- 562 -
РЫЛЕ́ЕВ, Кондратий Федорович [18(29).IX.1795, с. Батово Софийского у. Петерб. губ., — 13(25).VII.1826, казнен в Петербурге] — рус. поэт-декабрист. Родился в семье армейского офицера, мелкого землевладельца. Учился в Петерб. 1-м кадетском корпусе, в 1814 выпущен прапорщиком в артиллерию. Участник Отечественной войны 1812. В 1818 вышел в отставку, после чего служил в Петербурге (по выборам) заседателем уголовной палаты (1821—24). В нач. 1824 поступил в Российско-амер. торг. компанию правителем канцелярии. С 1821 входил в Вольное общество любителей российской словесности. Принятый в 1823 в члены Северного тайного об-ва, Р. вскоре стал одним из его руководителей. Под влиянием П. И. Пестеля с весны 1824 отошел от идей дворянского реформизма и примкнул к демократическому крылу будущих декабристов. Принял деятельное участие в организации восстания 14 декабря 1825. В показаниях Следственной комиссии заявил, что считает свои взгляды полезными для счастья России. Был приговорен к смертной казни и повешен в Петропавловской крепости.
Р. был профессиональным литератором; совм. с А. А. Бестужевым (Марлинским) основал альманах «Полярная звезда» (1823—25). Лит.-теоретич. взгляды Р. противостояли эстетич. взглядам школы Н. М. Карамзина и В. А. Жуковского. Свои суждения о борьбе классицизма и романтизма, характерной для нач. 19 в., Р. изложил в статье «Несколько мыслей о поэзии» (1825). Раннее творчество Р. — патриотич. оды и произв. интимной лирики — находилось под воздействием классицистич. стиля. Последователь К. Н. Батюшкова, Н. И. Гнедича, И. А. Крылова, Р. позднее широко использовал творч. опыт А. С. Пушкина и А. С. Грибоедова. Первое напечатанное стих. Р. «К временщику» (1820), появившееся в журн. «Невский зритель», было острой сатирой на А. А. Аракчеева. Оно определило дальнейшую лит. судьбу Р. как
- 563 -
«поэта-гражданина». Подчинив свою лит. деятельность задачам политич. борьбы, Р. связал ее с целями тайного об-ва. Он стремился показать положит. героя, как борца за свободу родины. Эти замыслы воплощены в «Думах» Р. В предисл. к отд. изданию (1825) Р. подчеркивает свой интерес к историч. балладам польского поэта Ю. Немцевича, считает его своим предшественником в этом жанре. В сб. «Думы» Р. включил 21 произв. этого жанра: «Олег Вещий», «Боян», «Мстислав Удалый», «Смерть Ермака», «Иван Сусанин», «Петр Великий в Острогожске» и др. Нек-рые «Думы», запрещенные цензурой, а также незаконченные, опубл. после снятия запрета с имени автора. Характеры в «Думах» абсолютизированы. Пользуясь приемом контраста, Р. противопоставляет «героев» «изменникам» родины. Поэт ищет в истории выразителей гражд. и нац. чувств, но антиисторически наделяет своих героев декабристскими взглядами. Метод романтич. субъективизма делал героев Р. подчас похожими друг на друга, что подчеркивалось однообразием композиции и стиля. Язык «Дум» изобилует архаизмами, усложненными инверсиями. Пушкин критически отнесся к «Думам» в целом, как к произв. с дидактич. установкой, но высоко оценил «Петра Великого в Острогожске» и «Ивана Сусанина».
«Думы» (Москва, 1825).
Титульный лист.
Список песни К. Ф. Рылеева.
