- 297 -
РИТМ (от греч. ῥυθμός — мерность, стройность в движении) — а) в общем искусствоведении — закономерная периодич. повторяемость подобных явлений, сменяющих друг друга во времени или в пространстве
- 298 -
(Р. в музыке, Р. в архитектуре, а также Р. в стихе); б) в литературоведении Р. называют (обычно без четкого терминологического осмысления) упорядоченную последовательность элементов произведения на всех уровнях его структуры: ср. «ритм повествования», т. е. чередование более подробно и менее подробно изложенных отрезков действия, «ритм образного строя» (С. М. Бонди), т. е. чередование более или менее образно насыщенных отрезков текста и т. п.; в) в стиховедении — канонизованная периодическая повторяемость соизмеримых речевых отрезков. Единицами соизмеримости обычно являются слоги, слова и (или) синтагмы (мельчайшие интонационные единицы; см. Интонация). Из ряда возможных для данного языка единиц соизмеримости обычно одна используется в данной поэтич. системе как обязательная, а остальные — факультативно. В этом смысле принято говорить о «канонизованном», т. е. обязательном и общепринятом приеме в данной поэтич. системе (так, в стихах Овидия метрич. принцип стихосложения является канонизованным поэтич. приемом, а спорадически появляющаяся рифма — неканонизованным, или факультативным). Поэтич. произв., построенное в формальном отношении только на канонизованных или только на факультативных приемах, невозможно; оно всегда предполагает органич. сплав тех и других, хотя в разные эпохи и у разных поэтов их соотношение различно. В большинстве поэтич. систем Р. выступает не только как канонизованный прием, но и служит доминантой данной системы, т. е. является главным минимальным признаком, конституирующим поэтич. речь. Повторение однотипных элементов — один из основных признаков, характеризующих поэтическую речь, независимо от конкретного языка (ср. Аллитерация, Рифма, Слово в поэтич. речи, Фоника). Р. — более сложное явление. Он образуется взаимодействием трех факторов: языковой основы, метрич. формы и структурной поэтич. организации стихоряда (стихотворные строки).
Языковая основа Р. — это те возможности для упорядочения, к-рые предоставляет данный язык. «Искусственно ориентировать внимание при „ритмизации речи“ можно на весьма различных явлениях: на долготе звука, на высоте основного тона, на экспираторном ударении и т. д.» (Томашевский Б. В., О стихе, 1929, с. 259). С этой т. з. можно дать лингвистич. классификации видов Р. Напр., по А. В. де Грооту, стих может быть: силлабический (японский, французский), опирающийся на счет слогов; периодический, в частности: 1) количественный (древнеинд., греч., классич. латинский: см. Квантитативное стихосложение, Метрическое стихосложение), опирающийся на различие долготы и краткости слогов; 2) акцентный (рус., англ., нем., итальянский), опирающийся на различие позиции и силы словесного ударения; 3) словесный (древнерим. «сатурнинский»), опирающийся на счет словесных ударений. Существуют и др. подобные классификации (см., напр., «О чешском стихе...» Р. Якобсона). В языках с фиксированным ударением (французский, польский) обычно в качестве языковой основы Р. выступает слоговое членение (силлабич. стих); соотношение слога и фонетич. слова (акцентная структура слова) для поэтич. системы в этом случае, как правило, не существенно. В языках с подвижным ударением (типа русского) для ритмич. организации стиха важно именно соотношение слогового и словесного членения или, точнее, слогового и членения на фонетич. такты, к-рые могут совпадать и со словом, и с синтагмой (акцентный стих разного рода).
