- 363 -
РОМА́Н В СТИХА́Х — повествовательный жанр поэзии, сочетающий многоплановое романное повествование и ярко выраженное лирич. начало. Р. в с. более условен, чем прозаический, его характеры более «обобщены», повествование непрерывно сопровождается лирич. аккомпанементом (отсюда Р. в с. — разновидность лиро-эпического жанра). Одну из особенностей Р. в с. составляет образ автора, иногда активно включающийся в повествование наравне с героями. Как между повестью и романом в прозе, так и между Р. в с. и поэмой трудно установить четкие грани. «Евгений Онегин» А. С. Пушкина — первый Р. в с. в России. Традиции «Евгения Онегина» были развиты рус. прозаич. романом 19 в., что же касается Р. в с., то на протяжении столетия значит. произведений не появлялось. Роману Пушкина подражал Я. П. Полонский в «Свежем преданье» (1862) и другие менее известные литераторы. В зап.-европ. лит-ре образцы Р. в с. — «Пан Тадеуш» (1834) А. Мицкевича, «Дон Жуан» (рус. пер. 1847) Дж. Байрона. В нач. 20 в. в рус. лит-ре наблюдается отход от традиц. модели Р. в с., сужаются масштабы повествования (романы И. Г. Эренбурга «В звездах», 1919, И. Северянина «Падучая стремнина», 1922).
Появлению стихотв. романа в сов. лит-ре способствует тенденция к развитию эпич. форм. Наиболее значительны «Пушторг» (1928) И. Сельвинского и «Спекторский» (1931) Б. Пастернака. В «Пушторге» черты классич. Р. в с. (лирич. отступления, полифонизм бытовой речи, использование будто бы подлинных документов, постоянная строфа) сочетаются с приемами кинодраматургии и газетной публицистикой. «Спекторский» — эстетич. антипод «Пушторга»; в нем очевидна связь с психологич. романом 19 в., но в целом повествоват. структура нетрадиционна: фрагментарность сюжета, беглая обрисовка персонажей, перенесение центра тяжести с эпич. характеристики обстоятельств на состояние души героя в ее неотрывности от несущегося времени и мира природы. Р. в с. известен мн. сов. национальным лит-рам: Я. Колас «Симон-музыкант» (1917—1925), «Новая Земля» (1923), М. Рыльский «Марина» (1933), Аалы Токомбаев «Перед зарей» (1935—62), М. Бажан «Бессмертие» (1937), Б. Шинкуба «Песня о Скале» (1954—64) и др.
Лит.: Белецкий А. И., Судьбы большой эпич. формы в рус. лит-ре 19—20 вв., в его сб.: Избр. труды по теории лит-ры, М., 1964; История рус. сов. романа, М. — Л., 1965, т. 1, с. 237—246, 558—60, т. 2, с. 250—55; Александров А., О стихотворной повести 30-х годов, «Рус. лит-ра», 1968, № 3.
А. А. Александров.