389

РОМЕ́Н (Romains), Жюль [псевдоним; наст. имя — Луи Фаригуль (Farigoule); р. 26.VIII.1885, Сен-Жюльен-Шаптёй, деп. Верхняя Луара] — франц. писатель. Чл. Франц. академии (с 1946). Окончил Высшую нормальную школу (1906). В раннем творчестве выступал преим. как поэт, участник объединения «Аббатство» и течения унанимизма. Первые сб-ки стихов «Души людские» («L’âme des hommes», 1904) и «Единодушная жизнь» («La vie unanime», 1908; последний дал назв. течению унанимизма) программны и в значит. степени схематичны в стремлении передать абстрактно понимаемую психологию людских масс. На них сказывается влияние односторонне воспринятого Р. творчества У. Уитмена и Э. Верхарна. В сб. «Оды и молитвы» («Odes et prières», 1913) поэзия Р. достигает полноты лирич. самовыражения. Сб. стихов «Европа» («Europe», 1916) свидетельствует об антивоен. настроениях Р. В «Генуэзской оде» («Ode génoise», 1925) звучат мотивы осуждения гор. цивилизации, политич. безразличия. Влияние «Зорь» Верхарна ощущается в пацифистской драме в стихах «Армия в городе» («L’armée dans la ville», 1911). Стихотв. драма «Кромдейр-старый» («Cromedeyre-le-vieil», пост. и опубл. 1920, рус. пер. 1925) наиболее полно воплощает «руссоистскую» тенденцию творчества Р., звучащую и в его послевоен. лирике.

Ж. Ромен. Фотография

По мере конкретизации своих обществ.-политич. воззрений Р. переходит от неоромантич. стихотв. драмы к гротескным фарсам, разоблачающим политич. нравы, научное и лит. шарлатанство: «Кнок, или Торжество медицины» («Knock ou le triomphe de la médecine», 1924, пост. 1923), кинороман «Доногоо-Тонка» («Donogoo-Tonca», 1920), комедия «Г-н Ле Труадек в лапах разврата» («Monsieur Le Trouhadec saisi par la débauche», 1923). Однако в драматургии Р. сохраняется и прежняя унанимистская проблематика с ее мотивами растворения личного в коллективном, но теперь она приобретает реакц. окраску: драма «Диктатор» («Le dictateur», 1926, пост. 1927). В 30-е гг. в политич. воззрениях Р. происходит дальнейший сдвиг вправо. Но после поражения Франции он не стал коллаборационистом и годы 2-й мировой войны провел в эмиграции в США и Мексике.

Непонимание подлинных тенденций историч. развития обусловило неудачу Р. в его попытке создать эпопею жизни Франции в 1908—33 — романе «Люди доброй воли» («Les hommes de bonne volonté», t. 1—27, 1932—46, рус. пер. т. 1—4, 1933). Р. отказывается от единого сюжета, центр. героя, непременного пересечения судеб действующих лиц, среди к-рых он дает представителей всех социальных слоев и даже историч. лиц. Более половины томов романа посвящено периоду до 1919, но в них нет верного изображения ситуации, приведшей к 1-й мировой войне; причина войны, согласно Р., в разобщенности «людей доброй воли», в отсутствии

390

взаимодействия между ними. В последних томах романа, охватывающих период 1919—33, Р. критически пересматривает свою политич. позицию 30-х гг., но вместе с тем высказывает неверие в возможность переустройства общества. Худож. манера «Людей доброй воли» отличается протокольным объективизмом, калейдоскопич. чередованием эпизодов и персонажей. Несмотря на это, в начальных и завершающих томах романа из ряда мастерски написанных сцен складывается картина, характеризующая существ. стороны франц. действительности, ее политич. и частных нравов.

Пьесы Р. о г-не Ле Труадеке ставились на сов. сцене.

Соч.: Psyché, t. 1—3, P., 1922—29; Le fils de Jerphanion, P., [1956]; Un grand honnête homme, P., [1961]; Lettre ouverte contre une vaste conspiration, P., 1966; в рус. пер. — Собр. соч., т. 1—9, Л., 1925—30; Избр. стихи, пер. с франц. А. Эфроса, М., 1928.

Лит.: Луначарский А. В., Молодая франц. поэзия, в его кн.: Собр. соч., т. 5, М., 1965; его же, Парижские письма. Армия в городе, в его кн.: О театре и драматургии, т. 2, М., 1958; его же, Предисловие, в кн.: Ромэн Ж., Господин Труадэк в лапах разврата, М., [1925]; его же, О пьесе Ж. Ромена «Кромдейр Старый». Письма к А. И. Южину-Сумбатову, в кн.: Лит. наследство, т. 82, М., 1970; Эфрос А., Жюль Ромен и его «Cromdeyre le Vieil», «Культура театра», 1922, № 1—2. с. 33—37; Рыкова Н., Совр. франц. лит-ра, Л., 1939; История франц. лит-ры, т. 3, М., 1959; т. 4, М., 1963; Gide A., Nouveaux prétextes, P., 1911; Thibaudet A., Unanimisme, в его кн.: Réflexions sur la littérature, P., 1938; Cuisenier A., Jules Romains et l’unanimisme, (P., 1935); его же, L’Art de Jules Romains, P., 1948; его же, Jules Romains et les hommes de bonne volonté, P., 1954; Figueras A., Jules Romains, P., 1952; Berry M., Jules Romains, P., [1959]; Maurois A., J. Romains, «A la page», 1966, № 30; «Livre de France», 1966, № 8 (спец. номер).

М. В. Толмачев.