343
РОЛЛА́Н (Rolland), Ромен (29.I.1866, Кламси, — 30.XII.1944, Везеле) — франц. писатель, обществ. деятель, ученый-музыковед. Род. в семье нотариуса. Получил высшее гуманитарное образование в Эколь Нормаль в Париже. В 1895 защитил две докт. дисс. — «Происхождение современного лирического театра: история оперы в Европе до Люлли и Скарлатти» и «Упадок живописи в Италии после XVI века». Занимался научно-педагогич. деятельностью, читал курс истории музыки в Сорбонне. В 1897 опубл. драму «Святой Людовик» («Saint-Louis)», в 1898 была пост. драма «Аэрт» («Aërt»). Уже в этих ранних произв. сказалось творческое своеобразие Р., резко выделявшее его среди франц. писателей конца века: острота нравств. проблематики, тяготение к деятельным, героич. характерам. Р. обосновал свою идейно-эстетич. позицию в кн. «Народный театр» («Le théâtre du peuple», 1900—03, отд. изд. 1903). Осознавая наступивший новый век как эпоху больших социальных потрясений, подвергая острой критике измельчавшую бурж. культуру, Р. утверждал: «Надо создать новое искусство для нового общества» (Собр. соч., т. 14, М., 1958, с. 169). Он требовал от иск-ва духовного здоровья, жизнеутверждающей силы, масштабности образов.
С сер. 90-х гг. Р. проявлял живой интерес и тяготение к социалистич. идеям, не примыкая, однако, к к.-л. орг-циям. Политич. борьба его отпугивала, однако крушение старого мира представлялось неминуемым и необходимым. В неоконч. пьесе «Побежденные» («Les vaincus», 1898, опубл. 1922) Р. передал душевную драму интеллигента-бунтаря, сочувствующего борьбе рабочих, но не решающегося принять в ней участие. В пьесе «Настанет время» («Le temps viendra», 1903), написанной по следам событий англо-бурской войны, он противопоставил варварству империализма искреннюю, но отвлеченную проповедь милосердия. В кон. 19 в., одушевленный мечтой о героич. нар. театре, Р. начал работу над циклом драм, посвященных Великой франц. революции: «Волки» («Les loups», 1898), «Торжество разума» («Le triomphe de la raison», 1899), «Дантон» («Danton», 1900), «Четырнадцатое июля» («Le 14 juillet», 1902). В последней из этих драм наиболее отчетливо сказалось новаторство Р., стремившегося вывести на сцену массы, утвердить принципы монументального нар. действия. В трех остальных пьесах обнаружились противоречия мировоззрения Р., наложившие отпечаток на трактовку историч. событий. Революция раскрывалась в них как взрыв иррациональных стихийных сил, в центре сюжетных коллизий (особенно в «Торжестве разума») оказывались те несправедливости, страдания, жертвы, к-рые принесла с собой революц. буря. Величие революции отражалось в атмосфере действия, в масштабах конфликтов и характеров; в разработке
344
конфликтов чувствовалась двойственность позиции автора.
Художник, охваченный духом протеста против бурж. мира и вместе с тем далекий от обществ. жизни, он мог наиболее отчетливо проявить свой талант в разработке проблем культуры, иск-ва. Очерк о Л. Бетховене («Vie de Beethoven», 1903) открыл собою серию биографий великих людей — творцов иск-ва. В 1907 появилась «Жизнь Микеланджело» («Vie de Michel-Ange»), в 1911 — «Жизнь Толстого» («Vie de Tolstoï»), исполненная большой глубины и любви. Р. еще в студенч. годы писал Л. Н. Толстому, получил от него ответ; рус. писатель, по признанию самого Р., оказал на него серьезное влияние. Поиски монументальной эпич. формы в духе «Войны и мира», отзвуки мыслей Толстого о худож. творчестве как подвижнич. деятельности, обращенной на благо людям, — все это сказалось в гл. произв. Р., принесшем ему мировую славу, — в 10-томном романе-эпопее «Жан-Кристоф» («Jean-Christophe», 1904—12). Р. публиковал это произв. в журн. «Cahiers de la quinzaine» («Двухнедельные тетради»), редактором к-рого был публицист и поэт Ш. Пеги. Р. и Пеги объединяло стремление к независимости от господств. авторитетов, отвращение к торгашеским нравам бурж. общества, жажда морального обновления. После 1905 Пеги повернул к национализму, и пути друзей постепенно разошлись.
