736
СЕЛЬВИ́НСКИЙ, Илья (Карл) Львович [12(24).X.1899, Симферополь, — 22.III.1968, Москва] — руссов. писатель. Чл. Коммунистич. партии с 1941. В молодости был актером, борцом в цирке, грузчиком в порту, затем — инструктором по пушнине в Киргизии (1929). Окончил факультет общественных наук 1-го МГУ (1923). В 1933 — участник похода «Челюскина». В ранних стихах С. — влияние А. Блока, И. Бунина, поиски своего языка, отрицание традиц. поэтики. С. создает лабораторные, экспериментальные стихи, используя различные жаргоны — воровской («Вор»), одесско-еврейский («Мотька-Малхамовес»), цыганско-романсовый. В своих поисках С. в эту пору иногда доходил до зауми. В 20-х годах он становится одним из вождей конструктивизма. В «Кодексе конструктивиста» (сборник «Бизнес», 1929) и других теоретических выступлениях С. видно стремление через овладение техникой и конструктивно-научным мышлением (в т. ч. и в иск-ве) найти пути к темам социалистич. действительности. Поэма «Улялаевщина» (1924, опубл. 1927), одно из значит. произв. сов. поэзии 20-х гг., повествует о разгроме контрреволюц. кулацкого восстания Улялаева, чей образ получился у С., однако, выразительнее образов коммунистов. В 1956 С. переработал поэму, сделав В. И. Ленина ее центральной фигурой (для С. вообще характерно возвращение к ранним произв., переработка и углубление в них историзма).
«Улялаевщина» (Москва, 1956).
Заставка Ю. Красного.
Поэтический эксперимент характерен и для поэмы «Записки поэта» (1927, отд. изд. 1928); 1 ч. поэмы — «автобиография» поэта Евгения Нея, 2 ч. — сб. стихов Нея «Шелковая луна». Внешний конфликт романа в стихах «Пушторг» (1928, отд. изд. 1929) — борьба честного специалиста Полуярова (директора акц. об-ва «Пушторг») с карьеристом и бюрократом Кролем. Но за этим видимым конфликтом С. сумел показать борьбу партии против мещан с партийным билетом; коммунизм бьет кролевщину. Однако в поэме звучат и пессимистич. ноты (трагич. судьба интеллигента Полуярова). «Пушторг» — переломное произведение: поэт в известной мере отходит от конструктивистского эксперимента к более масштабным политич. и эпич. темам.
С конца 20-х гг. С. выступает и как драматург. В трагедии «Командарм 2» (1928, пост. В. Мейерхольда, 1929) карьеристу и авантюристу Оконному противопоставлен командарм гражд. войны Чуб. Смысл сатирич. и эксцентрич. пьесы «Пао-Пао» (1931, опубл. 1932) в
737
разоблачении основ «обезьяньего» собственнич. мира (в 1956 С. переработал пьесу, перенеся действие из Германии 20-х гг. в предвоен., фаш. Германию). «Умка — Белый Медведь» (1933) — пьеса о величии революции, к-рая позволяет отсталым народам России совершить скачок от родового строя к социализму. К пьесе тематически примыкает поэма «Челюскиниана» (отрывки печатались в 1937—38). Позднее С. переработал поэму в роман «Арктика» (1934—56, опубл. 1957).
В 30-е гг. С. путешествует по Европе и Азии. Характерной для поэта становится философ. лирика. С конца 30-х гг. С. стал разрабатывать жанр историч. трагедии в стихах — о переломных и революц. моментах в истории России, о борьбе рус. народа с антинар. властью. Первая трагедия «Рыцарь Иоанн» (1937) — об Иване Болотникове; «Бабек» (1941, позднее названа «Орла на плече носящий») — лирич. трагедия об Азербайджане 9 в., о пастухе Бабеке, ставшем во главе нар. восстания.
В годы Великой Отечеств. войны С. находился на Крымском, Кавк. и 2-м Прибалт. фронтах. Именно в эти годы он начинает работать над драматич. трилогией «Россия» («основной труд жизн»). В 1941—44 создана «Ливонская война» (опубл. 1944), где Ивану Грозному противостоит рус. труженик пушкарь и литейщик Андрей Чохов. Правнук этого Чохова Никита Чохов олицетворяет рус. народ во второй трагедии «От Полтавы до Гангута» (1949, опубл. 1951; позднейшее название — «Царь да бунтарь»). Заключает трилогию трагедия «Большой Кирилл» (1957), где рядом с В. И. Лениным в ноябре 1917 находится профессиональный революционер Кирилл Чохов, потомок рус. тружеников и бунтарей. Трилогия «Россия» писалась в течение 16 лет и явилась итогом поисков С. не только в области худож. открытия рус. нац. характера, но и в области очень емкого и трудного жанра высокой трагедии в стихах. Истинным двигателем историч. процесса, согласно концепции поэта, являются не знаменитые цари или полководцы, а народная масса, ее наиболее талантливые представители. В эти же годы С. создает трагедию «Читая Фауста» (1947, опубл. 1952), пьесу-диспут, где гротеск соседствует с философ. раздумьями; пьеса написана в ключе театра Б. Брехта; в ней — судьбы нем. интеллигенции в 20 в., мнимые и подлинные наследники Фауста. Пьеса С. «Человек выше своей судьбы» (1962) рассказывает о последних месяцах жизни В. И. Ленина.
Результатом многолетних стиховедч. изысканий явилась книга С. «Студия стиха» (1962) — защита и обоснование тактовой просодии, былинности, версификационной основы стиха. Незадолго до смерти С. опубл. в журн. «Октябрь» (1966, № 6—7) автобиографич. роман «О, юность моя!». Уже после смерти поэта в том же журнале (1968, № 5) помещена его лирич. трагедия «Царевна-Лебедь», тема к-рой также находится на главной линии развития искусства С., всю жизнь искавшего возможность показать величие России, ее великую историч. миссию.
Соч.: Ранний Сельвинский, М. — Л., 1929; Декларация прав, М., 1933; Избр. стихи, М., 1934; Лирика и драмы, М., 1947; Крым. Кавказ. Кубань, М., 1947; Избранное, М., 1950; Трагедии, М., 1952; Избр. произведения, М., 1953; Избр. произведения, т. 1—2, М., 1956; Черты моей жизни, в кн.: Сов. писатели. Автобиографии, т. 2, М., 1959; О времени, о судьбах, о любви. Стихи, М., 1962; Театр поэта, М., 1965; Лирика, М., 1964; О, юность моя! Роман, М., 1967; Давайте помечтаем о бессмертье. Стихи, М., 1969.
Лит.: Вандыш Е., Путь к социалистич. реализму. (Эволюция творчества И. Л. Сельвинского), «Уч. зап. Латв. гос. ун-та. Филологич. науки», 1963, т. 46; Кедрина З., Историч. трагедии И. Сельвинского, в ее кн.: Лит.-критич. статьи, М., 1956; Резник О., Жизнь в поэзии. Творчество Ильи Сельвинского, М., 1967; [Огнев В. Ф.], И. Л. Сельвинский, в кн.: История рус. сов. лит-ры, 2 изд., т. 3, М., 1968.
Л. М. Фарбер.