- 665 -
САРТР (Sartre), Жан Поль (р. 21.VI.1905, Париж) — франц. писатель, публицист и философ. О своем детстве рассказывает в автобиографич. повести «Слова» («Les mots», 1964, рус. пер. 1966). Окончив в 1929 Высшую нормальную школу, в 1933—34 стажировался во Франц. ин-те в Берлине, где изучал феноменологию Э. Гуссерля и онтологию М. Хайдеггера, отправляясь от к-рых позже создал собств. учение «атеистического экзистенциализма». Преподавал философию в лицеях Гавра, Лана, Нёйи. В 1940, после разгрома Франции, попал в лагерь для военнопленных, но был через год освобожден по состоянию здоровья. Сотрудничал в печати Сопротивления. С 1945 возглавляет журнал «Les Temps modernes» («Новые времена»). Идеологич. становление С. — политич. публициста отмечено резкими переломами и шараханьем от одной крайности в другую, причудливыми попытками совместить либерально-демократич. устремления с левацким радикализмом. Присоединившись на Венском конгрессе 1952 к Движению сторонников мира, С. от попыток создать обособленное «Демократическое революционное объединение» интеллигентов-некоммунистов и от поисков иллюзорного «третьего пути» («Беседы о политике» — «Entretiens sur la politique», 1949) переходит к борьбе за предотвращение войн, ликвидацию колониализма и неоколониализма, за предоставление независимости Алжиру и сохранение респ. демократии во Франции («Ситуации» — «Situations», v. 1—7, 1947—65). Неоднократно посещавший СССР и страны социалистич. лагеря, С. высказывался за их поддержку и выступал против междунар. карательных авантюр амер. военщины, приветствовал революц. Кубу, освободившиеся гос-ва Азии и Африки; в последние годы он возлагает надежды на развертывание бунтарских течений в капиталистич. мире, среди к-рых С. особенно привлекает нигилистич. экстремизм определенной части студенч. молодежи. В 1964 С. присуждена Нобелевская премия, от к-рой он отказался.
Разрабатывая в своих философ. трудах «Бытие и ничто» («L’être et le néant», 1943), «Критика диалектического разума» («Critique de la raison dialectique», 1960) и др. прежде всего теорию поведения личности, С. берет за исходный пункт анализ свободы изолированного одиночки в жизни, к-рая не знает никакой изначальной предопределенности, в т. ч. и божественной. У С. «я» — чистая, в самой себе обретающая опору духовность, — сталкивается с «другим», соседним «я» и со всем исторически сложившимся наличным бытием, предстающим сознанию индивида в облике строго очерченной ситуации; последняя, в ходе внедрения свободного замысла «я», подлежит изменению. Гуманизм С. действен, хотя его изнутри постоянно подтачивает разрыв между безнадежно затерянной и влачащей бремя метафизич. ответственности мыслящей личностью, с одной стороны, и природой и обществом, выступающим хаотически аморфной, бесструктурной и чуждой диалектич. рациональности полосой «отчуждения», — с другой. До сих пор все попытки С. преодолеть эту пропасть между миром и человеком дали лишь механич. сложение переработанного психоанализа, культурной антропологии
- 666 -
и эмпирич. социологии, к-рое весьма далеко от притязаний мыслителя на то, чтобы «надстроить» особым этич. учением об отдельной личности марксизм, признанный им самой плодотворной философией 20 в. Давно обещанный С. свод подлинной нравственности остался неосуществленным.
Во взглядах на призвание писателя С. — поборник «ангажированной литературы» («littérature engagée»), к-рая должна «не созерцать мир, а его переделывать» своим раздумьем о том, как происходит «самосозидание человека с помощью истории, внутри истории и для истории» (эссе: «Что такое литература?» — «Qu’est-ce que littérature», 1947). В кн. «Бодлер» («Baudelaire», 1947), «Святой Жене, комедиант и мученик» («Saint Genêt, comédien et martyr», 1952), в главах из работы о Флобере (в журн. «Les Temps modernes», 1966, №№ 240—45) и др. статьях С. развенчивает прячущихся в «башни из слоновой кости» и отстаивает мысль о причастности художника ко всем заботам и страстям века, об его личной ответственности за ход дел вокруг.