Метрическая форма. Метр или размер (см. Размер стихотворный) — это «норма, определяющая
- 299 -
ритмическое задание...» (Томашевский Б. В., Русское стихосложение, 1923, с. 11), т. е. различные фиксированные способы чередования маркированных и немаркированных (ударных и безударных, долгих и кратких) слогов. Метр отнюдь не определяет полностью Р. конкретного стихотворения, т. к. вступает в сложные взаимоотношения с языковой основой. Благодаря этому возникают отступления от жесткой метрич. схемы. В строке И. Сельвинского «я человеконенавистник», представляющей собой четырехстопный ямб, лишь одно из четырех метрич. ударений совпадает со словесным ударением (или два, если считать и второстепенное ударение на четвертом слоге). С др. стороны, возможны т. н. внеметрические ударения: классич. пример — ямбич. строка из «Полтавы» А. Пушкина «Швед, русский колет, рубит, режет», начинающаяся с внеметрич. ударения. Т. о., метр — это идеальная схема чередований маркированных и немаркированных слогов, в то время как Р. — реальное многообразие распределения ударений в стихе, ограниченное метром, но координированное также и с акцентными особенностями семантического «наполнения» стихотв. строки — слов того или иного конкретного языка. Каждый вид такой координации метра с языковым материалом, встречающийся в данной поэтич. системе в тот или иной период, называется ритмич. формой или ритмич. вариацией. Обычно из всего многообразия ритмич. форм, возможных в рамках данного метра, поэты определ. эпохи или направления пользуются лишь огранич. кругом предпочитаемых вариаций; это дополнит. ограничение иногда называют «ритмическим импульсом» (Б. В. Томашевский) или «ритмической тенденцией» (К. Тарановский). Отмеченная «двусторонность» Р. нередко рассматривается как борьба двух противоположных начал. По А. Белому, Р. есть необходимое отступление от метра. Развивая эту мысль, В. М. Жирмунский писал (в работе 20-х гг.): «...стихотворный ритм всегда является компромиссной формой, возникающей в результате сопротивления материала законам художественной композиции» («Введение в метрику», 1925, с. 18). Неоправданность такого понимания показал Б. В. Томашевский: «...Нельзя говорить о сопротивлении материала в специфически деформированной речи, где самые приемы деформации и являются эстетически валентными... Метрические нормы являются нормами специфически языковыми, ...представляют собой организацию языковых возможностей, а не чего-нибудь иного... Метр есть... организующий принцип, считающийся со всеми речевыми возможностями» («О стихе», с. 49). Это положение о безусловной содержательности стихотв. формы, не мыслимой вне ее эстетич. функции, является методологич. основой, объединяющей всех сов. стиховедов.
Структурная организация стихоряда. Стиховая строка (стихоряд или стих) не простая сумма стоп, что позволяет ряду авторов (Ю. Н. Тынянов, Б. В. Томашевский и др.) видеть осн. единицу организации поэтич. речи именно в стихоряде. В рус. поэтич. системе стихоряд, как правило, является одновременно акцентуационным, интонационным, синтаксическим и семантич. единством. (Об интонационном единстве стихоряда см. Мелодика стиха, Интонационно-синтаксическая организация стиха). Под синтаксич. единством понимается типичная для стихоряда синтаксич. завершенность (нарушения к-рой обычно значимы и служат целям семантич. выделения слова: «Но ныне... памятник унылый/ Забыт...», — А. Пушкин). О. Бриком было введено понятие «ритмико-синтаксических фигур», т. е. устойчивых синтаксич. образований, неразрывно связанных с определ. Р. Так, в рус. четырехстопном ямбе строка, состоящая из существительного в родительном падеже и двух существительных, соединенных
- 300 -
союзом и, часто располагается в последовательности: «Стихов гармония и сила». Семантич. единство стихоряда детально было изучено Ю. Н. Тыняновым. Акцентуационный фактор (соотнесенность стихоряда с более элементарными формами организации ударений — словами и синтагмами) является в классическом — силлаботоническом — рус. стихе доминирующим: акцентно-ритмич. структура может подчинять себе и деформировать структуру семантич., интонационную, синтаксическую; стихоряд может быть незаконченным семантически, интонационно, синтаксически (см. Enjambement), но ритмически он всегда организован определенно, образует законч. акцентно-ритмич. структуру.
Динамика развития Р. в рус. стихе очень сложна. Важно отметить два направления его развития: 1) эволюция употребительности метрич. форм. Так, для рус. стиха 20 в. характерен переход от классич. размеров к дольникам, тактовикам, акцентному стиху, а затем и к неметрическим формам, в частности т. н. свободному стиху. Эта эволюция предполагает ряд т. н. переходных метрич. форм, т. е. таких конструкций стихотв. размера, в к-рых налицо нек-рое количество нарушений к.-л. из признаков данного стихового вида, — нарушений, имеющих стилистич. характер; 2) эволюция ритмич. организации стихоряда. В нек-рые эпохи развития рус. поэзии, даже при тождестве метрич. форм, определенные виды реализации метрич. схем в конкретном языковом материале, т. е. различные виды соотношения метрич. схемы и реальных словесных ударений (определенные ритмические формы), оказываются непригодными, нежелательными. Так, в четырехстопном ямбе нач. 19 в. были возможны ритмич. формы типа: «Навис покров угрюмой нощи» (
 |
 |
| |
 |
| |
 |
| |
 |
| |
) или «Мой дядя самых честных правил» ( |
 |
| |
 |
| |
 |
| |
 |
| |
), но совершенно немыслима приведенная выше строка Сельвинского ( |
( |
)| |
( |
)| |
( |
)| |
 |
| |
). Эта возможность или невозможность, желательность или нежелательность исторически обусловлена, изменчива и отражается в статистических характеристиках преобладающих ритмических форм (в последнее время подобные исследования широко производились М. Л. Гаспаровым, П. А. Рудневым и школой А. Н. Колмогорова).
