Эрман В. Г. «Ригведа» // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. — М.: Сов. энцикл., 1962—1978.

Т. 6: Присказка — «Советская Россия». — 1971. — С. 280—281.

http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke6/ke6-2804.htm

- 280 -

«РИГВЕ́ДА» («Книга гимнов») — собрание религ. гимнов, возникших в среде родовых жрецов арийских племен в эпоху переселения ариев в Индию. Первый лит. памятник инд. лит-ры; наиболее древняя и значительная из четырех вед (см. Ведическая литература). Окончат. оформление «Р.» относят к 10 в. до н. э., но нек-рые гимны восходят, очевидно, к сер. 2-го тысячелетия до н. э. «Р.» включает 1028 гимнов, составляющих

- 281 -

10 книг или «Циклов» (т. н. мандала), древнейшими из к-рых являются кн. 2—7, т. н. «родовые» — авторство каждой приписывается определ. жреческому роду (индивидуальное авторство гимнов «Р.» не определяется); позднее других сложилась 10-я кн.

Гимны «Р.» — преим. молитвенные обращения к богам арийских племен. Гл. место в пантеоне «Р.» занимает Индра, воинственный бог-громовержец, помогающий ариям в их войнах с аборигенами Индии. Следующие по значению божества «Р.» — Агни, бог огня и домашнего очага, и Сома — олицетворение ритуального напитка, приготовляемого из сока одноим. растения; гимны Соме составляют 9-ю кн. «Р.» Божества, воспеваемые в «Р.», олицетворяют явления природы (Сурья — солнце, Ваю — ветер, Ушас — заря и т. д.); образы их отражают иногда очень ранние стадии мифотворчества. Древнейшие представители отражаются в демонологии «Р.», в гимнах, свидетельствующих о поклонении рекам, растениям, животным, духам природы.

Часть гимнов «Р.» не связана непосредственно с ритуальными целями, ради к-рых был составлен сб. в целом. Космогонич. гимны (преим. в 10-й кн.) свидетельствуют о начале развития филос. мысли в Индии. Около 20 гимнов «Р.» имеют форму диалога, в них усматривают зачатки драматич. лит-ры. Ряд гимнов содержит ценный историч. материал: о жизни арийских племен Пятиречья и др. «Р.» возникла как плод длит. традиции проф. поэтич. творчества. Текст ее свидетельствует о высокой культуре стихосложения, о развитой системе выразит. средств поэтич. языка. Мн. гимны обладают высокими худож. достоинствами (гимны Ушас, космогонич. «Гимн творения» и др.). «Р.» ценна для изучения древнейшей мифологии. В сер. 19 в. исследование «Р.» в Европе послужило развитию сравнит. мифологии (М. Мюллер, Р. Рот и др.). Более всего параллелей мифология «Р.» находит в «Авесте»; общее происхождение усматривают у ряда образов ведич. и греч. пантеона (Дьяус-Зевс, Ушас-Эос, гандхарва-кентавр) так же, как в мифах других индоевроп. народов.

«Гимны Ригведы» (Лондон, 1877)

«Гимны Ригведы» (Лондон, 1877).

Издания: Die Hymnen des Rigveda, [Hrsg.] Th. Aufrecht, 3 Aufl., Bd 1—2, B., 1955; Rig-Veda-Samhitâ, ed. F. M. Müller, v. 1—4, 2 ed., L., 1890—92.

Переводы: Из области ведийской поэзии. Гимны. Пер. с санскр. Б. Ларина, «Восток», 1924, кн. 4; Der Rig-Veda. Aus dem Sanscrit ins Deutsche. Übersetzung von K. F. Geldner, Tl 1—4, Camb. — L. — Lpz., 1951—57; Rigveda-samhita. Transl. by Vallathol, v. 1—3, Travancore, 1955—57.

Лит.: Macdonnel A., Vedic mythology, Stras., 1897; Oldenberg H., Die Religion des Veda, B., 1894; Sieg E., Die Sagenstoffe des Rigveda..., Stuttg., 1902; Kaegi A., Der Rigveda, 2 Aufl., Lpz., 1881; Renou L., Bibliographie védique, P., 1931; Dandekar R. N., Vedic bibliography, Bombay, 1946.

В. Г. Эрман.