260

РЕНЬЕ́ (Régnier), Матюрен (21.XII.1573, Шартр, — 22.X.1613, Руан) — франц. поэт. Племянник Ф. Депорта, воспитанный в его доме в атмосфере лит. и худож. интересов. Выбрав духовную карьеру и будучи секретарем ряда влиятельных особ, Р., тем не менее, вел рассеянный образ жизни, сочинял стихи весьма легкомысленного содержания. Более 10 лет прожил в Италии. Мелкие стихи Р. в модном для эпохи гривуазном жанре впервые напечатаны в коллективном сб. «Сатирический кабинет» («Cabinet satyrique», 1618), куда вошли также стихи Ф. Мейнара, Сигоня и др.

Ренье. Гравюра Ингуфа

Ренье. Гравюра Ингуфа.

Р. — один из крупнейших сатириков нач. 17 в., продолживший традиции Ф. Рабле и К. Маро, широко вобравший опыт «Плеяды» и уроки Ф. Малерба. В ранних сатирах (1596—98) он еще не достигает идейной четкости и композиционной уравновешенности своего зрелого творчества, отмеченного классицист. устремлениями. Гл. его соч. — «Сатиры» («Satyres») опубл. в 1608, затем переизд. с дополнениями

261

и поправками (1609, 1612, 1613). Часть сатир изд. посмертно. В лучших сатирах (VIII, X, XI, XIII, XIV, XV, XVIII) дана разносторонняя картина жизни французского общества на рубеже 16 и 17 вв.; поэт показывает растущее значение денег, всеобщую погоню за ними. На этом фоне он рисует индивидуализированные портреты дворянина, бездомного поэта, финансиста, куртизанки и др. Бытовой элемент и точные социальные характеристики сочетаются у Р. с филос. и морально-этич. обобщениями. «Сатиры» оказали влияние на развитие этого жанра в лит-ре классицизма (Н. Буало, Ж. Лафонтен) и на драматургию (Мольер).

Соч.: Œuvres complètes, P., 1958; в рус. пер., в кн: Поэты франц. Возрождения, Л., 1938.

Лит.: Виппер Ю. Б., Формирование классицизма во франц. поэзии нач. 17 в., М., 1967; История франц. лит-ры, т. 1, М. — Л., 1946, с. 359—60; Vianey J., M. Régnier, P., 1896; Cherrier H., Bibliographie et iconographie des œuvres de M. Régnier, P., 1885.

А. Д. Михайлов.