311
РИ́ЧАРДС (Richards), Айвор Армстронг (р. 26.11.1893, Сандбач, Чешир) — англ. теоретик лит. критики, лингвист и психолог. Окончил Кембриджский ун-т (1915). Книги «Основы эстетики» («Foundations of aesthetics», 1922) и «Значение значения» («The meaning of meaning», 1923) написал совм. с лингвистом Ч. К. Огденом (1889—1957), редактором журн. «Cambridge Magazine» (1912—22). Осн. работы Р.: «Принципы литературной критики» («Principles of literary criticism», 1924), «Наука и поэзия» («Science and poetry», 1926), «Практическая критика» («Practical criticism», 1929), «Как прочесть страницу» («How to read a page», 1943). Р. — «чистый теоретик»: выдвигая «принципы критики», он сам не занимался критич. оценкой. Сферы интересов Р. — отношение языка и мышления, трактуемое с неопозитивистских позиций. Р. — один из основателей семантического направления в эстетике и критике. В подходе к литературе он считает необходимым сочетание психологич., лингвистич. и эстетической точек зрения. Интерпретация символич. и эмоц. значения языка, процесс психологич. восприятия произведения читателем составляют основу критич. принципов Р.: «Критик неизменно судит о переживаниях, о различных душевных состояниях...» («Principles of literary criticism», N. Y., 1924, p. 114). В этой связи Р. ссылается на мысль Л. Н. Толстого о способности иск-ва «заражать», считая внимание к этой стороне иск-ва необычайно существенным. Взгляды Р. были усвоены амер. «новой критикой». Сотрудничал с амер. мультипликатором У. Диснеем как сценарист. Опубл. сб-ки стихов
312
«Прощай, земля» («Good — bye, Earth», 1958), «Экраны» («The Screens», 1960).
Лит.: Верли М., Общее литературоведение, пер. с нем., М., 1957, гл. 3; Hotopf W. H., Language thought and comprehension. A case study of writings of I. A. Richards, Bloomington, 1965.
Д. М. Урнов.