86

ПУТЕШЕ́СТВИЕ — лит. жанр: 1) описание путешественником (очевидцем) географич., этнографич. и социального облика увиденных им стран, земель, народов и т. д.; мемуары или дневники путешественников; 2) художественный, преим. эпич., жанр, сюжет и композиция к-рого восходят к построению и способам изложения документального П. На формирование худож. жанра П. влияли как путевые записи (рассказы) самих путешественников, т. е. документальные П., так и легенды, возникшие на почве этих рассказов. Вымышленные подробности странствия Одиссея (см. «Одиссея») навеяны нар. преданиями о плавании аргонавтов и о походе греков на Трою. Документальные П., написанные в эпохи, когда проза еще не расчленилась строго на научную и художественную (античность, средневековье, Возрождение), сохранили и познавательную (историко-географич.) ценность, и эстетическую. (Впрочем, и в новое время, включая 20 в., мн. произв. «вояжной» лит-ры — путевые очерки, документально-дневниковые записки и др. — обладают худож. достоинствами.) Примеры: историко-географич. соч. Геродота, Страбона, Плиния Старшего, «Германия» Тацита, а также

87

«Записки о галльской войне» Ю. Цезаря. («Большая» антич. лит-ра, напр. Овидий, Вергилий, вобрала много элементов от «географических» описаний авторов-путешественников.) В средние века — описания странствий купцов и путешественников («Христианская топография вселенной» Космы Индикоплова, 6 в., «Книга» Марко Поло, 1298, «Хождение за три моря» А. Никитина, 15 в.), похождений проповедников христианства («Путешествие Св. Брандана в „землю обетованную“», 6 в., отчеты о миссиях на Восток Плано да Карпини, 13 в., Виллема Рубрука, 13 в.) и паломников в святые места («Хожение Даниила русския земли игумена», 1106—08, обширная лит-ра пилигримов в Святую землю в эпоху крестовых походов, в т. ч. Б. де Монте-Сиона). Сочетание познават. и худож. достоинств свойственно также многочисл. П. в странах Востока: соч. Чжан Цяня, 2 в. до н. э., Сулеймана из Басры, 9 в., аль-Бируни, 10—11 вв., «Промывальни золота и рудники самоцветов» Масуди, 10 в., «Книга путешествия» Насира Хосрова, 11 в., «Развлечение истомленного в странствии по областям» Идриси, 12 в., соч. Ибн аль-Варди, 13 в., Ибн Баттуты, 14 в., Ибн Маджида (лоцмана Васко да Гамы), 16 в. Ср.-век. П. наряду с точными географич. сведениями содержали факты, почерпнутые из религ. книг и легенд. В чисто худож. лит-ре средневековья встречаются отголоски рассказов о далеких путешествиях, а также фантастич. легенд о сказочных странах или загробном мире (исл. и ирл. саги, цикл романов о поисках св. Грааля, «Тысяча и одна ночь»). Мотив странствий, впрочем, издревле распространен во мн. жанрах худож. поэзии и худож. прозы. Как композиц. или сюжетный принцип он встречается у Вергилия и Данте, в эпосе восточных народов, в европ. рыцарских и плутовских романах.

Популярность увлекательных путевых описаний Великих географич. открытий 15—16 вв. (произв. Б. де Лас Касаса; документы плаваний Х. Колумба и Америго Веспуччи; дневник А. Пигафетты, спутника Магеллана; записки Б. Диаша и др.), морских и сухопутных экспедиций 17—18 вв. (путешествия Р. Ла Саля, Дж. Кука, Л. А. де Бугенвиля, Ж. Ф. Лаперуза, В. И. Беринга и др.), пиратских плаваний и авантюр (записи голландца Эксквемелина, создателя пиратского романа, англ. пирата и мореплавателя, друга Д. Дефо — У. Дампира) усилила использование в худож. лит-ре приемов описания документальных П. и формы путевого дневника. Плавание Васко да Гамы в Индию стало сюжетом поэмы Л. Камоэнса «Лузиады». У Ф. Рабле в 4-й кн. «Пантагрюэля» описано путешествие Пантагрюэля и Панурга в полном соответствии с географич. познаниями современников. Философский и социально-утопич. роман 16—17 вв. строится в виде путевых заметок или воспоминаний об удивительных странах («Утопия» Т. Мора, «Новая Атлантида» Ф. Бэкона, утопич. романы Сирано де Бержерака).

В 18 в. в Англии сложился жанр просветит. романа-П., в к-ром сочетались черты авантюрного, философского, психологического и бытописательного романов. И в «Робинзоне Крузо» (1719) Д. Дефо, и в др. романах-П. мотив странствия позволял раскрыть возможности индивида в его взаимодействии с природой. Со временем в просветит. романы-П. широко вводятся изображение совр. общества и его противоречий («Путешествия Гулливера» Дж. Свифта, «Путешествие Гемфри Клинкера» Т. Смоллетта, «Путешествие Нильса Клима под землей» Л. Хольберга, «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева). Под пером сентименталистов роман-П. превращается в дневник, фиксирующий переживания и настроения «сентиментального путешественника» («Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» Л. Стерна, «Путешествие вокруг моей комнаты» Ксавье де Местра, «Письма русского путешественника»

88

Н. М. Карамзина). Композиц.-сюжетный принцип П. использовал также «антикварный» роман конца 18 в., воспроизводивший облик исчезнувших цивилизаций («Путешествие молодого Анахарсиса по Греции» Ж. Ж. Бартелеми, отчасти «Мученики» Ф. Р. Шатобриана).

