303

РИТМИ́ЧЕСКАЯ ПРО́ЗА — 1) В широком смысле слова — фонетически организованная проза с ощутимой для слуха закономерностью чередования тех или иных звуковых элементов (долгих и кратких, ударных и безударных слогов и пр.). Наиболее ощутима такая закономерность перед синтаксич. паузами и после них, т. е. на стыках фраз и колонов. В антич. худож. прозе ритмическими делались обычно концовки периодов, причем в историч. прозе предпочитались ритмы, близкие к гекзаметру (дактили, спондеи), в ораторской — далекие от него (кретики, хореи). В ср.-век. лит. прозе из этого развилось учение о трех видах cursus’а (расположения ударений в конце фразы), оказавшее влияние и на прозу новоевроп. языков. В рус. прозе ритм такого рода ощутим, напр. у М. В. Ломоносова, Н. М. Карамзина, Н. В. Гоголя («Чуден Днепр при тихой погоде...»), И. С. Тургенева и др., но он еще мало исследован. 2) В узком смысле слова Р. п. в рус. стиховедении называется проза, в к-рой присутствуют определ. стопные закономерности: обычно ударения ложатся на каждый третий слог, образуя дактилический (амфибрахический, анапестический) метр. Такая проза отличается от стиха только отсутствием членения на стихотв. строчки. Встречается у А. Белого, местами — у нек-рых писателей 1920-х гг. (Б. Пильняк, М. Шагинян и др.). Пример: «С конюшнею каменной, с дворницкой, с погребом — не прилипающий к семиэтажному дому, но скромным достоинством двух этажей приседающий там, за литою решеткою, перевисающий кариатидами, темнооливковый, с вязью пальмет — особняк: в переулке, в Леонтьевском! ...» (Белый А., Маски).

Лит.: Пешковский А. М., Ритмика «Стихотворений в прозе» Тургенева, в сб.: Рус. речь, новая сер., [в.] 2, Л., 1928; Томашевский Б., Ритм прозы (по «Пиковой даме»), в его кн.: О стихе, Л., 1929; Штокмар М. П., Ритмич. проза в «Островитянах» Лескова, в сб.: Ars poetica, 2, М., 1928; Жирмунский В. М., О ритмич. прозе, «Рус. лит-ра», 1966, № 4; Saintsbury G., History of English prosa rhythm, L., 1922; Novotny F., Etat actuel des études sur le rythme de la prose latine, Lwow, 1929; Skimina S., État actuel des études sur le rythme de la prose grecque, Cracovie, 1937; Baum P. F., The other harmony of prose, [Durham], 1952.

М. Л. Гаспаров.