645
САНДРА́Р (Cendrars), Блез [псевд.; наст. имя — Фредерик Заузер (Sauser); 1.IX.1887, Ла-Шо-де-Фон (Швейцария), — 21.I.1961, Париж] — франц. писатель. Сын швейц. дельца, в 15 лет убежал из дома. Объездил весь свет (Азия, Африка; Россия, 1903—07, 1909; Англия, США, Юж. Америка, Канада) и испробовал мн. профессии. По собств. словам, принимал участие в событиях первой рус. революции 1905—07 в Москве; владел рус. яз., часто возвращался к рус. теме. Ок. 1910 познакомился и сблизился с Г. Аполлинером. Во время 1-й мировой войны вступил в иностр. легион; в результате ранения потерял руку.
Подобно Аполлинеру, С. стремился к созданию социально насыщенного лирич. эпоса в поэмах «Пасха в Нью-Йорке» («Les Pâques à New York», 1912), «Проза транссибирского экспресса и маленькой Жанны Французской» («La prose du transsibérien et de la petite Jehanne de France», 1913); действие этой поэмы происходит в эпоху рус.-япон. войны 1904—05 и рус. революции 1905—07. Поэзия С. повлияла на сюрреалистов. С. отдал дань кубизму («Девятнадцать эластических стихотворений» — «Dix-neuf poèmes élastiques», 1919). Гл. жанром лирики С. стал «молниеносный» очерк — стихотворение-репортаж, написанный свободным стихом («Путевые странички» — «Feuilles de route», 1924). В 1921 составил и опубл. «Негритянскую антологию» («Anthologie nègre»). Уделял много внимания кино. В прозаич. произведениях С. создает эпопею совр. авантюриста: романы «Золото» («L’or», 1925, рус. пер. 1926), «Мораважин» («Moravagine», 1926; посвящен рус. революции 1905—07, особенно событиям в Москве), «Исповедь Дэна Иэка» («Les confessions de Dan Yack», 1929; действие частью происходит в России), «Ром» («Rhum», 1930), «Жизнь, полная риска» («La vie dangereuse», 1938). В начале 2-й мировой войны был воен. корр. (книга очерков «В английской армии» — «Chez l’armée anglaise», 1940). Послевоен. романы и очерки С. родственны его поэзии и, охватывая широкие пласты жизни низов франц. об-ва, включают в себя и картины междунар. жизни (борьба империалистов вокруг богатств Бразилии); в то же время они носят характер лирич. автобиографии: «Человек, пораженный громом» («L’homme foudroyé», 1945), «Ампутированная рука» («La main coupée», 1946), «Уволенный» («Bourlinguer», 1948). Опубл. сб. эссе «Сегодня» («Aujourd’hui», 1931).
Соч.: [Œuvres complètes, v. 1—8, P., 1960—65]; Trop c’est trop, P., [1957]; Du monde entier..., [P., 1967].
Лит.: Lévesque J.-H., Blaise Cendrars, P., 1947; Rousselot J., Blaise Cendrars, P., [1955]; «Mercure de France», 1962, mai-août, t. 345, № 1185 (№ посвящен Сандрару); Parrot L., Blaise Cendrars, [P., 1967].
Н. И. Балашов.