243

РЕ́ЙСНЕР, Лариса Михайловна (1.V.1895, Люблин, — 9.II.1926, Москва) — рус. сов. писательница. Отец Р. — профессор права Томского ун-та. В 1903 семья выехала за границу и здесь близко сошлась с рус. политич. эмиграцией; по возвращении в 1905 поселилась в Петербурге. В 1913 Р. опубл. в альм. «Шиповник»

244

пьесу «Атлантида», написанную под влиянием драматургии Л. Андреева. Выступала как публицист и критик в журн. «Рудин», к-рый издавала в 1915—16 совм. с отцом; впоследствии — в журн. «Летопись» и газ. «Новая жизнь». В начале гражд. войны Р. уезжает на Вост. фронт. Об увиденном и пережитом в эти годы она рассказала в очерках, собранных позднее в кн. «Фронт» (1924), одной из первых книг о гражд. войне. Р. влюблена в окружающий её мир мужественных и сильных людей, мир действия, самоотверженности. Отсюда патетич. лексика и, порою, «возбужденная» образность книги.

Л. М. Рейснер

В 1921 Р. уезжает с первым сов. посольством в Афганистан. Ее кн. «Афганистан» (1925) знакомит с бытом, природой, историей страны, передает необычность красок Востока. Кн. «Гамбург на баррикадах» (отд. изд. 1925) появилась после поездки в Гамбург. Пылкое чувство, с каким написана книга, сочетается с трезвым анализом уроков восстания. Р. создает портреты баррикадных бойцов, но видит многоликость мещанства и его опасность. Эта тема сильно звучит в очерковых циклах «Берлин в 1923 году» (1925) и «В стране Гинденбурга» (1926).

В очерках, собранных в кн. «Уголь, железо и живые люди» (1925), Р. переходит от зарисовок быта и нравов уральской глуши или донецких шахт к страницам, насыщенным экономикой, фактами, деловыми соображениями. Рабочие отдают на дело восстановления х-ва все, что могут, но за собою они должны оставить «право широчайшей критики». Она пишет об энтузиазме рабочих, но напоминает, что энтузиазмом нельзя искупить нерадивость или бездарность хозяйственников. Р. не уходила от сложностей и противоречий окружающего мира, она во многом предугадала пути развития сов. очерка. Последний период ее творчества отмечен поисками нового в худож. стиле. Цикл «Декабристы» (1926) уже свободен от излишних лит. ассоциаций, от изысканности иных образов. Меняется и словарь, из к-рого окончательно уходит фразеология модернист. журналов и кружков, но остаются энергия, приподнятость, разящая сила стиля Р. Умерла от тифа в Москве.

Соч.: Собр. соч., т. 1—2, М., 1928; Избранное. [Вступ. ст. И. Крамова], М., 1965; Письма Ларисы Рейснер, «Новый мир», 1963, № 10; [Автобиография], в кн.: Сов. писатели. Автобиографии, т. 3, М., 1966.

Лит.: Кольцов М., Милый спутник, «Тридцать дней», 1926, № 3; Инбер В., Лариса Рейснер, «Кр. новь», 1927, № 2; Оксенов Инн., Лариса Рейснер, «Звезда», 1928, № 3; Сейфуллина Л., Лариса Рейснер, в ее кн.: Избр. произв., т. 1, М., 1958; Крамов И., Лариса Рейснер, в его кн.: Литературные портреты, М., 1962; его же, Утренний ветер. Повесть, М., 1968; Лариса Рейснер в воспоминаниях современников, М., 1969.

И. Крамов.