153
РАЁШНЫЙ СТИХ — нар. стих, в к-ром единственным фонетически организующим началом является членение на строки и рифма (обычно парная) в концах этих строк. Никакой закономерности числа и расположения слогов и ударений в строках нет. Так сложены прибаутки раёшников в театре картинок — райке, к-рый располагался обычно возле балагана и показывал картинки, составлявшие движущуюся ленту. Раёшник передавал содержание картинок, сдабривая его своими прибаутками и скороговорками, часто весьма злободневными. Р. с. употреблялся также в прибаутках балаганных дедов, в выкриках разносчиков, в сценах нар. драм (напр., «Царь Максимилиан»), в подписях под лубочными картинками, напр.: «Случилось носу теплом похвалиться, будто смелость имеет с морозом браниться. Вдруг сделался великий мороз, выскочил против его красный нос. Говорит: я нос красный, а о морозе пропущен слух опасный...» («Похождение о Носе и о сильном Морозе»). Р. с. был употребителен в рус. поэзии 17—18 вв. («Сказание о попе Савве», вирши И. Катырева-Ростовского, И. Наседки, интермедии и интерлюдии петровского времени), но быстро был вытеснен сперва силлабич., а потом силлаботонич. стихом. Позднее Р. с. встречается лишь в отд. стилизациях («Сказка о попе и работнике его Балде» А. С. Пушкина, стихи Д. Бедного и др.). От Р. с. следует отличать рифмованную прозу, напр. С. Кирсанова («высокий раек»), в к-рой рифмы не связаны с концами строк и т. о. являются не организующим, а украшающим элементом текста.
Лит.: Ярхо Б. И., Ритмика т. н. «Романа в стихах» в сб.: Ars poëtica, т. 2, М., 1928; его же, Свободные звуковые формы у Пушкина, там же; Шептаев Л., Русский раешник XVII в., «Уч. зап. ЛГПИ им. Герцена», кафедра рус. лит-ры, 1949, т. 87; Демократическая поэзия XVII века, вступ. ст. В. П. Адриановой-Перетц и Д. С. Лихачева, М. — Л., 1962; Якобсон Р. О., Влияние нар. словесности на Тредиаковского, в его кн.: Selected writings, IV, Slavic epic studies, P., 1966, p. 613—33.
М. Л. Гаспаров.