606
САЙИДО́ НАСАФИ́, Миробид (г. рожд. неизв., г. Насаф, ныне Карши Узб. ССР, — ум. между 1707 и 1711) — тадж. поэт. Учился и жил в Бухаре. Был ткачом. Продолжая гуманистич. традиции классич. персидско-тадж. поэзии, С. Н. развил новое т. н. ремесленное демократич. направление позднеклассич. тадж. лит-ры. Поэзия С. Н. проникнута сочувствием к трудовому люду, идеями протеста против произвола власть имущих. В месневи «Весенние мотивы» («Баҳориёт») в аллегорич. форме муназере (спора) животных С. Н. призывал к единению тружеников в борьбе против знати и богачей. Антифеод. настроением окрашены и газели С. Н., в к-рые он, переступая рамки традиц. любовной темы, вводит автобиографич. и социальные мотивы.
Тенденция к демократизации содержания и поэтич. формы сказалась в месневи С. Н., восхваляющих ремесла и крест. труд. Цикл шуточных ремесленных стихов «Шахр-Ошуб» оформился у С. Н. в самостоят. стихотв. жанр. Им присуща реалистич. конкретность поэтич. образов, ясность языка, широкое использование разговорной лексики, ремесленной терминологии, нар. идиоматич. оборотов, пословиц и поговорок. В творчестве С. Н. заметно влияние суфизма и т. н. индийского стиля (см. «Персидская литература»). В своих политич. воззрениях и этич. учении, в смелом обновлении традиц. жанровых форм С. Н. опередил мн. современников, снискав при жизни широкое признание.
Соч.: Девони мунтахаб, [Душанбе], 1944; Избранное, [Душанбе], 1954.
Лит.: Мирзоев А., Сайидо Насафи и его место в истории тадж. лит-ры, [Душанбе], 1954.
Л. Демидчик.