653

САНТИЛЬЯ́НА (Santillana), Иньиго Лопес де Мендоса (19.VIII.1398, Каррион-де-лос-Кондес, — 25.III.1458, Гвадалахара), маркиз де, — исп. поэт. Аристократ по рождению, участвовал в войнах и политич. распрях. Творчество С. способствовало приобщению исп. поэзии к ренессансному иск-ву Италии. «Предисловие и послание к коннетаблю дону Педро Португальскому» («Carta-proemio al condestable don Pedro de Portugal», 1449), предпосланное собр. стихов С., — одна из первых в Испании поэтик. Дидактич. характер присущ его «Спору Биаса с Фортуной» («Diálogo de Bias contra Fortuna», 1448), «Пословицам для славного просвещения и полезного изучения» («Proverbios de gloriosa doctrina e fructuosa enseñanza», 1437) и политич. сатире «Поучение фаворитам» («Doctrinal de privados», 1452). Влияние итал. поэзии, в частности Данте, обнаруживается в сонетах, форму к-рых С. ввел в исп. поэзию, и в аллегорич. поэмах «Ад влюбленных» («Infierno de los enamorados») и «Комедийка о Понце» («Comedieta de Ponza», 1444), в к-рой, описывая поражение испанцев в морской битве при Понце, С. высказывает стоич. взгляды. Несмотря на презрит. отношение С. к нар. поэзии, наиболее ценная часть его наследия — стихи в духе нар. исп. поэзии: «Песни» («Canciones»), «Сказы» («Decires») и «Пастушеские песни» («Vaqueras», «Serranillas»). С. принадлежит сб. «Пословицы, которые говорят старухи у огня» («Refranes que dizen las viejas tras el fuego», изд. 1508).

654

Соч.: Obras, ed. crítica por J. Amador de Los Ríos, Madrid, 1852; Canciones. Decires. Serranillas, Barcelona, [1940]; в рус. пер. — Сонет; Пословицы, в кн.: Хрестоматия по заруб. лит-ре. Эпоха Возрождения, т. 1, сост. Б. И. Пуришев, М., 1959.

Лит.: Pérez y Curis M., El marqués de Santillana, Iñigo López de Mendoza, Montevideo, 1916; Lapesa R., La obra literaria del marqués de Santillana, Madrid, 1957; Castillo de Lucas A., Ensayo antropológico del marqués de Santillana y de su refranero, [Madrid], 1959.

А. Л. Штейн.