- 423 -
РУМЫ́НСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА — лит-ра рум. народа. Наиболее древние формы устного поэтич. творчества — обрядовые песни: колядки (colinde), поздравления с плужком (urările cu pluguşorul), песни, связанные со свадебным и погребальным обрядами. Особый жанр в фольклоре составляет лирич. песня — дойна (doina). Эпич. формы представлены гайдуцкими песнями (cîntece haiduceşti), к-рые также называют старинными песнями или песнями отважных (cîntece bătrîneşti, voiniceşti), воссоздающими образы иногда мифич., иногда реальных гайдуков — нар. мстителей. Особо выделяются баллады, повествующие о нар. обычаях и поверьях, раскрывающие нар. миропонимание и психологию («Миорица», «Мастер Маноле»). Весьма распространенным, гибким, тематически изменчивым жанром являются припевки (strigături), к-рыми сопровождаются мн. танцы. Прозаич. жанры представлены волшебными, бытовыми сказками, сказками о зверях, нар. анекдотами, пословицами и поговорками.
Устное творчество рум. народа способствовало выработке лит. языка, часто было творч. импульсом для создания лит. произведений. Фольклорные традиции до сих пор действенны в лит-ре. Фольклор не только сохраняется в традиционных, устоявшихся образцах, но и постоянно обогащается. Восстание Тудора Владимиреску (1821) против тур. засилья и рум. боярства породило немало нар. песен. Нашло отражение в фольклоре и жестоко подавленное крест. восстание 1907. Песни
- 424 -
политзаключенных во времена фашизма — яркая страница нового фольклора. Песни, созданные после освобождения страны, говорят о глубоких переменах в жизни народа.
Многовековое тур. иго, феод. раздробленность, сохранившаяся до 2-й пол. 19 в., замедленный процесс формирования нации — все это тормозило становление Р. л., усложняло процесс ее развития. Румыны с древних времен жили в тесном контакте со слав. народами, от к-рых восприняли хлебопашество (об этом свидетельствуют слав. корни всей с.-х. терминологии в рум. яз.), православную религию, давшую им на долгие времена слав. алфавит (переход от кириллицы на латиницу произошел только в 19 в.). Румыны и славяне были союзниками в борьбе против тур. ига. Все это наложило определенный «славянский» отпечаток на раннюю рум. культуру; первые памятники религ. Р. л., сохранившиеся от 15—16 вв., были созданы на слав. яз. В 15—18 вв. рум. культура вообще развивалась в слав.-православном русле. Даже богослужения проводились на церк.-слав. языке. Единство религии предопределяло появление «общих» для мн. народов церк. деятелей, способствовавших развитию культуры. Так, Григорий Цамблак (1364—1418) оставил в Молдавии крупнейший памятник религ. дидактич. лит-ры «Страдания святого и преславного мученика Иоанна Нового» (1402). В нач. 16 в. появился памятник дидактич. лит-ры уже светского содержания — «Слова назидательные воеводы валашского Иоанна Нягойя к сыну Феодосию». Первые документы, написанные на рум. яз., относятся ко 2-й пол. 15 в., но о них сохранились лишь упоминания. Самым ранним памятником рум. письменности остается письмо боярина Някшу из Кымпулунга (1521). В 16 в. появились первые переводы религ. книг на рум. яз.: «Псалтырь Шкейяну», «Воронецкая псалтырь». Утверждению рум. яз. способствовала типографская и переводч. деятельность дьякона Кореси, к-рый в сер. 16 в. издал девять книг на рум. яз., в т. ч. «Евангелие с поучениями», т. н. «Казания», переведенное им с издания Ивана Федорова. В 1582 вышла «Палея из Орэштия», первый, хотя и неполный, перевод «Ветхого завета». Дальнейшее развитие письм. рум. яз. связано с переводч. деятельностью митрополита Варлаама (ок. 1590—1657), боярина Удриште Нэстурела (ок. 1596—1657) и митрополита Дософтея (1624—93), получившего из России типографию. Все они, сознавая, что подавляющее большинство населения не знает слав. яз., стремились перевести богослужение на родной яз. Варлааму принадлежат первые попытки рум. версификации. Нэстурел перевел «Жизнь святых Варлаама и Иоасафа» (1648), Дософтей составил «Псалтирь, изложенную в стихах» (1673), образцом для к-рой послужила «Псалтирь» польского поэта Я. Кохановского. Дело своих предшественников продолжал митрополит Антим Ивирянул (ум. 1716), выходец из Грузии, гл. трудом к-рого были «Поучения» — сб. проповедей, где он касался религии, морали и даже политики, выступая против турок, за союз с Россией.
