324
РОДЕНБА́Х (Rodenbach), Жорж (16.VII.1855, Турне, — 25.XII.1898, Париж) — бельгийский писатель; писал на франц. яз. Выходец из знатной семьи, сын фламанского литератора. Изучал право в Гентском университете, где познакомился с Э. Верхарном. Был адвокатом. В 1881 — один из организаторов журн. «La jeune Belgique» («Молодая Бельгия»). С 1887 жил в Париже, был связан с символист. и декадент. кругами. Как поэт Р. складывался под воздействием франц. лирики 2-й пол. 19 в.; под влиянием парнасской школы написаны «Грустные стихи» («Les tristesses», 1879). Начиная со сб-ков «Элегантное море» («La mer élégante», 1881) и «Светская зима» («L’hiver mondain», 1884), поэзия Р. обретает самостоят. голос; его сб-ки «Чистая юность» («La jeunesse blanche», 1886), «Царство молчания» («Le règne du silence», 1891), «Замкнутые жизни» («Les vies encloses», 1896), «Отблески родного неба» («Le miroir du ciel natal», 1898) выдвинули Р. в число крупнейших поэтов-символистов конца века. Европ. известность Р. связана и с двумя символист. романами — «Мертвый Брюгге» («Bruges-la-morte», 1892) и «Звонарь» («Le carillonneur», 1897, в рус. пер. — «Выше жизни», 1902). Перу Р. принадлежит также сб. рассказов «Прялка туманов»
325
(«Le rouet des brumes», 1901, рус. пер. 1901), повести «Призвание» («La vocation», 1895) и «Дерево» («L’arbre», 1899), пьеса «Занавес» («Le voile», пост. 1894) и цикл лит.-критич. эссе «Элита» («L’élite», 1899).
«Мертвый Брюгге» (Париж). Илл.
М. Бальдо.
Один из видных писателей европ. декаданса, Р. не приемлет капиталистическую цивилизацию. Промышл. развитие Бельгии, разрушавшее дорогой поэту мир флам. старины, воспринималось им как зло. Он противопоставляет этой роковой силе свою эстетику застывшего: образы мертвых городов старой Фландрии, неподвижную жизнь и полный традиций быт их обитателей, отрешенных от реальности.
«Призвание» (Париж, 1895). Илл.
Г. Кассирса.
Творчество Р. и его эстетич. идеал носят религ.-мистич. окраску, его произв. насыщены католич. символикой, церк.-литургич. аксессуарами: повесть «Музей бегинок» («Musée de béguines», 1894). Р., поэту упадка и социального пессимизма, был близок христ. культ страдания, его привлекает сценичность католич. культа («Призвание»). Доминирующие настроения поэзии Р. — тихая печаль, грусть одиночества, томление по идеалу, влечение к небытию, ощущение превосходства мира грез над реальностью. Стихи Р. строятся на полутонах, на виртуозном воссоздании зыбкости очертаний. Поэзия Р. — на грани импрессионизма и символизма. Насыщенный сложными тропами, изысканно-утонч. поэтич. стиль Р. лишен, однако, зашифрованности, свойственной многим франц. символистам; он виртуозно использует традиционные размеры. Стих его тяготеет к классической четкости и прозрачности.
Соч.: Œuvres, t. 1—2, P., 1923—25; Choix de poésies, avec notice biographique de P. Maes, P., [1949]; L’amitié de St. Mallarmé et de G. Rodenbach. Lettres et textes inédits, Gen., 1949; в рус. пер. — Полн. собр. соч., т. 1—5, М., 1909—10; Царство молчания. Избр. стихотворения, пер. С. Головачевского, М., 1903; [Стихи], в сб-ках: Франц. поэты, изд. Н. Новичем, СПБ, 1900; Молодая Бельгия, т. 1, М., [1908]; Антология совр. поэзии, К., 1909; Франц. лирики 19 в., пер. В. Брюсова, СПБ, [1909].
Лит.: Венгерова З., Ж. Роденбах, в ее кн.: Лит. характеристики, кн. 2, СПБ, 1905; Брюсов В., Ж. Роденбах, Полн. собр. соч. и переводов, т. 21, СПБ, 1913; Веселовская М., Ж. Роденбах, М., 1917; Андреев Л., Жорж Роденбах, в его кн.: Сто лет бельг. лит-ры, М., 1967, с. 271—91; Daxhelet A., G. Rodenbach, Brux., 1899; Glaser K., G. Rodenbach, der Dichter des toten Brügge, Marburg, 1917; Mirval J., Le poète du silence: G. Rodenbach, Brux., 1940; Maes P., G. Rodenbach, nouv. éd. réfondue et augmentée de nombreux documents inédits, Gembloux, 1952.
Б. Л. Раскин.