«Только правда» (Москва,
1956). Обложка Ф. Б. Збарского.Отвращение к застойному прозябанию бурж.-провинц. Франции, где царит опустошенная житейская рутина, плодящая либо обывателей-личинок, либо насильников с замашками крохотных фюреров (рассказ «Детство шефа»), вся удушливая, гнилостная, вязкая атмосфера первых книг С. — романа «Тошнота» («La nausée», 1938), сб. рассказов «Стена» («Le mur», 1939) — были сродни смятению умов, охватившему франц. интеллигенцию перед надвигавшейся воен. катастрофой. Покинутый и отчужденный от всех и всего одиночка прозревает в них «абсурдность» своего земного удела — отсутствие к.-л. метафизич. оправданий своему появлению на свет и своей смерти, затерянность среди равнодушно-враждебных к нему вещей и столь же чуждой ему толпы людей. Открытие это вызывает в нем головокружение и тошноту — преддверие к осознанию им своей свободы в мироздании без компаса и рулевого, где писательский труд, творчество — единств. занятие, имеющее, по мнению тогдашнего С., хоть какой-то смысл. Пройдя через Сопротивление, его герой сохраняет исходное для него ощущение заброшенности в дебрях бытия, однако гражд. горизонт его мышления раздвинулся. В незаверш. тетралогии «Дороги свободы», куда входят романы «Возмужание» («L’âge de raison», 1945), «Отсрочка» («Le sursis», 1945) и «Смерть в душе» («La mort dans l’âme», 1949), судьба мелкобурж. интеллигента Матьё Делярю воссоздана на фоне сгущающегося в Европе 1938—41 историч. ненастья. Терзаемый своими личными бедами и мыслями о необходимости занять позицию перед лицом фаш. угрозы, он в конце концов гибнет, пытаясь остановить наступающую колонну гитлеровцев. И хотя этот достойный поступок обременен истерич. отчаянием человека, в предсмертном жесте выместившего все свои обиды за незадавшуюся жизнь, последние его минуты увенчивают полный метаний и страхов путь одиночки подлинным применением своей свободы, Проза С. философична, строится на постоянных переходах от умозрительной аналитичности к сгущенному физиологизму, от эссе к дробному монтажу зарисовок, панорамность в ней сочетается с подачей событий изнутри, через сознание персонажа.
- 667 -
Сращение метафизич. раздумий и публицистики, притчи и журнального памфлета, мифа и репортажа заложено и в структуре сартровского театра, насквозь идеологичного, приводящего личность на очную ставку с мирозданием, гос-вом, веком, придающего ее поступку в ответств. момент значение нравств. образца, завета, к-рый становится краеугольным камнем целого кодекса поведения. В противовес бытовому и психологич. театру С. создает «театр ситуаций» (опубл. в США статья «Кузнецы мифов» — «Forgers of Mythes», 1946), в к-ром «пытка мыслью» оттесняет интригу, прихотливая пестрота жизни заострена порой до графичного лабораторного этюда и где происходит столкновение не столько разных характеров, сколько сшибка спорящих прав, опровергающих друг друга «правд». Обретение свободы, ее ложное и истинное наполнение, ее отношение к свободе других и обязанности в несвободном обществе — сквозной мотив драм С. В них мятежный «блудный сын», восстающий против тиранов земных и небесных, ищет союза с угнетенными, постепенно отходя от героич. жестов метафизич. бунтаря («Мухи» — «Les mouches», 1943), взыскующего