Становлению рум. яз. способствовали также апокрифическая лит-ра и т. н. нар. книги, получившие распространение в 17—18 вв. («Александрия», «Варлаам и Иоасаф», «Эзопия» и др.), составление многочисл. летописей, хроник. Знаменитыми летописцами 17 в. были Григоре Уреке (1590—1647) и Мирон Костин (1633—91), в 18 в. — Йон Некулче (1672—1745) и Константин Кантакузино (ок. 1650—1716). На переломе 17—18 вв. возникло просветит. движение. Разносторонняя деятельность Н. Милеску Спафария (1636—1708) протекала в разных странах, в т. ч. в России. Его перевод Библии на родной язык (не сохранился) был использован последователями для создания канонич. текста этой осн. церк. книги. Крупнейшим просветителем был Дмитрий
- 425 -
Кантемир (1673—1723); кроме трактатов на этич. и философ. темы, историч. и географич. описаний, ему принадлежит первый роман «Иероглифическая история» (1704—05, опубл. 1883), где в аллегорич. форме описаны взаимоотношения Молдавии, Валахии и Османской империи и та борьба за власть, к-рая шла в княжествах. В конце века возникла т. н. лат., или трансильванская школа, представителями к-рой были С. Мику-Клайн (1745—1806), Г. Шинкай (1754—1816), П. Майор (ок. 1761—1821). Деятели этой школы в своих историч. и филологич. трудах стремились доказать романское происхождение как рум. языка, так и всего народа. В дальнейшем пуристское отношение к слав. элементам в языке, стремление искусственно латинизировать язык не способствовали развитию ни лит. языка, ни литературы.
В кон. 18 — нач. 19 вв. зародилась худож. Р. л. Весьма скромное творчество первых поэтов (Ш. Иоанн, И. Копилул, М. Милло и др.), авторов т. н. рифмованных хроник и лирич. стихов, подражающих религ. образцам, знаменовало переход к подлинно худож. лит-ре, подготовило появление поэтич. творчества Енэкицэ, Алеку и Николае Вэкэреску, К. Конаки (1777—1849). Крупнейшим трансильванским поэтом этого периода является Й. Будай-Деляну (ок. 1760—1820), автор обширной «героико-комико-сатирической» поэмы «Цыганиада» (1875—76).
Развитие обществ. мысли в Дунайских княжествах и Трансильвании в 1-й пол. 19 в. можно назвать продолжением просветительства, к-рое было связано с нарастающим стремлением к нац. освобождению, чему способствовали рус.-тур. война 1806—12, борьба греков за свое освобождение и восстание Т. Владимиреску в 1821. Эта фаза просветительства отличается тем, что практич. задачи (организация образования, составление учебников, основание нац. театра, муз. и лит. об-в, выпуск первых газет) сочетались у деятелей культуры с активным лит. творчеством. Деятелями культурного возрождения были Й. Элиаде-Рэдулеску (1802—72) в Валахии, Г. Асаки (1788—1869) в Молдавии. В Трансильвании такую роль играл Г. Барициу (1812—93), издатель первых газет, публицист и историк. Лит-ра вступила в фазу бурного развития и, как бы наверстывая упущенное, испытывала свои силы в разных худож. направлениях.
Классич. жанр басни культивировали А. Донич (1806—66), Г. Александреску (1810—85) и др. поэты; жанр путешествия — Д. Голеску (1777—1830); романтизм утверждал себя в стихах В. Кырловы (1809—31), В. Александри (1821—90), Д. Болинтиняну (1819—72) и др. К. Негруцци наряду с романтич. рассказами создал историч. повесть «Александру Лэпушняну» (1840), реалистически отражающую эпоху 16 в. Рум. писатели проявляли обостренный интерес к истории и фольклору. А. Панн (1796 или 1797—1854) на основе пословиц и поговорок создал кн. «Собрание пословиц, или Сказ слова» (1847). Александри собирал и опубл. (1852—53) нар. песни. В 1845—52 М. Когэлничану (1817—91) издал летописи. Изучение фольклора и истории рум. народа, непосредственно связанное с развитием лит-ры и обществ. деятельностью писателей, способствовало утверждению нац. самосознания, идейно подготавливало революцию 1848 и придавало Р. л. в целом романтич. характер. Обществ. задачи выполнял и театр. Александри в своих пьесах расшатывал подгнившие устои феодализма, выставляя на осмеяние боярство. Значит. культурным фактором в 1-й пол. 19 в., оплодотворявшим обществ. жизнь новыми идеями, явились переводы из зап.-европ. и рус. лит-р.
