лет.

Применяя разные методы критич. анализа, чередуя и комбинируя различные приемы историч., психологич., философ. критики, С.-Б. искал истоков лит. движения в историч. действительности, отвергал догматич. критику, к-рая в своих приговорах строго карала отступления от произвольно установленных норм и образцов. Критик разрабатывал разнообразные эстетич. проблемы: художник и общество, иск-во и революц. движения, степень правдивости произведения, характер его популярности и народности. В своих статьях С.-Б. нарисовал широкую картину развития франц. лит-ры, во многом сохранившую свое значение и для нашего

- 763 -

времени. Живое ощущение историч. и психологич. атмосферы каждой эпохи, тонкое постижение эстетич. идеалов позволили С.-Б. по-новому оценить творчество мн. франц. писателей, раскрывая такие черты, к-рые были близки его современникам.

Соч.: Causeries du lundi, v. 1—15, P., 1857—72; Nouveaux lundis, v. 1—13, P., 1863—70; Chateaubriand et son groupe littéraire sous l’Empire, P., 1861; Etudes des lundis et des portraits, v. 1—2, P., 1930.

Лит.: Угрюмов П. (Лавров П. Л.), Сент-Бев как человек, «Отечеств. записки», 1881, № 1—2; Обломиевский Д. Д., Франц. романтизм, М., 1947; Плеханов Г. В., Литература и эстетика, т. 1, М., 1958, с. 339; Séché L., Sainte-Beuve, v. 1—2, P., 1904; Michaut G., Sainte-Beuve, P., 1921; Billy A., Sainte-Beuve, sa vie et son temps, v. 1—2, P., 1952; Bonnerot J., Bibliographie de l’œuvre de Sainte-Beuve, t. 1—3, P., 1937—52.

М. С. Трескунов.