- 967 -
ПРЕРАФАЭЛИ́ТЫ — поэты и художники, представляющие направление в англ. иск-ве и лит-ре, возникшее в 40-х гг. 19 в. Художники Х. Хант, Дж. Э. Милле, художник и поэт Д. Г. Россетти объединились в 1848 в группу «Прерафаэлитское братство» (Pre-Raphaelite Brotherhood), идеалом к-рой были непосредственность чувств и близость к природе итальянских художников дорафаэлевской эпохи. Вершиной изобразительного иск-ва они считали Джотто, С. Боттичелли, а в поэзии ценили Данте и пронизанную религиозными настроениями лирику ср. веков, а также поэзию английских романтиков 19 в. П. Б. Шелли, Дж. Китса, к-рых они воспринимали как мистиков и певцов чистой красоты, А. Теннисона с его ср.-век. сюжетами и темой борьбы духовного и чувств. начал, и особенно Р. Браунинга за его возвеличение дорафаэлевского иск-ва. Эстетич. программа П. связана с влияниями т. н. оксфордского движения в лит-ре (30-е гг. 19 в.), реакц. идеологи к-рого утверждали величие и преимущества римско-католич.
Дж. Э. Милле. Офелия. 1851—52.
- 968 -
религии. «Прерафаэлитское братство» выпустило в 1850 4 номера журн. «The Germ» («Росток»), где печатались критич. статьи и образцы прерафаэлитской лит-ры. Во главе журнала был брат поэта — В. М. Россетти, он же секретарь «Прерафаэлитского братства». Членом «Братства» стала поэтесса Христина Россетти, автор стихов религ. содержания. Произв. П. были враждебно встречены бурж. критикой, но поддержаны Дж. Рёскином, к-рого сблизило с П. их осуждение прозаич. практицизма бурж. отношений, идеализация ремесленного уклада ср. веков. Однако позднее Рёскин осудил эстетство П., все более отдаляющее их от социально-этич. проблем, и порвал с ними.
Центр. фигурой среди П. был Д. Г. Россетти, в поэтич. творчестве к-рого сочетались мистика и эротика, культ красоты и чувственности, стремление продолжить традиции лирики Данте, живописность, как бы осуществляющая идеал «всеобъемлющего иск-ва». Эстетич. теории и творческие принципы П. сблизили с ними писателей, связанных с декадентскими течениями конца 19 в.: А. Суинберн, О. Уайльд, худож. критик У. Патер, художник и писатель О. Бёрдсли. Культ красоты и мистицизм еще определеннее утверждались в теориях и практике английских декадентов 90-х гг., печатные органы к-рых «The Yellow Book» («Желтая книга») и «The Savoy» («Савой») продолжали путь журн. «Росток».
Э. Бёрн-Джонс. Аврора. 1896.
Лит.: Стасов В. В., Искусство XIX в., Избр. соч., т. 3, М., 1952; Венгерова З. А., Лит. характеристики, т. 1 — Прерафаэлитское движение в Англии, СПБ, 1897; История англ. лит-ры, т. 3, М., 1958, с. 23—29; Ruskin J., Pre-Raphaelitism, L., 1851; Wood E., Dante Rossetti and the Pre-Raphaelite movement, L., 1894; Hunt W. H., Pre-Raphaelitism and the Pre-Raphaelite brotherhood, 2 ed., v. 1—2, N. Y., 1914; Fredeman W. E., Pre-Raphaelitism. A bibliocritical study, Camb. (Mass.), 1965.
Н. М. Эйшискина.