181
РА́СА (санскр., букв. — вкус) — одна из осн. категорий древнеинд. поэтики. Означает возбуждаемое худож. произведением настроение или эстетич. наслаждение, восприятие. Доктрина Р. впервые выдвинута в трактате «Натьяшастра», приписываемом Бхарате, к-рый рассматривает восемь видов Р.: эротич., комич., горестную, гневную, героич., Р. страха, отвращения и удивления. Позднее добавляли еще два вида: умиротворенности и дружелюбия, либо же все расы сводили к одной (обычно эротич. или умиротворенности). Окончательно учение о Р. было сформулировано философом Абхинавагуптой (10—11 вв.) в трактате «Абхинавабхарати», согласно к-рому Р. соотносится с осн. эмоциональными комплексами (стхайибхава), находящимися в подсознании у каждого человека. В обыденной жизни эмоциональные комплексы обнаруживают себя как обычные чувства любви, горя, гнева и т. д., но под влиянием эстетич. объекта, не способного вызывать эгоистич. желания и эмоции, эти комплексы трансформируются в Р., доставляющие только наслаждение. Непременным условием возникновения Р., по теории Абхинавагупты, является невольное отождествление эстетич. субъекта (читателя или зрителя) с эстетич. объектом (героями драмы, поэмы и т. п.), вследствие чего эстетич. объект воспринимается вне связи с конкретными личностями и событиями. Именно поэтому даже горестная Р. доставляет удовольствие, и восприятие
182
трагедии столь же приятно, как и комедии. Осн. средством возбуждения Р. Абхинавагупта признал дхвани — косвенное, а не прямое описание чувства в произведении; единая концепция «дхвани — раса» стала со времени Абхинавагупты кардинальной доктриной ср.-век инд. поэтики.
Лит.: История эстетики. Памятники мировой эстетич. мысли, т. 1, М., 1962; Щербатской Ф. И., Теория поэзии в др. Индии, в кн.: Избр. труды рус. индологов-филологов, М., 1962; Гринцер П. А., Теория эстетич. восприятия («раса») в древнеинд. поэтике, «ВЛ», 1966, № 2; Gnoli R., The aesthetic experience according to Abhinavagupta, Roma, 1956.
П. А. Гринцер.