896

ПОРТУГА́ЛЬСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА — лит-ра португ. народа. Возникновение П. л. связано с формированием португ. народности и образованием самостоят. португ. гос-ва в 12—13 вв. в патриотич. освободит. борьбе против завоевавших в 8 в. Пиренейский п-ов арабов. Участие нар. масс в этой борьбе получило отражение в нар. поэзии. Образцом героич. эпоса является сохранившаяся в отрывках поэма о битве при реке Саладу (1340), в к-рой исп.-португ. войска одержали победу над арабами. Гораздо полнее сохранились образцы нар. лирики, т. н. коссанты, разнообразного, но чаще всего любовного содержания. Нар. певцы — «жограйш» (jograes — соответствуют франц. «жонглер») исполняли не только героич. поэмы, романсы и коссанты, но и «аремедильюш» — диалогизированные романсовые сценки и буффонные представления, зародыш нар. театра.

Возникающая с 13 в. рыцарская лит-ра, испытав на себе воздействие более развитого в феод. отношении Прованса, вместе с тем не теряла связи и с нар. поэзией. Так, мн. представители галисийско-португ. лирики (см. Галисийская литература) широко использовали жанр коссанты; воздействие прованс. трубадуров сочетается с традициями нар. португ. поэзии и в таких жанрах, как «песни о милом» и «издевочные и хулительные песни», и в примитивных муз. драмах «вильянсикуш», исполнявшихся в 12 в. рыцарскими поэтами при дворе первых португ. королей. Более далеки от нар. поэзии «любовные песни», «песни утренней зари», но и в них любовное чувство выражено реалистичнее, чем в прованс. любовной лирике. Многочисл. образцы рыцарской лирики 13—15 вв. дошли до нас в кансьонейру — сб-ках, наиболее ранний из к-рых (Ажудский) сост. в конце 13 в., а Ватиканский и Колоччи-Бранкути относятся к 14 в. Наиболее полный кансьонейру изд. в 1516 под назв. «Общий кансьонейру». Всего в песенниках представлено ок. 200 португ. поэтов, в т. ч. наиболее известные — король Диниш (1261—1325), рыцари 13 в. Ж. Гарсиа ди Гальяди, П. Гарсиа ди Бургош, клирики М. Моша, А. Нуниш и др. В это же время и клерикальная лит-ра, ранее пользовавшаяся только латынью, обратилась к нар. языку: стали появляться португальские, иногда весьма своеобразные версии бытовавших в европ. лит-ре житий святых и религ. легенд, напр. «Житие Марии Египетской», «Легенда о святых Варлааме и Иосафате» и др. Широкое распространение получили в 13—15 вв. также португ. переводы и обработки франц. рыцарских романов, особенно «бретонского цикла» (о Тристане и Изольде, о рыцарях Круглого стола). По сравнению с первоисточниками, португ. версии гораздо более трезвы, рассудительны, дидактичны. По-видимому, к сер. 14 в. относится создание в Португалии

897

оригинального рыцарского романа «Амадис Гальский», дошедшего до нас в более поздней исп. переработке. Стремясь утвердить и освятить свое господство, рыцарство обращалось также к истории. В 1-й пол. 15 в. Ф. Лопиш (1380?—1460?) создал хроники царствования первых десяти королей Португалии (сохранились три). Его труд продолжил Г. Эаниш ди Азурара (1410?—1474) и другие хронисты, наряду с достоверными фактами включавшие в свое повествование различные легенды и предания. С конца 13 в. наряду с нар. фарсовой и литургич. драмой приобретают популярность придворные спектакли масок, т. н. момуш.

С конца 15 в., в условиях роста экономики и зарождения бурж. отношений, укрепления политич. могущества Португалии, развития гуманистич. науки, великих географич. открытий (путешествие Васко да Гамы и др.) и последовавшей затем колонизации земель в Африке, Индийском ок. и Юж. Америке, возникла новая ренессансная культура, расцвет к-рой в Португалии падает на 16 в., «золотой век» П. л.