Бурж.-демократич. революция 1848 потерпела поражение, но, несмотря на это, явилась переломным моментом в обществ. жизни. Борьба между «сепаратистами»
- 426 -
и «унионистами» (фактически между боярством и буржуазией) за объединение княжеств в единое гос-во закончилась победой вторых благодаря давлению нар. масс. Первым шагом к объединению были выборы Александра Кузы господарем Молдавии и Валахии (1859). Еще более острая борьба развернулась вокруг аграрной реформы 1864. Крест. вопрос продолжал оставаться гл. социальной проблемой Румынии, т. к. в ходе борьбы за образование единого гос-ва и за освобождение от тур. ига, достигнутое в результате рус.-тур. войны 1877—78, в к-рой румыны принимали активное участие, образовалась антинар. «чудовищная коалиция» боярства и буржуазии, консерваторов и либералов. Все эти обществ. перемены оказали влияние и на развитие Р. л. Романтизм постепенно теряет свой утверждающий пафос, зарождается лит-ра критич. реализма. Эхо общенац. подъема периода революции еще слышится в «Песне Румынии» (1855) А. Руссо, где идеалы бурж. демократии нашли наиболее худож. выражение. Революц. демократ Н. Бэлческу (1819—52) опубл. исследования «Ход революции в истории румын» (1850) и «История румын при господаре Михае Храбром» (1852). Всеобщий романтич. подъем чувствовался в стихах Александри, посв. объединению княжеств и рус.-тур. войне 1877—78. Романтизацией истории отличаются новеллы А. Одобеску (1834—95). Но уже с 60-х гг. романтизм насыщается иронией и сарказмом по отношению к бурж.-помещичьему обществу. В стихотв. драме «Рэзван и Видра» (1867) Б. П. Хашдеу (1838—1907), взяв за основу историч. материал 16 в., соотносит его с обществ. проблематикой современности, показывает конфликт между боярством и народом. В комедии «Три восточных удальца» (1871—72) писатель бичует бурж. космополитизм. Одновременно выделился и критич. реализм, первым видным представителем к-рого был Н. Филимон (1819—65), автор романа «Старые и новые мироеды» (отд. изд. 1863).
В 60-е гг. Т. Л. Майореску (1840—1917), основатель об-ва «Жунимя» («Молодежь») и журн. «Convorbiri literare» («Литературные беседы»), выдвигает охранит. принцип «чистого искусства». Ему удается привлечь к журналу лучшие лит. силы. Эстетизм Майореску способствовал подъему худож. уровня лит-ры, оттачиванию вкуса писателей. Но превратить лит-ру в иск-во, к-рое «самоопределяется как тихое убежище для того, чтобы дать взволнованному уму спасительное успокоение», чтобы «отвлечь мысли (читателя. — Ю. К.) от материальных интересов повседневности, окружающих его в практической жизни» (Maiorescu T. L., цит. по кн.: Ornea Z., Junimismul, Buc., 1966, p. 147, 148), ему не удалось. Лит-ра все больше насыщалась антибурж. мотивами, социальной проблематикой.
70—80-е гг. явились переломными в развитии Р. л. Процесс размежевания направлений нашел свое выражение в том, что чисто романтич. творчеству крупнейшего рум. поэта М. Эминеску (1850—89) сопутствовал критич. реализм выдающегося сатирика Й. Л. Караджале (1852—1912) и др. Но этот процесс вовсе не означал духовного разобщения писателей. Романтич. инвективу бурж. обществу со стороны Эминеску («Император и пролетарий», 1874, «Послания», 1881) поддерживали беспощадная сатира Караджале, высмеивающая и бурж. либерализм, и всю политич. систему Румынии («Господин Леонида лицом к лицу с реакцией», 1879, «Потерянное письмо», 1884), трезвый реализм Й. Славича (1848—1925), крест. юмор Й. Крянгэ (1837—89). В новом обличье предстал и Александри как автор «народной феерии» «Синзиана и Пепеля» (1883), где, прибегая к сказочным образам, он высмеивает правящие партии, противопоставляя им народ. В произв. Крянгэ, Славича, в стихах Дж. Кошбука (1866—1918) появился новый герой — крестьянин,
- 427 -
что усилило черты критич. реализма и гражд. пафос Р. л.