Между Р. и стилистикой нет однозначного соответствия. Здесь целесообразно говорить об экспрессивных ореолах, жанровых тяготениях стихотв. размеров, о выразит. эффектах, возникающих при их чередованиях в полиметрич. композициях, о возможности выделения ритмико-экспрессивных типов стиха в границах данного метра, наконец, о ритмич. сигналах смыслового (стилистического) выделения (К. Тарановский, П. А. Руднев).
Природа Р. понимается по-разному. Можно выделить 4 осн. подхода. «Скандовочная» теория отождествляет все проблемы Р. с возможностью скандовки стиха (см. Скандирование) по определ. метрич. нормам. «Музыкальная» теория, исходящая из предположения, что природа стихотв. Р. та же, что природа муз. Р.; в сов. стиховедении представлена работами А. Квятковского и И. Сельвинского, пытавшихся распространить на более широкий материал нек-рые справедливые наблюдения над неклассическими метрич. формами рус. стиха. «Акустическая» теория сводит проблему Р. к экспериментально-фонетич. исследованию потока стихотв. речи. «Психологическая» теория идет еще от работ П. Верье по франц. и англ. стиху. Согласно ей, «время в стихотворном языке есть время ожидания» (Wellek R. and Warren A., Theory of literature, N. Y., 1949, p. 171). В сов. науке наиболее аргументиров. защиту такого подхода можно найти у Б. В. Томашевского, определявшего Р. как «воспринимаемый нами порядок распределения количественных элементов звучания...» («Русское стихосложение», с. 10). В качестве категории, промежуточной между метром и Р., Томашевский
- 301 -
вводит понятие «ритмического импульса», под к-рым он понимает «общее впечатление ритмической системы стиха, создающееся на основе восприятия более или менее большого ряда стихов воспринимаемого стихотворения» (там же, с. 66). В классич. зап.-европ. поэтике к этому понятию близко понятие «ритмического сигнала» и «маркированного времени» (П. Верье). Т. о., различные стихотворения м. б. объединены общей метрич. схемой; каждый стихоряд получает собственное ритмич. развертывание; но есть общая всем стихорядам данного стихотворения (а иногда и разным стихотворениям) ритмич. тенденция или ритмич. импульс. Важно подчеркнуть, что стихотв. Р., как и Р. вообще, есть всегда единство при условии многообразия, т. е. предполагает не полное тождество, а известное варьирование организации последовательных единиц (стихорядов). «Ритмический закон должен повторяться неопределенно — чтобы во впечатлении создалась „складка“, ожидание повтора, „узнание“ в каждый новый момент возвращающейся закономерности» (Томашевский Б. В., О стихе, с. 259). Именно такой психологич. подход лежит в основе стиховедч. работ группы А. Н. Колмогорова.
Р. связан тесными узами с др. канонизованными признаками стиха — аллитерацией (в тюрк. и древнегерманском стихе), рифмой (в большинстве совр. европ. поэтик, в т. ч. русской) и т. д. Эволюция типов рифмы и появление неточных рифм, в частности, связаны с эволюцией ритмич. и метрич. форм и с изменением относит. значимости различных факторов единства стихоряда. См. также Рифма.
Ритм прозы очень мало изучен; единой и определенной его трактовки пока нет. Вполне очевидно, что его специфич. качества не могут быть истолкованы с помощью характеристик, применимых к стиховому Р. В прозе нет ни акцентированной равномерности речевого членения, ни последовательно проведенного принципа повтора, к-рый охватывает и сопоставляет все элементы стиховой структуры. Интонац.-синтаксич. параллели и др. виды повторов могут присутствовать в худож. прозе, но не как норма, а как более или менее явная тенденция, причем разные виды повторов беспрерывно сменяют друг друга на протяжении одного и того же текста. Т. о., в прозе на всех уровнях торжествует непрерывная переменность. Она — и в расположении ударных и безударных слогов, и в протяженности фраз и синтагм, и во всех др. ритмико-синтаксич. и звуковых соотношениях.