В образе нем. музыканта Жан-Кристофа Крафта Р. воплотил свою мечту о «настоящем человеке», о творч. гении, формирующемся в борьбе с деспотизмом властей (ч. 4, «Бунт» — «La révolte»), с продажным собственнич. миром и его болезненно рафинированным иск-вом (ч. 5, «Ярмарка на площади» — «La foire sur la place»). Оригинально задуманное грандиозное повествование сочетает духовную биографию героя, прослеженную с большим богатством психологич. оттенков, проникновением в тайны творч. процесса, — и широкую социальную панораму Европы 20 в., насыщенную страстной публицистикой. Эпизоды, повествующие о дружбе немца Кристофа с французом Оливье, полемически заострены против шовинизма, нараставшего в обеих странах: предчувствуя и предсказывая близкую мировую войну, Р. в противовес ей выдвигает идею братства народов; он подчеркивает общность судеб европ. наций самой логикой сюжета, развертывающегося в Германии, Франции, Швейцарии, Италии. В последних частях повествование отчасти утрачивает историч. конкретность, картина европ. общества накануне войны становится тревожной и смутной; Кристоф, прошедший через тяжелые душевные кризисы, утрачивает бунтарский пыл, но сохраняет свою нравств. и творч. самобытность. Обращенность романа к будущему подкрепляется авторским посвящением — «Свободным душам всех наций, которые страдают, борются и победят», и символич. финалом, в к-ром Кристоф-Христофор переносит через бурный поток младенца — Грядущий день. Мятежный антибурж. дух «Жан-Кристофа» и вместе с тем присущие ему индивидуализм, морализирующая абстрактность были созвучны настроениям широких кругов интеллигенции в разных странах на пороге всеобщего кризиса капиталистич. системы.
Проблемы, живо занимавшие Р., — судьбы культуры, иск-ва в исторически переломную эпоху, взаимоотношения «мысли и действия», творч. личности и народа — ставятся снова и на новый лад в повести «Кола Брюньон» («Colas Breugnon», законч. 1914, опубл. 1918), написанной в манере фольклорной стилизации, ритмической, несколько архаизированной, но очень сочной и живой прозой. Действие происходит в Бургундии в нач. 17 в., в смутные годы религ. войн, все обостряющихся социальных конфликтов. Герой, резчик по дереву Кола Брюньон, — одаренная артистич. натура, выходец из
345
плебейских низов, живое воплощение нар. духа, непокорный, насмешливый, неистребимо стойкий в любых невзгодах. Повесть, насыщенная вольным юмором, вобравшая в себя традиции Ф. Рабле и старинных рассказов-фаблио, утверждает труд как творчество, прославляет силу трудового народа и его потенциальную способность к активному историч. действию («Терпи, терпи, наковальня. Терпи, пока ты наковальня. Бей, когда будешь молотом...», Собр. соч., т. 7, М., 1956, с. 102). Как и «Жан-Кристоф», эта книга, по характеристике М. Горького, «галльский вызов войне» (см. там же, с. 209), свидетельствовала об укреплении демократич. начал в творчестве Р.
1-я мировая война, заставшая Р. в Швейцарии, ознаменовала резкий поворот во всей его деятельности. Писатель, привыкший стоять в стороне от политики, непосредственно вошел в политич. жизнь. С авг. 1914 он систематически выступал в печати как антивоен. публицист. Одним из первых среди интеллигенции воюющих стран он поднял голос протеста против империалистич. бойни. Его статьи, объединенные в сб-ках «Над схваткой» («Au-dessus de la mêlée», 1915) и «Предтечи» («Les précurseurs», 1919), получили широкий междунар. резонанс. Р. апеллировал к разуму и совести «убиваемых народов», с нарастающей силой обличал «кулак Плутуса», капиталистич. магнатов, как виновников всемирного побоища. Антивоен. воззрения Р. по-разному преломились в драматич. сатире «Лилюли» («Liluli», 1919), написанной в манере лубочного нар. зрелища, и в лирич. повести «Пьер и Люс» («Pierre et Luce», 1920). В романе «Клерамбо» («Clérambault», 1920), носящем подзаголовок «История одной свободной совести во время войны», отражены искания зап. интеллигенции, возмущенной империалистич. варварством и трагически оторванной от борющихся нар. масс.
