64
ПСЕВДОНИ́М (греч. ψευδώνυμος, от ψευ̃δος — вымысел и ὄνυμα — имя) — выдуманное имя или условный знак, к-рым автор подписывает свое произведение; известен с древности. В одних случаях к П. прибегают для маскировки, иногда даже для сознательной мистификации публики (см. Мистификации литературные). Носитель П. либо скромно прячется за него, оставаясь в неизвестности, либо привлекает внимание к вымышленному лицу и выдает себя за него (лит. маска). Ср.: В. Алов (псевд. Гоголя в «Ганце Кюхельгартене») и Иван Петрович Белкин (А. С. Пушкин в «Повестях Белкина»), Козьма Прутков (бр. Жемчужниковы и А. К. Толстой). Причины сокрытия имени многообразны: избежать репрессий или рогаток цензуры; сословные предрассудки, обществ. положение автора, боязнь неуспеха и др.
В др. случаях П. — замена подлинного имени без стремления спрятаться или надеть определенную «маску»: напр., замена неблагозвучного имени благозвучным П., принятие символического П. и т. п. Здесь П. становится просто лит. именем: А. Белый, М. Горький, Мультатули (лат. multa tuli — «я много перенес»), Ф. Сологуб и пр. Иногда и П.-маска, и П.-мистификация, сделавшись громким именем, «прирастают» к своему носителю навсегда, становятся его лит. именем (таковы П.: Анри Бейля — Стендаль, Авроры Дюдеван — Жорж Санд).
В качестве П. могут употребляться: одни инициалы (псевдоинициалы: P. R. B. — от Pre-Raphaelite Brotherhood — у прерафаэлита Д. Г. Россети); имя, прозвание (на Востоке тахаллус: Навои — мелодичный), одна фамилия, чаще с инициалом (Л. Пантелеев); имя и фамилия (Демьян Бедный). Вымышленные имя личное или инициалы, входящие в состав П., являются обычно его неотъемлемой частью (ср., однако: М. Горький и Алексей Максимович Горький). Иногда в качестве лит. имени входит в употребление соединение подлинной фамилии писателя с его П. (Н. Щедрин и М. Е. Салтыков — М. Е. Салтыков-Щедрин). Подлинное личное имя в известных случаях может рассматриваться как своеобразный П.: Абай, Джамбул, Зульфия, Миртемир. Бывают П., вымышленные наполовину: придуманное имя при реальной фамилии (Константин Симонов — Кирилл Симонов) и наоборот (Анна Ахматова, Саша Черный). Близки к ним П., произведенные от реальных имен авторов: П.-усечения (А. Грин — А. Гриневский), П.-анаграммы (Иван Крылов — Нави Волырк), П.-модификации (Антоша Чехонте). Нередки П.-каламбуры, П.-шутки (Ф. Толстоевский — пародирование претензии на «значительность» П.). Иногда писатель избирает лит. именем фамилию умершего автора (аллонимы: Пабло Неруда, Габриела Мистраль).
По сов. законодательству любой автор имеет право пользоваться П. Раскрытие П. при жизни писателя против его воли считается нарушением лит. этики. К П. можно отнести и вымышленные имена, под к-рыми выведены реальные лица (Кармазинов в «Бесах» Достоевского — И. Тургенев), а также имена, к-рые присваивали авторам лит. противники (Фиглярин у Пушкина — Ф. Булгарин).
65
Лит.: Масанов И. Ф., Словарь псевдонимов рус. писателей, ученых и обществ. деятелей, т. 1—3, М., 1941—49; то же, т. 1—4, М., 1956—60; Масанов И. Ф. и Масанов Ю. И., К истории рус. лит. псевдонима, в кн.: Сов. библиография, в. 2, М., 1934; Дмитриев В. Г., Под вымышленными именами, «Рус. речь», 1969, № 4; Масанов Ю., В мире псевдонимов, анонимов и литературных подделок, М., 1963; Дмитриев В. Г., Скрывшие свое имя. Из истории псевдонимов и анонимов, М., 1970.
Э. Б. Магазаник.