В нач. 80-х гг. против эстетизма Майореску в журн. «Контемпоранул» выступил находившийся под влиянием рус. революц. демократов К. Доброджяну-Геря (1855—1920) с теорией тенденциозного иск-ва, к-рая, с одной стороны, дала толчок развитию революц. романтизма, связанного с зарождавшимся рабочим движением, с другой — последующему обоснованию эстетики реализма, в той форме, какую она приобрела в работах Г. Ибрэиляну (1871—1936). Идеи социализма, получившие распространение в Румынии начиная с 80-х гг., вызвали к жизни рабочую прессу, проникли и в лит-ру. Стихи К. Милле (1861—1927), Й. Пэуна-Пинчио (1868—1895) и особенно Д. Т. Некулуцэ (1859—1904) проникнуты революц.-романтич. пафосом, идеей борьбы за социальную справедливость.
Революц.-романтич. поэзия иссякла в нач. 20 в. в связи с распадом с.-д. партии и общей слабостью рабочего движения. Центральная для социальной жизни Румынии крест. проблема породила, с одной стороны, попоранистские идеи и лит-ру, с другой — охранит. позицию «сэмэнэторизма». В 1906 К. Стере (1865—1936) и П. Бужор основали журн. «Вьяца ромыняскэ» («Румынская жизнь»), идейным вдохновителем к-рого был Ибрэиляну. Ему принадлежит выработка эстетич. платформы попоранизма, требовавшего правдивого изображения бедств. положения крестьянства. Если не все писатели причисляли себя к попоранистам, то большинство следовало принципам критич. реализма. Это было требование времени, все резче обнаруживавшего социальные противоречия, кульминацией к-рых явилось грандиозное крест. восстание 1907 и его кровавое подавление. Острый политич. памфлет Караджале «1907. С весны до осени», рассказы и стихи А. Влахуцэ (1858—1919), антибурж. поэзия Кошбука, рассказы и повесть Б. Делавранчи «Хаджи Тудосе», ранние рассказы и повести М. Садовяну (1880—1961), повесть С. Попеску (1864—1933) «Дед Георге на выставке» (1907), повести Г. Галактиона (1879—1961), сб-ки рассказов Й. Агырбичану (1882—1963), Н. Дунэряну и др. свидетельствовали о бурном развитии критич. реализма, обостренном внимании писателей к социальной, особенно к крест. тематике.
Крупный бурж. историк Н. Йорга (1871—1940), вставший в 1903 во главе журн. «Sămănătorul» («Сеятель»), утверждал свой взгляд на лит-ру как обществ. фактор, имеющий задачу сплочения всей нации, что явилось следствием его политич. идей о возможности организации «национал-демократического» правления вне всяких политич. партий. Взгляды Йорги оказали влияние на лит-ру; это выразилось в идеализации как прошлого, так и настоящего рум. народа.
Поэзия начала 20 в., сохраняя свою антибурж. направленность, развивалась в том реалистич. русле, в к-рое ее ввели Кошбук и Влахуцэ (к этому направлению примыкают Ш. О. Йосиф, 1875—1913; О. Гога, 1881—1938); с другой стороны, лит-ра вслед за А. Мачедонским (1854—1920) стремилась к нарушению традиц. форм, к разнообразной символике (Дж. Баковия, Й. Минулеску).