У писателей-романтиков обращение к теме путешествия и «духовного скитания» героя в вечно сменяющейся обстановке, воспроизведение колоритных нравов дальних стран и непривычной для европейца экзотич. природы выражали романтич. протест против бездушия бурж. цивилизации (поэма «Паломничество Чайльд Гарольда» Дж. Байрона). Романтики разработали жанр лирич. путевого очерка, с его конкретностью описаний, интересом к национально-характерному и эмоциональностью стиля. Осн. черты жанра проявились первоначально в «Американском путешествии» (1791, изд. 1827) Шатобриана.

В 19 в. путевой очерк превратился в емкую лит. форму, в к-рой находят отражение разнообразные грани материального и духовного бытия — лирическое «я» автора (А. Ламартин, «Путешествие на Восток»), красочность юж. природы и мистика вост. религий (путевые записки Т. Готье и Жерара де Нерваля), размышления о нац. облике, об истории и культуре страны, о духе эпохи и зарисовки нравов и типичные бытовые сценки (записки о путешествиях П. Мериме; очерки Стендаля «Рим, Неаполь и Флоренция», «Прогулки по Риму»). Классич. образцом путевого очерка, сочетающим достоинства романтизма и реализма, стало «Путешествие на Гарц» (1826) Г. Гейне, исполненное и чистого лиризма, и сатиры, и публицистичности. Образцы путевого жанра в рус. лит-ре — «Путешествие в Арзрум» А. С. Пушкина, «Фрегат „Паллада“» И. А. Гончарова, «Из кругосветного плавания» К. М. Станюковича, заруб. очерки Ф. М. Достоевского, М. Е. Салтыкова-Щедрина, очерки В. Г. Короленко, зарисовки А. И. Герцена в «Былом и думах», «Остров Сахалин» А. П. Чехова.

В романе-П. 19 в. усиливается приключенч. элемент, шире входит фантастика, навеянная новейшими географич. исследованиями и достижениями науки и техники (романы Жюля Верна). Амер. лит-ра дает неск. образцов «морского» романа (разновидность романа-П.), среди к-рых — романтико-философская аллегория «Моби Дик» Г. Мелвилла. В конце 19 в. неоромантизм оживляет интерес к экзотике дальних стран, к романтике морских приключений, создав многочисл. приключенч. романы-П.: «Остров сокровищ» Р. Стивенсона, романы Г. Р. Хаггарда, Дж. Конрада и др. Из документальных, научно-географич. П. 19 в. особого внимания заслуживают «Путешествие на корабле „Бигл“» Ч. Дарвина, соч. Ф. Нансена, а в России — Н. М. Пржевальского, Н. Н. Миклухо-Маклая и др.

В 20 в. лит-ра о путешествиях обнаруживает необычайное разнообразие тем, жанров, стилей. Возникают новые варианты жанра путевого очерка: путевой репортаж, фельетон, путеводитель и т. д.; в него прочно входит науч. информация; усиливается социальная тематика; акцентируется «лирич. голос» автора. Примеры путевого очерка 20 в: «Путешествие на „Снарке“» Дж. Лондона, «В краю непуганых птиц» и «За волшебным колобком» М. Пришвина, «Мое открытие Америки» В. Маяковского, «Зеленые холмы Африки» Э. Хемингуэя, «Одноэтажная Америка» И. Ильфа и Е. Петрова, заруб. письма К. Чапека, «Ледовая книга» Ю. Смуула, «Уроки Армении» А. Битова, амер и итал. очерки В. Некрасова, «Месяц вверх ногами» Д. Гранина, «Ветка сакуры» В. Овчинникова и др. Основанные на документальных данных повести С. Цвейга о великих мореплавателях, «Южный крест» Ю. Давыдова, «Дерсу Узала» и дальневосточные очерки В. Арсеньева воспевают подвиг первооткрывателей. Общая тяга совр.

89

человека к документальной прозе обусловливает широкую известность документально-очерковых П., написанных географами, этнографами и др. учеными: «Аку-Аку» и «Путешествие на „Кон-Тики“» Т. Хейердала, «За бортом по своей воле» А. Бомбара, «В мире безмолвия» Ж. И. Кусто и Ф. Дюма, «Вокруг света за китами» Б. А. Зенковича, «Себя преодолеть» Ф. Чичестера и др.

Илл. см. на вклейке к стр. 49—50.

Лит.: Магидович И. П., Очерки по истории географич. открытий, 2 изд., М., 1967; Путешествия и географич. открытия в XV—XIX вв., М. — Л., 1965; Елистратова А., Англ. роман эпохи просвещения, М., 1966, гл. 2, 7, 8; Martino P., L’Orient dans la littérature française au XVII et au XVIII siècle, P., 1906; Chinard G., L’Amérique et le rêve exotique dans la littérature française au XVII et au XVIII siècles, P., 1913; Atkinson G., Les relations de voyages du XVII siècle et l’évolution des idées, P., [1924]; Danielli G., La conquista della Terra..., Torino, 1950; Jourda P., L’exotisme dans la littérature française depuis Chateaubriand, t. 2, P., [1956]; Gove R. B., The imaginary voyage in prose fiction, L., 1961.

Е. Ю. Сапрыкина, П. И. Шпагин (П. в 20 в.).