Р. приветствовал Февр. революцию 1917 (статья «Привет свободной и несущей свободу России»). Октябрьскую революцию он воспринял как событие громадного междунар. значения, но долго оставался противником диктатуры пролетариата, отвергал революц. насилие как метод борьбы с эксплуататорами. В 1919 Р. опубл. «Манифест независимости духа» («Déclaration d’indépendance de l’esprit»), под к-рым подписались деятели культуры разных стран; этот документ содержал призыв к интеллигенции — помогать прогрессу человечества силой мысли и слова, не вмешиваясь непосредственно в политич. жизнь. Именно такой позиции придерживался сам Р. в 20-е гг. Его пьесы о Великой франц. революции — «Игра любви и смерти» («Le jeu de l’amour et de la mort», 1925), «Вербное воскресенье» («Pâques-fleuries», 1926), «Леониды» («Les Léonides», 1927) — утверждали в конечном счете необходимость и благотворность революц. переворота, но снова выдвигали на первый план человеч. трагедии и жертвы, неизбежно возникающие в ходе острой политич. борьбы. В поисках новых, свободных от кровопролития форм историч. деятельности Р. обратился к опыту индийского народа и его религ.-нравств. учениям («Махатма Ганди» — «Mahatma Gandhi», 1923; труды о Рамакришне и Вивекананде, 1929—30). Вместе с тем он продолжал внимательно следить за ходом обществ. и культурного развития СССР, неоднократно выступая против антисов. кампаний и воен. приготовлений реакц. буржуазии. В 20-е гг. окрепла дружба Р. с Горьким, с к-рым он начал переписываться в 1917; более тесным стал дружеский контакт с А. В. Луначарским, с к-рым Р. познакомился в годы 1-й мировой войны. В ст. «Прощание с прошлым» («Adieu au passé», 1931) Р. критически пересматривает концепцию «независимости духа» и утверждает историч. значение рус. революции; в ст. «Ленин, искусство и действие» («Lénine, l’art et l’action», 1934), вошедшей в сб. статей «Спутники» («Compagnons de
346
route», 1936), Р. анализирует обществ. назначение писателя, художника в свете идей, высказанных В. И. Лениным в статьях о Л. Н. Толстом. Вместе с А. Барбюсом Р. участвовал в подготовке конгрессов против войны и фашизма, стал одним из идейных вдохновителей междунар. антифаш. фронта. Идейная эволюция Р., его публицистич. деятельность отражена в сб-ках статей «Пятнадцать лет борьбы» («Quinze ans de combat», 1935) и «Мир через революцию» («Par la révolution la paix», 1935).
Осн. худож. произв. Р. после 1-й мировой войны — роман «Очарованная душа» («L’âme enchantée», 1922—1933). Роман этот, задуманный как психологич. история женщины, в ходе работы над ним перерос в эпич. произв. большого социального масштаба. Здесь снова, как в «Жан-Кристофе», духовная биография незаурядной личности, развивающейся драматически, через тяжелые испытания и кризисы, дана на фоне жизни европ. общества на протяжении неск. десятилетий; центр. место занимают не проблемы иск-ва, как в «Жан-Кристофе», а вопросы обществ. характера. Героиня романа Аннета Ривьер воплощает новый тип женщины: она отстаивает свое право на самостоят. труд, на полноправное гражд. существование. В истории идейного развития Аннеты и ее сына Марка отражены типич. процессы духовной жизни передовой европ. интеллигенции, путь от индивидуалистич. бунта или единичных актов гуманности к участию в организованной борьбе масс против сил старого мира. Роман, законченный накануне гитлеровского переворота в Германии, предостерегает человечество об опасности фашизма, выражает выстраданное в многолетних поисках убеждение Р. в том, что пассивность интеллигенции в эпоху напряженных социальных схваток недопустима и преступна и что террористич. диктатуру реакц. буржуазии невозможно сокрушить методами гандистского бескровного сопротивления. Смерть Марка, погибшего в уличном столкновении с итал. фашистом, вызывает в Аннете резкий душевный перелом, приводит ее в ряды революц. борцов. Герои романа не раз обращаются в своих спорах и мыслях к опыту СССР; Р. прославляет «животворную энергию Советского Союза, энергию тех, кто действует» (Собр. соч., т. 11, М., 1957, с. 44).