1-я мировая война и Октябрьская революция в России были рубежом нового этапа в Р. л. Критический реализм вышел за узкие рамки крест. тематики, усилился его разоблачительный пафос. Война заставила померкнуть мн. его иллюзии, в т. ч. надежду на улучшение положения крестьянина в рамках бурж. строя; т. о., отпала осн. идея попоранизма. В 20-х гг. начался расцвет социального романа. Романы Садовяну «Улица Ляпушняну» (1921), Л. Ребряну (1885—1944) «Лес повешенных» (1922), Ч. Петреску (1892—1961) «Затемнение» (1927; в рус. пер. — «Крушение», 1963), К. Петреску
- 428 -
(1894—1957) «Последняя ночь любви — первая ночь войны» (1930) показали всю бессмысленность и бесчеловечность войны, разоблачили ее как прямое следствие бурж. строя, где узаконены самые низменные инстинкты. След. этапом в развитии социального романа было разоблачение бурж. общества изнутри, раскрытие процесса его разложения, развращающего воздействия бурж. законов на людей: Ребряну «Ион» (1920), Садовяну «По Сирету мельница плыла» (1925), Гортензия Пападат-Бенджеску (1876—1955) «Тайный путь» (1933), К. Петреску «Прокрустово ложе» (1933), Ч. Петреску «Черное золото» (первый вариант 1933), Дж. Кэлинеску (1899—1965) «Загадка Отилии» (1938) и др. Острота постановки социальных проблем, утрата иллюзорных надежд на возможность человечности в рамках бурж. общества — все это вынуждало писателей-демократов определить свою гражд. позицию, свой обществ. идеал. В связи с этим в лит-ре критич. реализма на первый план выдвинулась проблема народа. У критических реалистов 30-х гг. понятие народа все еще сливалось с понятием крестьянства. Однако именно оно, несколько идеализированное, было той социальной категорией, к-рая определяла попытки оценить реальную обстановку и перспективу борьбы классовых сил. Воссозданию нар. характера, прославлению свободолюбивых традиций рум. народа, его жажды справедливости посвящены такие произв. Садовяну, как «Постоялый двор Анкуцы» (1928), «Секира» (1930), «Ночь под Ивана Купала» (1934). На этой же основе им созданы историч. романы («Свадьба государыни Руксандры», 1932, трилогия «Братья Ждер», 1935—42), по своей направленности представляющие идейную оппозицию фашизму. В русле критич. реализма развивалась и драматургия Дж. М. Замфиреску (1898—1939), В. Й. Попы (1895—1946), М. Себастьяна (1907—45).
В рум. эстетике шла борьба различных взглядов. М. Драгомиреску (1868—1942) рассматривал эстетику как область абсолютно независимую от действительности и развития общества. Эстетизм Э. Ловинеску (1881—1943) базировался на теории подражания высшим худож. образцам, причем, по мнению критика, «освоению» в первую очередь подлежала худож. форма. Такие крупные литературоведы, как Кэлинеску и Т. Виану (1897—1964), стоявшие на позициях историзма в эстетике, представляли наиболее передовые демократич. взгляды в области критики, литературоведения и эстетики.
Р. л. межвоен. периода в значит. мере затронута модернизмом. Натурализм и психопатология проникают в нек-рые произв. Ребряну и др. писателей. Обновлением поэтич. языка, формальными исканиями отмечено творчество поэтов Т. Аргези (1880—1967), Л. Благи (1895—1961), Й. Минулеску (1881—1944), Дж. Баковии (1881—1957), А. Маниу (р. 1891) и др. Эти искания преим. выражали смятение чувств, ощущение одиночества личности в бурж. обществе, стремление найти нечто постоянное и вечное, на что мог бы опереться человек. В поисках вечного поэты выдвигали на первый план чувство народа, духовное начало, иск-во, подчас превращая их в символы. В творчестве Н. Крайника (р. 1889), возглавившего реакц. течение «гындиризм» (от журн. «Гындиря» — «Мысль»), эти тенденции, утратив всякую гуманистич. основу, превратились в проповедь крайнего мистицизма и шовинизма, а через это — и фашизма. Здоровое критич. и лирич. начало продолжало сохраняться в поэтич. творчестве Дж. Топырчану (1886—1937), Отилии Казимир (1895—1966), Д. Ботеза (р. 1893), А. Филиппиде (р. 1900).
Подъем рабочего движения в нач. 30-х гг., обострение классовых противоречий, борьба за демократию, против наступающего фашизма создают предпосылки для появления пролет. лит-ры, отражающей жизнь с т. з. рабочего класса. Основоположником и теоретиком
- 429 -
этой лит-ры явился А. Сахия (1908—37), к-рый в своих рассказах поднимал важнейшую тему единства рабочего класса в борьбе против капитала, антивоен. тему, тему бурж. антигуманизма («Живой завод», «Безработица вне рас», «На кровавом поле Мэрэшешть»). Ему принадлежит книга «СССР сегодня» (1935), благодаря к-рой румыны впервые глазами соотечественника увидели Советский Союз. Важным фактором борьбы за пролет. лит-ру были переводы произведений сов. писателей: М. Горького, В. Маяковского, И. Эренбурга, Ф. Гладкова и др.
