241

РЕ́ЙМОНТ (Reymont), Владислав Станислав (7.V.1867, с. Кобеле-Вельке, — 5.XII.1925, Варшава) — польский писатель. Сын сел. органиста. Закончил неск. классов церк.-приходской школы. Странствовал с бродячей труппой, был ж.-д. служащим. Позднее жил во Франции, Италии, США. Дебютировал в 1893. Известен его репортаж «Паломничество к Ясной горе» («Pielgrzymka do Jasnej Góry», 1895). Внимательный наблюдатель жизни разных слоев польского общества, Р. сочетал традиции эпич. реализма с элементами натурализма и лирико-импрессионистскими и символистскими тенденциями польской прозы. В новеллистике Р. наибольшую ценность представляют натуралистич. по тону зарисовки сурового деревенского быта: сборники «Встреча» («Spotkanie», 1897), «Перед рассветом» («Przed świtem», 1902), «Из дневника» («Z pamiętnika», 1903), повесть «Справедливо» («Sprawiedliwie», 1899). Обратившись позднее вновь к крест. теме, Р. нарисовал страшную картину опустошений, нанесенных польской деревне войной (сб. «За фронтом» — «Za frontem», 1919). В романах «Комедиантка» («Komedjantka», 1896) и «Ферменты» («Fermenty», 1897) он изобразил нравы провинц. чиновничества и актерской среды, показал тщетность попыток неудовлетворенной личности вырваться из пут мещанского прозябания. Те же мотивы преобладают в повести «Лили» («Lili», 1899) и романе «Мечтатель» («Marzyciel», 1910). Многосюжетный роман «Обетованная земля» («Ziemia obiecana», т. 1—2, 1899) воссоздает быт и закулисные махинации текстильных магнатов Лодзи. Как и в известном рассказе «Однажды» («Pewnego dnia», 1900), наряду с антиурбанистич. тенденцией,

В. С. Реймонт. Портрет работы Я. Мальчевского

Портрет работы Я. Мальчевского.

242

противопоставлением городу-спруту умиротворенной сел. жизни, здесь налицо резкое осуждение законов бурж. мира.

«Рассказы» (Москва, 1953). Заставка А. Тарана

«Рассказы» (Москва, 1953). Заставка А. Тарана.

Вершина творчества Р. — роман «Мужики» («Chłopi», т. 1—4, 1904—09; Нобелевская премия, 1924). На фоне сменяющихся времен года (части романа озаглавлены: «Осень», «Зима», «Весна», «Лето») дана широкая картина сел. жизни: крайние проявления косности и невежества, резкие классовые столкновения, поэтизация крест. самобытности и почти мистич. привязанности крестьянина к земле, нар. обряды, типичные обществ. и психологич. конфликты. В основе сюжета лежит история «преступной» любви деревенской красавицы к своему пасынку, а также борьба крестьян за свои права. Из поздних произв. Р. выделяется историч. трилогия «1794 год» («Rok 1794», 1913—18), посвященная внутриполитич. положению Польши конца 18 в., рисующая образы польских патриотов, участников движения Тадеуша Костюшко.

Соч.: Pisma, t. 1—20, Warsz., 1948—52; Dzieła wybrane, [t. 1—14], Kr., 1955—57; в рус. пер. — Собр. соч., т. 1—12, М., 1911—12; Мужики, т. 1—2, М., 1954; Рассказы, М., 1953; Комедиантка, — Брожение, т. 1—2, Л., 1967.

Лит.: Богомолова Н. А., Владислав Реймонт, в кн.: История польской лит-ры, т. 2, М., 1969; Krzyżanowski J., Wł. St. Reymont, Lw., 1937; Rzeuska M., «Chłopi» Reymonta, Warsz., 1950; Goliński L., Syn ziemi. Rzecz o Wł. St. Reymoncie, Warsz., 1954; Lichański S., «Chlopi» W. S. Reymonta, Warsz., 1969 (есть библ.).

В. В. Витт.