Жовтис А. Л. Свободный стих // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. — М.: Сов. энцикл., 1962—1978.

Т. 6: Присказка — «Советская Россия». — 1971. — С. 709—711.

http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke6/ke6-7091.htm

- 709 -

СВОБО́ДНЫЙ СТИХ, верлибр (франц. vers libre), — термин, определяющий широкий и недостаточно ясно очерченный круг явлений в стихосложении 20 в.; основным признаком всех типов С. с. является членение на

- 710 -

строки, графически расположенные как стихотворные, и их ритмико-звуковая соотнесенность. Сочетание этих двух моментов позволяет разграничить С. с. и прозаич. жанры (стихотворение в прозе и др.). С др. стороны, намечается дифференциация между верлибром и строгими стихотв. формами. Если в «несвободных» стихах имеется система обязат. повторов, связывающих поэтич. речь одним или неск. условиями (число слогов в сопоставленных строках, слоги ударные и безударные в предусмотренных просодией позициях, конечная рифма, порядок рифмования), то в верлибре обычно дается установка на непериодическую и ничем не ограниченную смену мер повтора. Ведущим признаком стихотв. организации речи на небольших участках текста могут становиться в пределах одного произведения: счет по ударениям (принцип тоники), систематизиров. распределение ударных и безударных гласных (принцип силлабо-тоники), рифма, синтаксич. параллелизм, анафоры и эпифоры и т. д. Меры повтора сохраняют зависимость от особенностей языка и традиций. Пример С. с. в рус. поэзии:

Вот девушка, едва развившись,
Еще не потупляясь, не краснея,
Непостижимо черным взглядом
Смотрит мне навстречу.
Была бы на то моя воля,
Просидел бы я всю жизнь в Сеттиньяно;
У выветрившегося камня Септимия Севера.
Смотрел бы я на камни, залитые солнцем,
На красивую загорелую шею и спину
Некрасивой женщины под дрожащими тополями.

(А. А. Блок).

Возникновение С. с. часто связывают с франц. поэзией конца 19 в. (Ф. Вьеле-Гриффен, Г. Кан); однако факты существования «свободных ритмов» у предромантиков и романтиков (И. Гёльдерлин, У. Блейк, Г. Гейне), творчество У. Уитмена и многообразные отклонения от жестко нормированных приемов версификации в др. лит-рах позволяют говорить о долгой и сложной предыстории верлибра.

В рус. поэзии ранними образцами С. с. считают нек-рые произв. А. А. Фета («Здравствуй! Тысячу раз мой привет тебе, ночь...», 1842), Я. П. Полонского («Ночь в горах Шотландии», 1844), М. Л. Михайлова (переводы «Северного моря» Гейне). Им предшествовали попытки воссоздания «свободных ритмов» И. В. Гёте (переводы М. Дмитриева и А. Струговщикова). Дальнейшее развитие С. с. — в творчестве символистов. Однако в нач. века верлибром часто называли достаточно строгие метрич. формы (вольные трехсложные размеры с рифмами и даже разностопные ямбы). Собственно С. с. написаны произв. А. М. Добролюбова, нек-рые стихи Блока («Она пришла с мороза...»), а также М. Кузмина («Александрийские песни»). Известную популярность верлибр приобрел сразу после Октября (И. Садофьев, М. Герасимов) и в 60-е гг. Сомнения в продуктивности формы С. с. опровергаются творч. практикой — стихами К. Некрасовой, Е. Винокурова, В. Солоухина; в лит-рах народов СССР — Э. Межелайтиса, И. Драча, М. Танка, С. Мауленова и др. Свобода метро-ритмич. и рифменной организации — основополагающий признак совр. поэзии — позволяет включать фрагменты С. с. в др. стиховые построения (А. Вознесенский, О. Сулейменов). В заруб. лит-ре сер. 20 в. верлибр — одна из основных форм (Т. С. Элиот, П. Неруда, Н. Хикмет и др.). С. с. не следует путать с вольным стихом.

Лит.: Вильдрак Ш. и Дюамель Ж., Теория свободного стиха, пер. и прим. В. Шершеневича, М., 1920; Сорокін Ол., Про вільний вірш, «Червоний шлях», 1929, № 7; Тынянов Ю., Проблема стихотв. языка, М., 1965; Квятковский А. П., Рус. свободный стих, «ВЛ», 1963, № 12; Эткинд Е., Поэзия и перевод, М. — Л., 1963; Жовтис А. Л., Границы свободного стиха, «ВЛ», 1966, № 5; его же, О критериях типологич. характеристики свободного стиха. (Обзор проблемы), «Вопросы языкознания», 1970, № 2

- 711 -

(есть библ.); Карпов А. С., Стих и время, М., 1966; Полянский Н. Н., О структуре стиха Сен-Жон Перса, «Филологич. науки», 1968, № 1; Hrushovski B., On free rhythms in modern poetry..., в кн.: Style in language, N. Y., 1960 (есть библ.); Czerny Z., Le vers libre français et son art structural, в кн.: Poetics, Poetyka, Поэтика, Warsz., 1961; Erskine J., The kinds of poetry and other essays, Wash., 1966; Jünger F. G., Rhythmus und Sprache im deutschen Gedicht, Stuttg., 1966; Streinu V., Versificaţia modernă, Buc., 1966; Sanders Th., The discovery of poetry, [Glenview], 1967; Лотман Ю. М., Структура худож. текста, М., 1970.

А. Л. Жовтис.