Фаш. диктатура заглушила развитие пролет. направления в Р. л. (О сопротивлении писателей фашизму, к-рое усматривается в отд. произв., см. ст. Сопротивления литература, раздел Румыния.) Только после освобождения страны от фашизма творчество Дж. Богзы (р. 1908), Й. Кэлугэру (1902—56), Э. Жебеляну (р. 1911), М. Бенюка (р. 1907), а также А. Томы (1875—1954) и др., выражавшее борьбу за новый социальный идеал, получило свое полное развитие.
Перелом историч. судьбы рум. народа, происшедший 23 авг. 1944, положил начало новому этапу и в развитии Р. л. В 1949 состоялся съезд рум. писателей, на к-ром был основан Союз писателей как творч. организация, призванная направлять все усилия мастеров слова на создание лит-ры, отражающей революц. перемены в стране и способствующей строительству социалистич. общества. Постановка этих задач содействовала тому, что писатели старшего поколения переосмысляли как историч. опыт народа, так и свои филос. концепции, находили новое решение тех проблем, к-рым было посвящено все их творчество. В повести «Митря Кокор» (1949) Садовяну как бы подвел итоги почти полувековым размышлениям о судьбах рум. крестьянства, показал неизбежный процесс его революционизации; в историч. романе «Никоарэ Подкова» (1952) он изобразил народ как движущую силу истории. К. Петреску в романе «Настоящий человек» (т. 1—3, 1953—57), посв. Н. Бэлческу, деятелю революции 1848, показал, что подлинная интеллигенция должна быть вместе с народом, выражать его чаяния. Ч. Петреску, намеревавшийся в романах 30-х гг. создать социальную хронику рум. общества 20 в., действительно создал ее в романе «Люди вчерашнего, сегодняшнего и завтрашнего дня» (1955). Аргези в двух тематич. циклах стихов «1907» (1955) и «Песнь человеку» (1955) утверждает творч. деятельное начало, показывает человека как действительного хозяина своей судьбы, подчиняющего силы природы, преобразующего и социальную структуру общества.
Примерно до сер. 50-х гг. шел процесс укрепления лит-ры на идейных и эстетич. позициях марксизма-ленинизма. Принципы народности, партийности, изображения жизни в революц. развитии становятся осн. принципами новой Р. л. Со 2-й пол. 50-х гг. намечается широкий интерес к новым лит. формам, к обновлению средств худож. выражения.
Наряду с писателями, чей творч. путь начался до освобождения страны (М. Бенюк, З. Станку, М. Р. Параскивеску, Э. Жебеляну и др.), в лит-ру пришло новое талантливое пополнение (Ф. Мунтяну, Т. Попович, М. Преда, Э. Барбу, Р. Лука и др.). Широкое развитие получают все лит. жанры. Большое место в совр. лит-ре занимает роман: З. Станку «Босой» (1948) и «Корни горьки» (1958—59), Ф. Мунтяну «В городе над Мурешом» (1954) и «Статуи никогда не смеются» (1957), Э. Барбу «Яма» (1957) и «Северное шоссе» (1959), М. Преда «Морометы» (т. 1, 1955, т. 2, 1967) и «Расточители» (1962), Р. Лука «Зимняя тишина» (1956), Т. Попович «Жажда» (1958), Й. Лэнкрэнжан «Кордованы» (1963) и др.
На переломе 50—60-х гг. начинает культивироваться новелла (Д. Р. Попеску, Ф. Нягу, Н. Веля и др.).
- 430 -
В острых конфликтах показывают рум. драматурги (М. Давидоглу, Л. Деметриус, А. Баранга, Х. Ловинеску, П. Эверак, А. Миродан и др.) классовые столкновения в переломные моменты истории народа, борьбу за нового человека как в социальном, так и в морально-этич. плане. Поэзию представляют М. Бенюк, Э. Жебеляну, М. Бануш, Н. Лабиш, Н. Стэнеску, М. Сореску, Л. Димов, А. Бландиана и др. поэты разных поколений. Плодотворно работают в критике и литературоведении Д. Перпессичиус, А. Дима, Ал. Пиру, Дж. Ивашку, О. Крохмэлничану, М. Новиков, С. Йосифеску, П. Джорджеску, Д. Мику и др. С сер. 60-х гг. в Р. л. обозначается ярко выраженная тенденция к постановке различных морально-этич. проблем, к углубленному психологич. анализу на основе раскрытия индивидуального мировосприятия, худож. символизирования и мифологизирования, субъективизации средств поэтич. выражения, лиризации прозы. Эта тенденция в разной степени нашла свое отражение в романе (Ш. Бэнулеску — «Зима мужественных», 1965, рус. пер. 1968; Н. Бребан — «Франчиска», 1965, рус. пер. 1969; Ф. Нягу — «Ангел возвестил», 1968; А. Ивасюк — «Преддверие», 1967, «Промежуток», 1968, «Ночное знакомство», 1969; М. Преда — «Чужак», 1968; З. Станку — «Как я тебя любил», 1968), в драме (М. Сореску — «Иона», 1968, и др.) и поэзии (Н. Стэнеску, Ч. Балтаг, И. Карайон, В. Теодореску и мн. др.).
