Будагова Л. Н. Поэтизм // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. — М.: Сов. энцикл., 1962—1978.

Т. 5: Мурари — Припев. — 1968. — Стб. 936.

http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke5/ke5-9361.htm

- 936 -

ПОЭТИ́ЗМ (чеш. poetizm) — направление в чеш. искусстве. Сформировалось к сер. 20-х гг. 20 в., было связано с деятельностью худож. союза Деветсил, созданного в Праге в 1920. Под лозунгом П. выступали представители революционно настроенной молодежи: В. Незвал, Я. Сейферт, К. Библ, Б. Вацлавек, критик К. Тейге, режиссер Й. Гонзль, композитор И. Свобода и др. Органы П. — журн. «Pásmo» («Диапазон», 1924—26), «Disk» («Диск», 1923—25), «ReD» («Revue Devětsilu», 1927—31) и др. Эстетич. программа П. была противоречивой. Антибурж., антидекадентская направленность П., демократизм исходных позиций сочетались с идеалистич. представлениями о дуализме утилитарного, конструктивного труда и чистого творчества. Стремясь подчеркнуть худож. специфику иск-ва, поэтисты резко противопоставляли его идеологии. Теоретики П. считали, что с разделением труда агитационно-познават. функция иск-ва переходит к др. сферам духовной деятельности человека, а на долю иск-ва остается эмоционально-выразит. функция в ее чистом виде. Признавая необходимой борьбу за революц. преобразования, поэтисты пытались вывести ее за пределы иск-ва. Вопреки дуалистич. концепции П., его лучшие деятели проявляли себя в творчестве и как поэты и как революционеры. В известном смысле П. был реакцией на снобизм и академизм бурж. иск-ва, на рассудочность чеш. классич. иск-ва 19 в., а также на тенденции к аскетизму и декларативности в чеш. пролет. поэзии нач. 20-х гг. П. утверждался как «атмосфера жизни», как «искусство жить и радоваться жизни». Стремясь преодолеть изоляцию иск-ва от широких масс, поэтисты выдвинули лозунг веселого занимательного иск-ва, иск-ва игры, необходимого людям как заряд бодрости, как средство против моральной депрессии. Иск-во, по их представлениям, должно стать «гигиеной души». Сторонники П. выводили задачи совр. иск-ва из изменившегося мироощущения человека 20 в., повышения жизненного ритма и расширения впечатлений художника благодаря радио, фото, телеграфу. Поэтисты отстаивали ассоциативный принцип построения стихотв. образа, предполагающего максимальную мобилизацию поэтич. воображения и ослабление рассудочно-логич. начала. Иск-во должно было стать эмоциональным противовесом интеллектуальной деятельности.

П. способствовал усилению в чеш. поэзии лирич. начала, раскованности в проявлении личности поэта, активизации творч. фантазии, очищению поэтич. языка от штампов и архаизмов. П. сыграл значит. роль в формировании чеш. иск-ва социалистич. реализма, способствовал повышению худож. уровня чеш. лит-ры, расширению ее гуманистич. содержания.

Представители чеш. социалистич. иск-ва, пережившие увлечение П., преодолевая ограниченность его эстетич. концепции, усваивали его положит. тенденции.

Лит.: Nezval V., Z mého života, Praha, 1959; Chvatík K., Bedřich Václavek a vývoj marxistické estetiky, Praha, 1962; Poetismus. [Сб. материалов]. Сост. K. Chvatík, Z., Pešat, Praha, 1967; Шерлаимова С., К спорам о концепции революц. искусства в чеш. лит-ре 20-х гг., «Сов. славяноведение», 1965, № 5; Будагова Л. Н., О некоторых противоречиях чеш. поэтизма, в кн.: Развитие зарубежных слав. литератур в XX в., М., 1964; ее же, Витезслав Незвал, М., 1967.

Л. Н. Будагова.