Сантросян Н. М. Сенека Младший // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. — М.: Сов. энцикл., 1962—1978.

Т. 6: Присказка — «Советская Россия». — 1971. — С. 755.

http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke6/ke6-7551.htm

- 755 -

СЕ́НЕКА (Lucius Annaeus Seneca), Луций Анней (младший) [ок. 4 до н. э., Кордуба (Кордова) Испания, — 65 н. э., Рим] — рим. философ и писатель. Сын Сенеки старшего. Наставник, затем советник императора Нерона. Впоследствии был обвинен в заговоре против Нерона и покончил с собой. Виднейший представитель римского стоицизма, С. свои взгляды изложил в «Письмах к Луцилию» («Epistolae ad Lucilium»), в «Вопросах естествознания» («Quaestiones naturales»), а также в «Утешениях» («Consolationes»), к-рые вместе с моральными трактатами в форме диатрибы объединены под назв. «Диалоги» («Dialogi»).

Важнейшие положения противоречивой этики С. с ее колебаниями между активным отношением к жизни и «невозмутимостью» мудреца — естеств. равенство людей, пренебрежение материальными благами и даже жизнью ради высвобождения духовного начала, неотвратимость рока, готовность к смерти, к самоубийству. От С. дошло также 9 трагедий: «Медея», «Эдип», «Фиест», «Федра», «Геркулес Безумный», «Агамемнон», «Троянки», «Финикиянки», «Геркулес Этейский». Мифологич. сюжеты в трактовке С. призваны подтвердить его мысли о гибельности страстей, о безрассудном произволе тиранов. Настойчиво звучит тема смерти, к-рую С. восхваляет как средство от всех зол. В эпоху жестокого террора императоров эти мотивы трагедий С. приобретали особую актуальность.

Трагедии С., по-видимому, рассчитаны на декламацию, а не на сценич. исполнение. Нередки описания ужасов, способов умерщвления; в нарушение греч. традиции С. делает зрителя очевидцем смерти героев. Несмотря на монотонность характеров, риторичность, трагедии С. впечатляют предельным накалом страстей, пафосом страдания. С. — один из представителей т. н. «нового стиля», порвавших с цицероновской традицией длинных, плавных периодов. Короткие «рубленые» фразы С., частые восклицания, вопросы, антитезы, парадоксальные утверждения создают порывистую, возбужденную интонацию.

Особняком стоит «Отыквление божественного Клавдия» («Apokolokyntosis Claudii») — сатирич. описание кончины имп. Клавдия, написанное в форме менипповой сатиры. Философ. соч. С. оказывали впоследствии влияние на мемуарно-моралистический жанр (М. Монтень), а его трагедии — на У. Шекспира и драматургов французского классицизма (П. Корнель, Ж. Расин).

Соч.: Opera quae supersunt, v. 1—3, Lipsiae, 1907—23; Tragoediae. Rec. F. Leo, v. 1—2, Berolini — Lipsiae, 1878—79; в рус. пер. — Сатира на смерть имп. Клавдия, СПБ, 1891; Избр. письма к Луцилию, пер. Пл. Краснова, СПБ, 1893; Трагедии, пер. С. Соловьева, М. — Л., 1932.

Лит.: История рим. лит-ры, под ред. С. И. Соболевского [и др.], т. 2, М., 1962; Модестов В. И., Философ Сенека и его письма к Луцилию, К., 1872; Виппер Р. Ю., Этические и религ. воззрения Сенеки, «ВДИ», 1948, № 1; Pernice G., Seneca morale, Tortona, 1964; Grimal P., Senèque, P., 1948.

Н. М. Сантросян.