Летом 1935 Р. впервые побывал в СССР, встретился с Горьким и др. писателями, беседовал с различными группами интеллигенции, рабочей и учащейся молодежи. Впечатления его от поездки отчасти отражены в дневнике (фрагменты опубл. в журн. «Europe» — «Европа», 1960, № 370—371, № consacré à Gorki). В 1938 Р. возвратился из Швейцарии, где он жил с 1922, на родину, во Францию. Накануне 150-летия Великой французской революции (1938) он опубл. очерк «Вальми» («Valmy»), а в 1939 закончил монумент. трагедию «Робеспьер» («Robespierre»), завершив, т. о., многолетнюю работу над циклом драм о франц. революции. «Робеспьер» как бы подводит итог размышлениям Р. над острыми проблемами новейшей истории и политики. Поражение якобинской диктатуры осмыслено здесь не как результат действия «вечных» иррациональных сил, а как следствие объективных, исторически обусловленных социальных факторов и противоречий. Оценка деятельности якобинцев как бурж. революционеров дается с точки зрения интересов и потребностей нар. масс. К проблеме террора Р. подходит конкретно-исторически, утверждая необходимость беспощадной борьбы с врагами революции и вместе с тем показывая, как эксцессы и ошибки в проведении террора повредили делу революции, подорвали доверие народа к Робеспьеру и ускорили его падение. Трагич. картины гибели Робеспьера и его сподвижников освещены идеей величия революции и бессмертия ее дела; в финале музыка «Марсельезы» переходит в звуки «Интернационала».
347
Начало 2-й мировой войны, вторжение гитлеровских войск во Францию явились для Р. тяжелым душевным потрясением. Годы войны он провел в Везеле, в зоне нем. оккупации, больной, оторванный от друзей. Законченные в это время автобиографич. произв., начатые в 20-е гг. («Внутреннее путешествие» — «Le voyage intérieur», 1942, «Кругосветное плавание» — «Le périple», отд. изд. 1946), местами носят отпечаток тяжелой подавленности. С горечью сознавая, что он «...вышел из круга Действия» («Воспоминания», М., 1966, с. 211), Р. оставался убежденным антифашистом и демократом. Несмотря на болезнь, он напряженно работал, рассматривая лит. творчество как форму сопротивления гитлеровским оккупантам. В годы войны он закончил многотомное исследование о Бетховене («Beethoven. Les grandes époques créatrices»), над к-рым работал ок. 20 лет. Этот труд состоит из книг: «От Героической до Аппассионаты» («De l’Héroïque à l’Appassionata», 1928), «Гёте и Бетховен» («Goethe et Beethoven», 1930), «Песнь Воскресения» («Le Chant de la Résurrection», 1937), «Незавершенный Собор» («La Cathédrale interrompue», 1943—45), «Возлюбленные Бетховена» («Les aimées de Beethoven», 1949). В этом исследовании образ гениального композитора поставлен в связь с героикой Великой франц. революции. В финальной части труда, трагичной по общему колориту, отозвались тяжелые переживания самого Р. в дни войны. Более существ. значение, чем прежде, придает теперь Р. религиозности Бетховена, истолкованной, правда, не в ортодоксально-церковном, а скорее в отвлеченно-этич. смысле. Вместе с тем и здесь с любовью отмечена присущая Бетховену сила героич. упорства, позволившая ему мужественно встретить смерть.
В последние годы жизни Р. работал над биографией Ш. Пеги («Péguy»), вышедшей после освобождения Франции, в дек. 1944. Воскрешая жизн. путь своего лит. соратника, погибшего на фронте в 1914, Р. обращается к духовной истории своего поколения, попутно дает ценные автобиографич. сведения. Он стремится разносторонне обрисовать сложную личность Пеги. В то время как коллаборационисты пытались представить его своим предшественником, Р. выдвигает на первый план стихийный демократизм, искренность патриотич. чувств Пеги. После изгнания оккупантов Р. послал дружеское письмо Морису Торезу; незадолго до смерти, 7 нояб. 1944, он принял участие в праздновании годовщины Октябрьской революции в сов. посольстве в Париже.
Р. оставил значит. след в истории франц. и мировой лит-ры. Среди зап.-европ. писателей 20 в. он выделяется активным, жизнеутверждающим характером своего гуманизма. Рано осознав историч. своеобразие эпохи великих социальных преобразований, он положил в основу своего творчества, как и своей эстетики, принцип героич. деяния. В поисках Р., в его сомнениях и колебаниях отразились объективные противоречия развития значит. части зап. интеллигенции в эпоху перехода от капитализма к социализму; встав на сторону дела Октябрьской революции, Р. дал поучительный пример другим зап. деятелям культуры, помог им найти свое место в обществ. жизни, в борьбе против империалистич. войны и фашизма. Вместе с А. Барбюсом Р. стоит у истоков совр. движения сторонников мира. Новаторство Р. как художника тесно связано с идейной устремленностью его творчества. Примыкая к реалистич. традициям франц. лит-ры, он во многом преобразовал эти традиции в свете революц. перспектив, открытых 20 в. Реализм Р. как романиста и драматурга сочетает конкретное исследование социальной действительности с элементами худож. условности, гиперболы, аллегории, стилизации. В лучших произв. Р. — «Жан-Кристоф», «Кола Брюньон», «Очарованная
348
душа», «Робеспьер» — именно эти новаторские свойства худож. манеры писателя помогают ему поставить острые проблемы эпохи и передать драматич. характер движения человечества к будущему. Традиции Р.-художника разнообразно преломились в творчестве Р. Мартена дю Гара, Ж. Р. Блока, А. Сент-Экзюпери, Л. Арагона.
