Горский И. К. Сенкевич // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. — М.: Сов. энцикл., 1962—1978.

Т. 6: Присказка — «Советская Россия». — 1971. — С. 757—759.

http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke6/ke6-7571.htm

- 757 -

СЕНКЕ́ВИЧ (Sienkiewicz), Генрик (5.V.1846, дер. Воля-Окшейска на Подляшье, — 15.XI.1916, Веве, Швейцария) — польский писатель. Происходил из обедневшей шляхетской семьи. Учился в 1866—70 на мед. и историко-филологическом ф-тах в Главной школе (с 1869 — Варшавск. ун-т). Мировоззрение раннего С. отмечено влиянием «варшавского позитивизма», либерального движения, возникшего в обстановке капиталистич. развития и репрессий после подавления польского восстания 1863. Первая повесть «Напрасно» («Na marne», 1872) отразила смятенные настроения студенч. молодежи после восстания 1863. В рассказах «Юморески из портфеля Воршиллы» («Humoreski z teki Worszyłły», т. 1—2, 1872) обличение аристократии ведется в духе позитивист. понимания патриотич. долга, с элементами идеализации бурж. дельцов. Но уже в рассказе «Старый слуга» («Stary sługa», 1875) и повести «Ганя» («Hania», 1876) слышатся мотивы тоски по старине и рыцарскому укладу. В 1876—79 С. путешествовал по Англии, США, Франции и Италии. Неверие в бурж. цивилизацию, граничащее с пессимизмом, и польский патриотизм как мерило обществ. ценности человека становятся определяющим пафосом произв. С. Им проникнуты «Письма из путешествия» («Listy z podróży», 1876—78), где одобрение деловитости и демократизма американцев сменяется отвращением к цивилизации бизнесменов, истребляющих индейцев, и «Эскизы углем» («Szkice węglem», 1877), в к-рых дана гротескно-саркастич. характеристика чиновников, польских помещиков и в то же время раскрыта трагедия загубленной ими крестьянской семьи. Тот же гуманизм содержится в новеллах о гибели крестьянских сирот («Янко-музыкант» — «Janko Muzykant», 1879; «Ангел» — «Jamioł», 1880). Тоской по родине наполнена повесть об эмиграции крестьян «За хлебом» («Za chlebem», 1880), новелла «Фонарщик на маяке» («Latarnik», 1881) и др. Протестом против насильственного онемечения поляков звучат рассказ «Из дневника познанското учителя» («Z pamiętnika poznańsķiego nauczyciela», 1879) и повесть «Бартек-победитель» («Bartek Zwycięzca», 1882). Сарказмом дышит одна из лучших новелл американского цикла С. — «Сахем» («Sachem», 1883). В своих новеллах С. искусно переводит юмористическое повествование в трагический ключ.

Г. Сенкевич

«Рассказы» (Варшава, 1955). Илл. Вл. Дашевского

«Рассказы» (Варшава,
1955). Илл. Вл. Дашевского.

С 1882, когда С. стал редактором консервативной газ. «Slowo» («Слово»), начался второй период его творчества. Опасаясь разлагающего действия пессимизма на

- 758 -

общество, С. сделался поборником оптимизма, источник к-рого видел во всеобщей любви к отечеству. С целью «поддержания духа» он написал романы — о борьбе Речи Посполитой с восставшей Украиной времен Хмельницкого «Огнем и мечом» («Ogniem i mieczem», 1883—1884), затем «Потоп» («Potop», 1884—86) об освободительной войне поляков со шведской интервенцией 1655—56, и «Пан Володыёвский» («Pan Wołodyjowski», 1887—88) о борьбе с тур. нашествием в 1672—73. Эта эпопея — трилогия, сочетающая тенденции былинного жанра и историч. романа вальтерскоттовского типа, — центральное произв. С. Она проникнута патриотической идеализацией польского рыцарства и не лишена черт национализма (особенно «Огнем и мечом»). Особенность этой трилогии — изображение жизни с т. з. гл. героев — польских рыцарей. Отсюда многочисл. историч. искажения, соответствующие, однако, мироощущению действующих лиц.

«Крестоносцы». Илл. П. П. Соколова-Скаля, М., 1950

«Крестоносцы». Илл. П. П.
Соколова-Скаля, М., 1950.