В 1823 Р. обратился к жанру поэмы, но завершить успел лишь поэму «Войнаровский» (1825), содержащую легальную пропаганду идей декабристов (монологи героя). Борьбу за нац. свободу Р. переосмысливает как борьбу за политическую свободу. Образ Войнаровского задуман и осуществлен как апофеоз патриотизма. Исторический облик Войнаровского, как и Мазепы, совершенно изменен в поэме, борьбе Мазепы и его племянника с Петром I придан не свойственный ей революционный смысл. Пушкин, высоко оценив художественную выразительность «Войнаровского», резко отозвался об искажении в поэме истории, к-рая представляет Мазепу «...честолюбцем, закоренелым в коварствах и злодеяниях...» (Полн. собр. соч., т. 4, 1949, с. 505). По сравнению с «Думами» «Войнаровский» был значит. шагом вперед. Поэма динамична, портрет героя детализирован; пейзаж, служащий фоном для изображения героя, реалистичен. Поэма отличается большей естественностью диалога, хотя язык самого Войнаровского романтически приподнят. Внутреннюю напряженность действия обостряет драматич. конфликт. В поэме выражено политическое credo Р.: «Я не поэт, а гражданин». В историч. поэме «Наливайко» (отрывки
- 564 -
в «Полярной звезде», 1825) заметно усиление реалистич. тенденций. Помимо раскрытия субъективных помыслов героя, Р. воссоздал здесь и нек-рые элементы укр. историч. быта. Народ в «Наливайко» играет бо́льшую роль, нежели в «Войнаровском». В монологах Наливайко отразились мотивы жертвенности патриота-декабриста, знающего, «что погибель ждет того, кто первый восстает на утеснителей народа». Рассказ ведется от лица автора, чем достигается бо́льшая объективность повествования. Трактовка исторического сюжета и героев подчинена конкретным политич. задачам. Условность, аллегоричность образов легко расшифровывались читателями, а описательно-повествоват. план служил политич. символике. Приближение декабрьских событий 1825 вызвало появление лирики наиболее широкого революц. звучания. Политич. элегия «Гражданин» («Я ль буду в роковое время позорить Гражданина сан...», 1824—25), распространявшаяся в списках, утверждала мысль о долге политич. борца перед народом. В элегии сказался опыт Р., накопленный в поисках агитационно-политич. стиха. Еще большей популярностью пользовались агитац. песни, написанные Р. совм. с А. А. Бестужевым (Марлинским): «Царь наш — немец русский», «Ах, где те острова», «Ты скажи, говори...», «Ах, тошно мне...», «Уж как шел кузнец», близкие к образцам нар. творчества. Для них характерны живой и меткий язык, просторечные слова, интонационная выразительность, меткость эпитетов. Язык песен — язык конкретных политич. призывов. В последние годы жизни Р. наряду с недописанными поэмами («Гайдамак», «Палей» и др.) обдумывал трагедию «Хмельницкий». Деятельность Р. оставила глубокий след в рус. поэзии. Полемикой с «Войнаровским» насыщена «Полтава» Пушкина. Революц. пафос лирики Р. воспринял М. Ю. Лермонтов. Казнь Р. и его товарищей, по словам А. И. Герцена (в «Былом и думах»), «разбудила ребяческий сон» его души. Н. А. Некрасов откликнулся на рылеевскую формулу «Я не поэт, а гражданин»: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». В прокламации «К молодому поколению» Н. В. Шелгунова — М. Л. Михайлова была помещена в качестве эпиграфа элегия «Я ль буду в роковое время...».
Соч.: Полн. собр. стихотворений. Ред., предисл. и примеч. Ю. Г. Оксмана, вступ. ст. В. Гофмана, Л., 1934; Полн. собр. соч. Ред., вступ. ст. и коммент. А. Г. Цейтлина, М. — Л., 1934; Стихотворения. Статьи. Очерки. Докладные записки. Письма. [Вступ. ст. В. Г. Базанова], М., 1956; Дело К. Ф. Рылеева, в сб.: Восстание декабристов, т. 1, М. — Л., 1925.
Лит.: Маслов В. И., Лит. деятельность К. Ф. Рылеева, К., 1912; его же, Лит. деятельность К. Ф. Рылеева. Дополнения и поправки, К., 1916; Нейман Б. В., К. Ф. Рылеев. Жизнь и творчество, М., 1946; Пигарев К., Жизнь Рылеева, М., 1947; Базанов В. Г., Поэты-декабристы, М. — Л., 1950; Цейтлин А. Г., Творчество Рылеева, М., 1955; Оксман Ю. Г., Агитационные песни Рылеева, в кн.: Лит. наследство, т. 59, М., 1954; Galster B., Twórczość Rylejewa na tle prądów epoki, Wr., 1962.
Б. В. Нейман.