Но с др. стороны, и эмпирич. наблюдения, и многочисл. высказывания писателей-прозаиков и, наконец, статистич. анализ филологов (работы Б. В. Томашевского, Е. Г. Кагарова, С. П. Боброва и др.) обнаруживают структурную своеобычность худож. прозы и, в частности, ее ритмич. отличия от научной, деловой, разговорной речи.
Это свидетельствует, что худож.-прозаич. речь не может быть растворена среди др. речевых разновидностей, и бытующее порой противопоставление «ритмичного» стиха и «неритмичной» прозы должно быть заменено изучением двух качественно своеобразных систем ритмически организованной худож. речи.
Стиховой и прозаич. ритм могут взаимодействовать друг с другом, что приводит к возникновению разнообразных гибридных форм (см. Ритмическая проза, Свободный стих, Стихотворение в прозе); нек-рые исследователи в этих случаях говорят о ритмоидах. См. также Ритмика.
Лит.: Зелинский Ф., Ритм худож. речи и его психологич. основания, «Вестник психологии», 1906, № 2 и 4; Недоброво Н. В., Ритм, метр и их взаимоотношение, «Труды и дни», 1912, № 2; Бюхер К., Работа и ритм, пер. с нем., М., 1923; Томашевский Б. В., Рус. стихосложение. Метрика, П., 1923; его же, О стихе. Статьи, Л., 1929; его
- 302 -
же, Стих и язык, М. — Л., 1959; Якобсон Р., О чешском стихе преим. в сопоставлении с русским, [Прага], 1923; Пещковский А. М., Стихи и проза с лингвистич. точки зрения, в его кн.: Сб. статей, Л. — М., 1925; Тынянов Ю. Н., Проблема стихотв. языка, М., 1965; Жирмунский В. М., Введение в метрику. Теория стиха, Л., 1925; его же, Стихосложение Маяковского, «Рус. лит-ра», 1964, № 4; Брик О. М., Ритм и синтаксис, «Новый ЛЕФ», 1927, № 3—6; Тимофеев Л. И., Очерки теории и истории рус. стиха, М., 1958; Голенищев-Кутузов И. Н., Словораздел в рус. стихосложении, «ВЯ», 1959, № 4; Холшевников В. Е., Основы стиховедения. Рус. стихосложение, Л., 1962; Колмогоров А. Н., К изучению ритмики Маяковского, «ВЯ», 1963, № 4; Янакиев М., Некоторые перспективы точного сравнит. изучения стиха в слав. языках, «Славянска филология», т. 4, София, 1963; Кожинов В. В., Худож. речь как форма иск-ва слова, в кн.: Теория лит-ры. Осн. проблемы в историч. освещении, [т. 3], М., 1965; Гиршман М. М., Стихотворная речь, там же; Жовтис А., Границы свободного стиха, «ВЛ», 1966, № 5; Тарлинская М. Г., Акцентные особенности англ. силлабо-тонического стиха, «В Я», 1967, № 3; Руднев П. А., О некоторых проблемах совр. сов. стиховедения, в кн.: Вопросы романо-германского языкознания, Коломна, 1966; его же, К проблеме «метр и смысл», в кн.: Блоковский сборник, т. 2, Тарту, 1969; Гаспаров М. Л., Рус. трехударный дольник 20 в., в сб.: Теория стиха, Л., 1968; Бухштаб Б. Я., О структуре рус. классич. стиха, в кн.: Труды по знаковым системам, [кн.] 4, Тарту, 1969; Лотман Ю. М., Структура худож. текста, М., 1970; Skwarczyńska S., Wstęp do nauki o literaturze, t. 2, Warsz., 1954; Wellek R., Warren A., Theory of literature, N. Y., 1956; Groot A. W. de, Phonetics in its relation to aesthetics, в кн.: Manual of phonetics, Amst., 1957; Inbegaun B., La versification russe, P., 1958; Lotz J., Metric typology, в кн.: Style in language, N. Y., 1960; Тарановский К., О взаимоотношении стихового ритма и тематики, в кн.: American Contributions to the Fifth International Congress of Slawists, The Hague, 1963; его же, Руски дводелни ритмови, т. 1—2, Београд, 1963; Chatman S., A theory of meter, L., 1965; Янакиев М., Българско стихознание, с, 1966.
А. А. Леонтьев, М. М. Гиршман (ритм прозы).