302
РИ́ТМИКА (от греч. ῥυθμικός — размеренный, стройный) — 1) Отдел поэтики, изучающий ритмич. формы худож. речи. Первоначально Р. не отграничивалась от метрики и преим. занималась расчленением ритмич. периодов на стопы с привлечением арсенала антич. метрики. В нач. 20 в. намечается отход от нормативных метрич. теорий. В России пионером собственно Р. был А. Белый, противопоставивший реальный ритмич. рисунок стиха его метрич. схеме. В зап.-европ. поэтике против абстрактно-метрич. подхода выступили сторонники «акустического метода» или «слуховой филологии» (объективно-акустич. метод — П. Верье, Э. Ландри; субъективно-акустический — Э. Зиверс, Ф. Саран). Выдвинув понятие стиха как особым образом организов. речи, школа «слуховой филологии» расширила понятие ритма, оторвав его от узкой области акцентных отношений и поставив в связь с многообразными фонетич. факторами. Но, обращаясь к звучащему стиху, Зиверс и его последователи вычленяли из целостного звукового строя к.-л. отд. акустич. элемент и подвергали его изолиров. изучению и осмыслению, сближая ритм стиха с чисто муз. построением. Муз.-ритмич. тенденции имеются и в совр. Р.: «тактометр» А. П. Квятковского, теория временны́х компенсаций С. В. Шервинского.
В противовес им в работах 20—30-х гг. Б. В. Томашевского и Ю. Н. Тынянова отстаивается принцип внутр. связи ритма стиха с языком. Стиховедч. работы Л. И. Тимофеева направлены на истолкование содержательности ритмич. форм.
В Р. конца 50-х и 60-х гг. широко применяется математич. метод. Развивая опыты Б. В. Томашевского, Г. А. Шенгели и др., А. Н. Колмогоров и его ученики предприняли статистич. анализ употребления различных ритмич. форм в сравнении с теоретич. показателями их «случайного» возникновения в речи. На основе такой методики удалось сделать интересные наблюдения в области традиц. размеров и особенно в области новых метрич. систем: дольника и тонич. стиха.
Учитывая повторяемость различных ритмообразующих элементов, средние статистич. характеристики в сочетании
303
с данными о средних отклонениях от них дают ценный материал для выяснения общих тенденций ритмич. эволюции стиха в разных нац. лит-рах. Особой методики исследования требует целостное изучение ритмич. структуры отд. худож. произведения, в глубинах к-рого общие тенденции и повторяющиеся закономерности предстают в качественно новом синтезе как устойчивая основа существования индивидуально-неповторимого поэтич. организма. Ритмич. формы худож. речи должны быть осознаны в их целостной содержательности и особой конструктивности. См. Метрика, Ритм, Стиховедение.
2) Своеобразный ритмич. строй стихов к.-л. поэта, напр. ритмика А. С. Пушкина, ритмика В. В. Маяковского.
Лит.: Белый А., Символизм, М., 1910; Брюсов В. Я., Основы стиховедения, 2 изд., М., 1924; Тынянов Ю. Н., Проблема стихотв. языка, М., 1965; Квятковский А., Тактометр, в сб.: Бизнес, [М., 1929]; Томашевский Б. В., О стихе, Л., 1929; Бонди С. М., Тредиаковский, Ломоносов, Сумароков, [Вступ. ст.], в кн.: Тредиаковский В. К., Стихотворения, М., 1935; Тимофеев Л. И., Очерки теории и истории рус. стиха, М., 1958; Томашевский Б. В., Стих и язык, М. — Л., 1959; Колмогоров А. Н., К изучению ритмики Маяковского, «ВЯ», 1963, № 4; Шенгели Г. А., Техника стиха, М., 1960; Холшевников В. Е., Основы стиховедения, Л., 1962; Тимофеев Л. И., Гиршман М. М., Подготовка коллективной истории рус. стиха, «ВЛ», 1968, № 12; Теория стиха, Л., 1968; Тарановски К., Осн. задачи статистич. изучения слав. стиха, в кн.: Poetics. Poetika. Поэтика, Warsz., 1966.
М. М. Гиршман.