праведнического самоспасения и жертвенного заклания («Мертвые без погребения» — «Morts sans sépultures», 1946; «Грязные руки» — «Les mains sales», 1948) ради позиции работника на ниве истории, какую бы относительную мораль и даже нравств. неразборчивость это ему ни предписывало («Дьявол и господь бог» — «Le Diable et le bon Dieu», 1951, рус. пер. 1966). Наряду с этой во многом лирико-автобиографич. коллизией в драмах С. всегда была, а со временем выдвинулась на первый план эпико-аналитич. линия, обращенная вовне. Она берет начало от лаконич. сценич. теоремы «За запертой дверью» («Huisclos», 1945), посвященной простейшей человеч. связи «я» и «другой», затем в «Почтительной потаскушке» («La putain respectueuse», 1946) обретает памфлетный запал разоблачения лжегражданского сознания, затуманенного расист. мифами, к-рые выгодны столпам выродившейся государственности. Вскрытие обществ. анатомии той фабрики лжи, какой стала пропагандистская машина в странах Запада, выливается в пьесе «Некрасов» («Nekrassov», 1956) в хлесткий фарс, чтобы в «Затворниках Альтоны» («Les séquestrés d’Altona», 1960), пьесе о последышах гитлеризма — отпрысках западногерм. промышленного магната, достичь глубины выявления на различных уровнях как духовных, так и экономич. предпосылок фаш. изуверства. Творчество С. как главы франц. экзистенциалистов, по общему признанию и его приверженцев, и его противников, наложило отпечаток на интеллектуальную атмосферу во Франции и др. странах Запада сер. 20 в., вызвало множество и отповедей и подражаний, оставило след в философии, эстетике и критике, лит-ре, театре, кино.
Соч. в рус. пер. — Пьесы, М., 1967 (см. послесловие С. Великовского — «Путь Сартра-драматурга»).
Лит.: Заславский Д., Смертяшкины во Франции, «Правда», 1947, 23 янв.; Песис Б., Лит.-философ. парад Сартра, «Знамя», 1947, № 4; Жуков Ю., Философия предателей, там же, 1949, № 9; Бачелис Т., Черная драматургия франц. космополитов, «Театр», 1950, № 6; ее же, Интеллектуальные драмы Сартра, в сб.: Совр. заруб. драма, М., 1962; Гаевский В., Сартр и развитие совр. франц. драмы, «Театр», 1959, № 9; Шкунаева И., Совр. франц. лит-ра, М., 1961; Евнина Е. М., Совр. франц. роман, М., 1962; Бакрадзе М. К., Эволюция мировоззрения Ж.-П. Сартра по его лит. произведениям, Тб., 1964; Зингерман Б., Ж. Вилар и другие..., М., 1965, с. 134—35; Совр. экзистенциализм, М., 1966; Соловьев Э., Экзистенциализм, «Вопросы философии», 1966, № 12; 1967, № 1; Долгов К., Эстетич. концепция Ж.-П. Сартра, в сб.: Критика осн. направлений совр. бурж. эстетики, М., 1968; Юровская Э. П., К критике философ. основ эстетики Ж.-П. Сартра, «Философ. науки», 1969, № 5; Кузнецов В. Н., Жан-Поль Сартр и экзистенциализм, М., 1970; Albérès R.-M., J.-P. Sartre, 5 éd., P., 1960; Jeanson Fr., Sartre par lui-même, P., 1958; Murdoch I., Sartre romantic rationaliste, L., 1953; Jeanson Fr., Le problème moral et la pensée de Sartre, P., 1965; Sartre — est-il marxiste?, «La Nouvelle
- 668 -
critique», 1966, № 173—74; Audry C., Sartre et la réalité humaine, P., 1966; Gackstetter D., Philosophie und Literatur bei Jean-Paul Sartre, Inaug.-D., Münch., 1968; Contat M., Rybalka M., Les écrits de Sartre. Chronologie, bibliographie commentée, P., 1970.
С. И. Великовский.