262
РЕ́СКИН, Раскин (Ruskin), Джон (8.II.1819, Лондон, — 20.I.1900, Конистон, Сев. Ланкашир) — англ. писатель, историк, искусствовед, публицист. Род. в семье шотландца, богатого виноторговца, воспитывавшего сына в строго религ. духе. Слушал курсы лекций в Королев. колледже, обучался живописи. Окончил Оксфордский ун-т. В книгах «Современные художники» («Modern painters», v. 1—5, 1843—60), «Семь светильников архитектуры» («The seven lamps of architecture», 1849), «Камни Венеции» («The stones of Venice», 1851—53) Р. утверждал, что зодчество и иск-во вообще являются выражением нац. духа, а также религии
263
и морали. Романтич. протест Р. против капиталистич. действительности, враждебной иск-ву и красоте, преклонение перед ср.-век. культурой и иск-вом в ущерб Возрождению стали основой эстетич. программы прерафаэлитов, к-рых Р. поддерживал (кн. «Прерафаэлитизм» — «Pre-Raphaelitism», 1851), и хотя впоследствии разошелся с ними, идеал его обращен к прошлому, к добурж. обществ. формам, ср.-век. ремесленным гильдиям: «Политическая экономия искусства» («The political economy of art», 1857, 2 расшир. изд. «Радость навеки» — «A joy for ever», 1880), «Два пути» («The two paths») и др. Общим проблемам культуры посвящена кн. Р. «Сезам и Лилии» («Sesame and Lilies», 1865, расшир. изд. 1871), греч. мифологии — «Королева эфира» («The Queen of air», 1869). Свои утопич. взгляды Р. изложил в соч.: «Времена и течения» («Time and tide», 1867), «Письма к рабочим и труженикам Великобритании» («Fors clavigera, letters to the workmen and labourers of Great Britain», 1871—86).
Портрет работы Дж. Э. Миллеса.
Высоко оценив критику бездушия бурж. отношений у Ч. Диккенса, Р. упрекал его, однако, в неправдоподобии (ст. «Безобразная и прекрасная беллетристика» — «Fiction foul and fair», 1880). Мемуары Р. «Прошлое» («Praeterita», 1886—1900) остались незаконченными. Ранние соч. Р. отличались изысканностью слога; позднее, обращаясь к читателям из народа, Р. заботился о простоте, ясности, доступности языка. В России к Р. относился с интересом Л. Н. Толстой.
Замок в долине Тун. Акварель Дж. Рескина.
Соч.: Works, v. 1—39, L., 1902—12; в рус. пер. — Соч., серия 1, кн. 1—10, М., 1900—04; серия 2, кн. 1, М., 1905; Избр. мысли, в. 1—3, М., 1899—1904.
Лит.: Бунзен М., Рёскин, его жизнь и деятельность, СПБ, 1904; Никифоров Л. П., Джон Рёскин. Его жизнь, идеи и деятельность, М., 1896; История англ. лит-ры, т. 3, М., 1958; Rossetti W. M., Ruskin, Rossetti and pre-raphaelitism, L., 1899; Grow G., Ruskin, L., 1936; Livingstone
264
R. W., Ruskin, L., 1946; Léon D., Ruskin. The Great Victorian, L., 1949; Evans J., J. Ruskin, L., 1954; Quennell P., J. Ruskin, L., 1956; Rosenberg J. D., The darkening glass. A portrait of Ruskin’s genius, N. Y. — L., 1961; Bell Q., Ruskin, Edin. — L., 1963; Stein R. B., John Ruskin and aesthetic thought in America. 1840—1900, Camb. (Mass.), 1967.
М. А. Нерсесова.