Лит. жизнь в СРР регламентируется Уставом Союза писателей, созданного в 1949 на Первом съезде рум. писателей. Во главе Союза писателей стоят председатель и секретариат, избираемые съездом. Союз писателей созывает съезды, нац. совещания, всерум. собрания писателей (1956, 1962, 1968), организует в лит. органах печати дискуссии по актуальным проблемам развития совр. лит-ры. Деятельность Союза писателей координируется с общими установками Румынской коммунистич. партии в области развития культуры.
В СРР, кроме лит-ры на рум. яз., существует лит-ра на венг. и нем. языках. Лит-ра на венг. яз. представлена такими именами, как И. Надь (р. 1904), И. Асталош (1909—60), Ф. Семлер (р. 1906). Большую работу над переводами мировой лит-ры (в т. ч. румынской) на венг. яз. ведет Ф. Золтан. Видным поэтом, пишущим на нем. яз., является А. Маргул-Шпербер (р. 1898).
Литературная периодика. Первые рум. газеты появились в 1829 в Валахии благодаря усилиям Й. Элиаде-Рэдулеску — «Curierul românesc» («Румынский курьер», 1829—48), в Молдавии благодаря Г. Асаки — «Albina românească» («Румынская пчела», 1829—50). Обе газеты печатали и лит. произв. В 1838—39 выходила «Alăuta românească» («Румынская лютня») — лит. приложение к газ. Г. Асаки. Целям объединения лит. сил Дунайских княжеств и Трансильвании служили изд. М. Когэлничану в 1840 журн. «Dacia literară» («Литературная Дакия») и в 1844 — «Propăşirea» («Прогресс»). В 1838 под назв. «Foae literară» («Литературный листок»), а в 1838—65 под заглавием «Foae pentru minte, inimă şi literatură» («Листок для ума, сердца и литературы») выходило приложение к «Gazeta Transilvaniei» («Трансильванская газета», 1838—1944). В 1865—80 в Пеште, а потом в 1880—1906 в Орадя Й. Вулкан выпускал журн. «Familia» («Семья»), активно пропагандировавший лит-ру. В 1867 Т. Л. Майореску основал журн. «Convorbiri literare» («Литературные беседы»), в к-ром пропагандировал теорию «искусство для искусства». Журнал сыграл значит. роль в лит. жизни, поскольку в нем печатались выдающиеся писатели своего времени, в т. ч. Эминеску. В полемику с Майореску вступил журн. «Contemporanul» («Современник», 1881—91), идейным вдохновителем к-рого был К. Доброджяну-Геря. В 1895—97 линию, намеченную «Contemporanul», продолжил журн. «Adevărul ilustrat» («Иллюстрированная правда»). В 1893—1902 с перерывами выходил сатирич. журн. «Moftul român» («Румынский вздор»); издатель — Й. Л. Караджале.
В 1902 поэты А. Влахуцэ и Дж. Кошбук начали издавать журн. «Sămănătorul» («Сеятель»), к-рый под руководством Н. Йорги положил начало лит. течению «сэмэнэторизм». Утверждению реализма способствовал журн. «Viaţa românească» («Румынская жизнь», с 1906), ведущим критиком к-рого был (до 1933) Г. Ибрэиляну, потом — М. Раля. Обосновать и утвердить эстетскую импрессионистич. линию в лит-ре и критике стремился журн. «Sburătorul» («Демон», 1919—21, 1926—27), возглавлявшийся Э. Ловинеску. Журн. «Gîndirea» («Мысль») под ред. Н. Крайника (с 1926) стал органом, пропагандирующим национализм и мистицизм.