В СССР Р. принадлежит к числу наиболее любимых и читаемых писателей Запада. Собрания его соч. выходили у нас дважды (2-й раз тиражом в 240 тыс. экз.). На сюжет повести «Кола Брюньон» Д. Б. Кабалевский написал оперу «Мастер из Кламси» (пост. 1938). Сов. исследователи И. Анисимов, В. Балахонов и др. показали непреходящее прогрес. значение наследия Р. и историч. закономерность его идейно-творч. эволюции.
Илл. см. на вклейке к стр. 351—352.
Соч.: Cahiers Romain Rolland, v. 1—20, P., [1948—71]; Romain Rolland. Journal des années de guerre, P., 1952; Mémoires et fragments du journal, P., [1956]; Le voyage intérieur, nouvelle éd. augmentée de textes inédits, P., [1959]; Textes politiques, sociaux et philosophiques choisis, P., 1970; в рус. пер. — Собр. соч,. т. 1—20, Л., [1930]—36; Собр. соч., под общ. ред. И. Анисимова, т. 1—14, М., 1954—58; Воспоминания, М., 1966; Побежденные, М., 1967.
Лит.: Горький М., [Статьи], Собр. соч. в 30 томах, т. 24, М., 1953; Луначарский А. В., [Статьи], Собр. соч., т. 4—5, М., 1964—65; Вановская Т., Р. Роллан, Л. — М., 1957; Балахонов В. Е., Р. Роллан в 1914—1924 годы, Л., 1958; его же, Р. Роллан и его время («Жан-Кристоф»), Л., 1968; Мотылева Т., Творчество Р. Роллана, М., 1959; ее же, Р. Роллан, М., 1969; Яхонтова М., Р. Роллан, в кн.: История франц. лит-ры, т. 3, 4, М., 1959—63; Арагон [Л.], Р. Роллан и современность, Собр. соч., т. 10, М., 1961; Цвейг С., Р. Роллан. Жизнь и творчество, Собр. соч., т. 7, М., 1963; Тахо-Годи М., Р. Роллан, в сб.: Писатели Франции, М., 1964; Эткинд Е., Семинарий по франц. стилистике, ч. 1, Проза, М. — Л., 1964; Дюшен И., «Жан-Кристоф» Р. Роллана, М., 1966; Гильдина З., Р. Роллан и мировая культура, Рига, 1966; Анисимов И., [Статьи о Р. Роллане], в кн.: Новая эпоха всемирной лит-ры, М., 1967; Песис Б., От XIX к XX веку: традиции и новаторство во франц. лит-ре, М., 1968; Ромен Роллан. 1866—1966. По материалам юбилейной сессии, М., 1968; Seippel P., R. Rolland, l’homme et l’œuvre, P., 1913; Jouve P.-J., R. Rolland vivant, P., 1920; Bonnerot J., R. Rolland, sa vie, son œuvre, P., 1921; «Europe», 1926, № 38, 1955, № 109—110, 1965, № 439—40 (номера, посвященные P.); Lerch E., R. Rolland und die Erneuerung der Gesinnung, Münch., 1926; Liber amicorum R. Rolland, Z., 1926; Sénéchal C., R. Rolland, P., 1933; Wilson Roland A., The pre-war biographies of R. Rolland, Oxf., 1939; Lévy A. R., L’idéalisme de R. Rolland, P., [1946]; Barrère J.-B., R. Rolland par lui-même, P., 1955; его же, R. Rolland. L’âme et l’art, P., 1966; Karczewska-Markiewicz Z., Teatr R. Rollanda, Wr., 1955; ее же, Struktura «Jana Krzysztofa», Wr., 1963; ее же, R. Rolland, Warsz., 1964; Starr W. T., R. Rolland and a world at war, Evanston, 1956; Cheval R., R. Rolland, l’Allemagne et la guerre, P., 1963; Josimović R., Književni pogledi Romena Rolana, Beograd, 1966; Pérus J., R. Rolland et M. Gorki, P., 1968.
Библиографические издания: Р. Роллан. Био-библиографич. указатель, [сост. А. Паевская, автор вступ. ст. М. Ваксмахер], М., 1959; Starr W. T., A critical bibliography of the published writings of R. Rolland, Evanston, 1950.
Т. Л. Мотылева.