336

РО́ЗОВ, Виктор Сергеевич [р. 8(21).VIII.1913, Ярославль] — рус. сов. драматург. Рано увлекся театром. Играл на сцене Костромского ТРАМа, где приобрел первый лит. опыт, сочиняя стихотв. тексты, драматич. сценки и пр. С 1931 — актер Костромского ТЮЗа. В 1934 поступил в уч-ще при Театре Революции (класс М. И. Бабановой), по окончании вошел в труппу театра. В июле 1941 ушел в нар. ополчение, был тяжело ранен. Позднее руководил агитбригадой в Костроме, работал в передвижных фронтовых труппах, в Алма-Атинском ТЮЗе и др. Учился в Лит. ин-те им. М. Горького.

В. С. Розов. Фотография

В 1949 Центр. дет. театр поставил пьесу Р. «Ее друзья», в 1953 — «Страница жизни» («Твой путь»). Уже в этих первых пьесах обозначились черты его лит. манеры и круг интересов — точность и мягкость бытописи, любовь к простым житейским истинам при нелюбви к прописям, интерес к юношеским характерам. На протяжении многих лет Р. создает ряд сценич. портретов, всякий раз выбирая героя примерно того же круга и возраста, но с разными датами рождения, определяющими смену проблем и изменение нравств. типажа. Андрей («В добрый час!», пост. 1954) с его недоверием к красивым словам и жаждой личного опыта; мальчишка Олег («В поисках радости», пост. 1957), наивно и отчаянно «замахивающийся» на мещанство; сдержанный, защищающий свою нравств. неприкосновенность Слава Заварин («Неравный бой», пост. 1960); атакующий скептик Володя («В дороге», пост. 1962); герой пьесы «Перед ужином» (пост. 1962), с максимализмом юности требующий расчета с прошлым, — все это как бы моментальные портреты, сценич. обзор характеров, какими их формирует год совершеннолетия. В пьесе «Традиционный сбор» (пост. 1967) автор не случайно выбирает ситуацию, позволяющую свести вместе и сопоставить сверстников — героев его предыдущих

337

пьес, к-рые тоже были когда-то «выпускниками такого-то года».

«В добрый час!». Сцена из спектакля

«В добрый час!». Сцена из спектакля Центрального детского
театра. Москва, 1955.

Постоянный в своем внимании к меняющемуся миру молодежи, Р. так же внимателен к теме долга человека перед лучшим в себе самом, к теме верности человека своему истинному призванию и сердечному влечению. Именно с этой темой связаны коллизии пьес «В день свадьбы» (пост. 1964), «Затейник» (пост. 1966), «С вечера до полудня» (пост. 1970). Внутр. ценность человека, осуществленность либо неосуществленность личности, беда саморастраты, многоликость и «интимность» мещанской угрозы — вот о чем идет речь в театре Р.

Сценич. опыт во многом определил манеру писателя, пьесы к-рого прошли по всем театрам страны и ставятся за рубежом (переведены на мн. языки). Р. не опасается зрителя, к-рый идет в театр «плакать и смеяться»; пьесы его отмечены чувствительностью, юмором традиц. положений. Гражданственность его лишена ораторской ноты, отвечает камерности его комедий и драм, семейному характеру столкновений, бытовой заурядности событий. Р. стремится «работать на театр», исходя из творч. возможностей данного актера или режиссера и коллектива в целом. Наиболее плодотворным было его содружество с Центр. дет. театром, а также с театром «Современник», открывшимся в 1957 программным спектаклем «Вечно живые», в к-ром главенствовала тема гражд. долга, традиций рус. интеллигенции. Пьесы Р. неоднократно экранизировались: «В добрый час!» (1956), «В поисках радости» (фильм «Шумный день», 1961), «Вечно живые» (фильм «Летят журавли», 1957). Нек-рые пьесы Р. вызвали полемику в печати. Р. принадлежит также инсценировка романа И. А. Гончарова «Обыкновенная история» (пост. театра «Современник», 1966).

Соч.: Ее друзья, М., 1951; Из опыта работы, в сб.: О труде драматурга, М., 1957; В поисках радости. Страница жизни. В добрый час. Вечно живые. Пьесы, М., 1959; Летят журавли. Киносценарий, М., 1959; Неравный бой, М., 1960; А, Б, В, Г, Д..., «Юность», 1961, № 9; Перед ужином, М., 1963; Мои шестидесятые... Пьесы и статьи. [Послесл. О. Табакова], М., 1969.

Лит.: Крон А., Рождение драматурга, «Театр», 1955, № 5; Вишневская И., Виктор Розов и его герои, «Театр», 1963, № 6; Туровская М., В добрый час! Да и нет, в ее кн.: Да и нет, М., 1966; Соловьева И., Спектакль идет сегодня, М., 1966; Анастасьев А., Виктор Розов. Очерк творчества, М., 1966; Саппак В. и Шитова В., Простые истины, в их книге: Семь лет в театре, М., 1968.

И. Соловьева.