В психологич. романе «Без догмата» («Bez dogmatu», 1889—90), созданном тоже с целью противодействия пессимизму, С. дал реалистич. анализ больной души совр. молодого человека, деградации личности под влиянием всеразъедающего скептицизма и декадент. настроений. Менее удачен роман «Семья Поланецких» («Rodzina Połanieckich», 1893—94), где обличение светского общества контрастирует с идеализацией дельца из шляхты, нашедшего идеал в мещанском благополучии, а моральную опору — в церкви. Роман-эпопея «Камо грядеши» («Quo vadis», 1894—96; Нобелевская премия, 1905) посвящен борьбе первоначальных христиан с нероновским деспотизмом. Написанный с целью апологии католицизма, он привлек читателей колоритными картинами жизни римлян. «Крестоносцы» («Krzyżacy», 1897—1900) — эпопея из истории борьбы поляков с Тевтонским орденом на рубеже 14—15 вв. — наиболее реалистический из историч. романов С.

Революцию 1905—07 (с ней совпало нач. 3-го периода творчества) С. не понял: он откликнулся на нее пасквильным романом «Омуты» («Wiry», 1909—10). С. написал повесть для детей «В пустыне и пуще» («W pustyni i w puszczy», 1910—11), роман из эпохи наполеоновских войн «Легионы» («Legiony», 1913—14, не закончен).

Более других польских прозаиков С. способствовал развитию лит. языка, искусства пластич. лепки образов. Он придал польской новелле сжатую и драматич. форму, поднял психологич. роман на уровень высших европ. достижений. Синтезировав завоевания нац. историч. прозы, С. вывел польский историч. роман на мировую арену. Огромная прижизненная популярность С. имела для Польши не только общекультурное, но и политич. значение — она привлекала внимание к угнетенному народу и его новой реалистич. лит-ре. Большим успехом пользовались романы С. у русских читателей. Произведения С. неоднократно экранизировались.

Соч.: Dzieła, t. 1—60, Warsz., 1948—55; в рус. пер. — Полн. собр. соч. в пер. Ф. В. Домбровского, 2 изд., т. 1—7, СПБ — К. — Х., 1907—10; Полн. собр. соч., в пер. В. М. Лаврова, т. 1—6, М., 1902—17; Собр. соч., т. 1—16, М., 1914; Повести и рассказы, М., 1957; Крестоносцы, М., 1960; Без догмата, М., 1960; Потоп, М., 1970.

Лит.: Пыпин А., Новые романы Сенкевича, «Вестник Европы», 1888, № 2; Гольцев В., [Предисл.], в кн.: Сенкевич

- 759 -

Г., Повести и рассказы, М., 1893; Гофштеттер И. А., Генрих Сенкевич как психолог современности, СПБ, 1896; Шепелевич Л., Сенкевич, как романист-психолог, «Сев. вестник», 1897, № 8; его же, Историч. романы Г. Сенкевича, «Образование», 1898, № 9; Мищенко Ф., Антич. мотивы в произведениях Г. Сенкевича, «Рус. мысль», 1897, № 8; Украинка Л., Заметки о новейшей польской лит-ре, Собр. соч., т. 4, М., 1957; Яцимирский А. И., Новейшая польская лит-ра, т. 1—2, СПБ, [1908]; Фемелиди А. М., Г. Сенкевич. Его лит. эпоха, жизнь, труды и мысли, 2 изд., СПБ — М., 1912; Зелинский Ф., Генрих Сенкевич, «Вестник Европы», 1918, № 1—4; Цыбенко Е. З., Генрик Сенкевич, в кн.: Курс лекций по истории зарубежных лит-р XX в., т. 1, М., 1956; Горский И. К., Историч. роман Сенкевича, М., 1966; Chmielowski P., Henryk Sienkiewicz w oświetleniu krytycznym, Lwów, 1901; Lam S., Henryk Sienkiewicz. Cechy i elementy jego twórczości, Poznań, 1924; Wojciechowski K., Henryk Sienkiewicz, 4 wyd., Lwów, 1939; O «Krzyżakach» Henryka Sienkiewicza, Warsz., 1958; Sienkiewicz. Odczyty, Warsz., 1960; Stawar A., Pisarstwo Henryka Sienkiewicza, Warsz., 1960; Szweykowski Z., Trylogia Sienkiewicza. Szkice, Poznań, 1961; «Trylogia» Henryka Sienkiewicza. Studia, szkice, polemiki, Warsz., 1962; Ladyka A., Henryk Sienkiewicz, 4 wyd., Warsz., 1965; Henryk Sienkiewicz. Materiały..., 2 wyd., Warsz., 1966; Krzyżanowski J., Henryka Sienkiewicza źywot i sprawy, [2 Wyd.] Warsz., 1968; Kersten A., Sienkiewicz — «Potop» — Historia, Warsz., 1966.

И. К. Горский.