367

РОМА́НС (исп. romance, от позднелат. romanice, букв. — по-романски, т. е. на народном, испанском, а не на латинском яз.) — стихотворение, положенное на музыку или рассчитанное на такое переложение. Муз. жанр Р. восходит к ср. векам и Возрождению, но расцвета достигает в кон. 18 в., когда оттесняет и более нар. формы песни, и более салонные формы мадригалов. Твердых жанровых признаков Р. не выработал: обычно это небольшое лирич. произв., строфическое, со стихами средней длины. В зап.-европ. поэзии были популярны романсы Ш. Мильвуа, Э. Парни и др. «Романсы без слов» озаглавил свой сб. П. Верлен. В рус. поэзии подзаголовок «Р.» имеют такие стих., как «Желание» В. А. Жуковского, «Под вечер, осенью ненастной» А. С. Пушкина и др.; но, напр., знаменитое «Разуверение» Е. А. Баратынского, положенное на музыку М. И. Глинкой, сам поэт отнес не к Р., а к элегиям. Более или менее однообразная система интонац.-мелодич. приемов Р. дала основание Б. М. Эйхенбауму («Мелодика русского лирического стиха», 1922) говорить об особой «романсной форме» напевной интонации в стихе. См. также Романсы испанские.

М. Л. Гаспаров.