- 431 -
Демократич. лит. силы группировались вокруг «Viaţa românească», «Adevârul literar şi artistic» («Литературная и художественная правда», 1920—39) и таких изданий, как: журн. антифаш. направления «Azi» («Сегодня», 1932—38; 1939—40); лит.-политич. еженедельник, на к-рый оказывала влияние рум. коммунистич. партия, «Cuvîntul liber» («Свободное слово», 1933—1936); лит.-критич. еженедельник «Jurnalul literar» («Литературный журнал»), изд. в 1939 Дж. Кэлинеску в Яссах. Мн. писатели выпускали свои газеты и журналы: «Bilete de papagal» («Билеты попугая») Т. Аргези, выходил с перерывами в 1928—44; М. Садовяну, Дж. Топырчану, М. Кодряну выпускали «Însemnări Ieşene» («Ясские записки», 1936—40). Под прямым воздействием Рум. коммунистич. партии выходили газеты «Bluze albastre» («Голубые блузы», 1932, ред. А. Сахия), «Era nouă» («Новая эра», 1936, ред. Н. Д. Коча), с 1926 — «Korunk» («Наше время», под ред. Г. Габора). Совр. лит. печать представлена журналами «Viaţa românească» («Румынская жизнь», Бухарест), «Steaua» («Звезда», Клуж, с 1950), «Iaşul literar» («Литературные Яссы», Яссы, с 1950). Крупнейшие газеты — «Gazeta literară» («Литературная газета», с 1954), с 1968 называющаяся «România literară» («Литературная Румыния»), «Luceafărul» («Утренняя звезда», Бухарест, с 1958). Последняя освещает преим. творчество молодых литераторов. Писателей, пишущих на венг. и нем. языках, объединяют журн. «Igaz Szó» («Правдивое слово», Бухарест, с 1953), «Korunk» («Наше время», Клуж), «Neie Literatur» («Новая литература», Бухарест). С заруб. лит-рой рум. читателя знакомит журн. «Secolul al XX» («XX век», с 1960). Для заруб. читателей предназначен журн. «Румынская литература» (Бухарест, с 1947), выходящий на рус., франц., нем. и англ. языках. Истории и теории лит-ры посвящен журн. «Studii de istorie şi teorie literara» («Изучение истории и теории литературы»).
Лит.: Курс лекций по истории заруб. литератур XX в., [М.], 1956; Кожевников Ю. А., Попоранизм и проблема влияния рус. лит-ры на румынскую, в сб.: Слав. лит-ры, М., 1963; его же, Становление социалистич. реализма в рум. лит-ре и творчество А. Сахии, в кн.: Нац. традиции и генезис социалистич. реализма (в лит-рах стран нар. демократии), М., 1965; его же, М. Эминеску и проблема романтизма в рум. лит-ре XIX в., М., 1967; Рум.-рус. лит. связи 1-й пол. XIX — нач. XX века, М., 1964; Двойченко-Маркова Е. М., Рус.-рум. лит. связи в 1-й пол. XIX в., М., 1966; Гацак В. М., Вост.-романский героич. эпос, М., 1967; Iorga N., Istoria literaturii româneşti, v. 1—3, Buc., 1925—33; его же, Istoria literaturii româneşti contemporane, v. 1—2, Buc., 1934; Lovinescu E., Istoria literaturii române contemporane, v. 1—6, Buc., 1926—29; Călinescu G., Istoria literaturii române, Buc., 1941; Cartojan N., Istoria literaturii române vechi, v. 1—3, Buc., 1940—45; Piru Al., Literatura română veche, [Buc., 1961]; его же, Literatura română premodernă, Buc., 1964; Cornea P., Păcurariu D., Curs de istoria literaturii române moderne, Buc. 1962; Tradiţii ale criticii literare marxiste din Romănia, 1930—1940. Studii şi antologie de Ileana Vrancea, Buc., 1962; Micu D., Literatura română la începutul secolului al XX-lea, [Buc.], 1964; его же, Istoria literaturii române, v. 1—2, Buc., 1964—65; Istoria literaturii române, v. 1—2, Buc., 1964—68; Crohmălniceanu Ov. S., Literatura română între cele două războaie mondiale, Buc., 1967; Din presa literară românească a secolui XIX. Antologie, note şi glosar de A. Petrescu, [Buc., 1967]; Ivascu G., Din istoria teoriei şi a criticii literare româneşti, Buc., 1967; его же, Istoria literaturii române, v. 1, Buc., 1969.
Библиографические издания. Adamescu G., Contribuţiune la bibliografia românescă, v. 1—3, Buc., 1921—28; Bibliografia literaturii române, 1948—1960. Sub. red. acad. T. Vianu, Buc., 1965.
Ю. А. Кожевников.