Один из первых и наиболее значит. деятелей Ренессанса в Португалии — Ж. Висенте (ок. 1470 — ок. 1536), положивший начало португ. нац. театру и сыгравший значит. роль в истории исп. и мирового театра. Ему принадлежит ок. 40 написанных на португ. и исп. языках фарсов, комедий и трагикомедий, в к-рых он подвергал острой критике обществ. пороки и церковь. Опираясь на нар. фарсовую традицию, Висенте стремился синтезировать ее с традициями португ. религ. и придворного театра. Однако для большинства писателей раннего португ. Возрождения характерна ориентация на итал. ренессансные образцы. Так, итал. пастораль перенес в Португалию Б. Рибейру (ок. 1482—1552) в романе «Томления». Гуманистич. мечта о возвращении к «золотому веку» единения человека и природы сочетается здесь с аристократич. изысканностью чувств. Крупнейший представитель «итальянской школы» в П. л. эпохи Возрождения — Франсишку Са ди Миранда (1495—1558) в лирике ориентировался на Ф. Петрарку и ввел новые стихотв. размеры; он же утвердил на сцене Португалии учено-гуманистич. классицистскую драму, написав под влиянием комедий Л. Ариосто бытовые комедии «Иноземцы» (ок. 1528) и «Фанфароны» (1538). А. Феррейра (1528—69) своими комедиями «Бристу» (1553) и особенно «Ревнивец» (1554—58) положил начало «комедии характеров» в П. л. и создал выдержанную в нормах классицизма трагедию «Иниж ди Каштру» (1558), сюжет к-рой — трагич. история любви и гибели героини в результате дворцовых интриг — позднее не раз обрабатывался в португ. и исп. лит-рах. К учено-классицист. комедии принадлежат и три пьесы Л. ди Камоэнса (1524?—1580). Крупнейший представитель П. л. эпохи Возрождения, он выступил как лирич. поэт; в его стихах, особенно в сонетах, глубокое и искреннее чувство любви сочетается с острым ощущением дисгармонии мира и осуждением придворной жизни. Но мировую известность Камоэнсу принесла эпич. поэма в 10 песнях «Лузиады» (1572), рассказывающая о плавании Васко да Гамы морским путем в Индию и о завоевании ее португальцами. Однако истинным героем поэмы стал португ. народ; прославив его мужество и героизм, поэма превратилась в подлинно нац. эпопею.

Уже с сер. 16 в. Португалия переживала глубокий экономич. и политич. кризис. Наиболее ярко он обнаружился в годы насильств. унии с Испанией (1581—1640). Установление строгой церк. цензуры, преследования гуманизма и свободомыслия инквизицией и феод. властями, насильств. распространение исп. языка и культуры не могли не привести к кризису ренессансной П. л. В поэзии получил распространение манерный

898

гонгоризм, нередко сочетавшийся с религ.-мистич. настроениями. В лит. кружках — Академия благородных (1649—68), Академия особых (1663—65) и др. — культивировались салонные жанры. В этот период упадка, продолжавшегося в течение века, лишь немногие писатели оставались верны гуманистич. традициям Возрождения. Поэт Ф. Р. Лобу (между 1560—80 — между 1621—36) в сб. «Эклоги» (1605) дал критику нравов своего времени, а в поэме «Коннетабль Португальский» (1610) воспел героич. прошлое португ. народа. С. Машаду (1570?—1640?) и Ж. Феррейра ди Вашконселуш (1515?—1585) создали комедии острой социально-критич. направленности; комедии Феррейры ди Вашконселуш «Евфрозина» (изд. 1555) и «Улисипу» (1547) были запрещены инквизицией. 10 лет просидел в тюрьме А. Серран ди Каштру (1610—85), написавший в заключении сатирич. поэму «Крысы инквизиции» (опубл. лишь в 1883). А. Виейра (1608—97) в своих «Письмах» и проповедях резко обличал рабство негров в Бразилии. Талантливый драматург А. Ж. да Силва (1705—39), казненный инквизицией, создал социально-критические комедии «Битва цветов» (1737) и др.

С сер. 18 в. в Португалии наблюдался нек-рый подъем экономики, осуществлялись бурж.-либеральные реформы в духе т. н. просвещенного абсолютизма. В этих условиях в П. л. проникают идеи Просвещения. В Лисабоне возникли кружки литераторов — Лисабонская Аркадия (1756—64), затем Новая Аркадия (с 1790), боровшиеся за самобытное развитие П. л., чистоту португ. яз., против гонгоризма. Вместе с тем, пропагандируя просветит. идеи, мн. члены Аркадии ориентировались на франц. просветит. классицизм. Один из основателей Лисабонской Аркадии П. А. Коррея Гарсан (1724—72) в полемич. комедии «Новый театр» требовал возрождения традиций Ж. Висенте, обогащенных опытом франц. классицизма; классицистские трагедии «Эдип», «Вириат» (обе 1757), «Осмиа» (1773) и др. написал аркадец М. ди Фигейреду (1725—1801), 4 трагедии — Д. душ Рейш Кита (1728—70). Ф. Мануэл ду Насименту (1734—1819), вынужденный из-за преследований инквизиции покинуть родину, порвав с Лисабонской Аркадией, стал крупнейшим представителем революц. патриотич. классицизма в П. л. В теоретич. трудах он стремился сочетать нормы классицист. поэтики с нац. ренессансной традицией, а в стихах (вошли в «Сочинения», 1817—19) критиковал аристократию, клерикализм, невежество, утверждал веру в прогресс и разум. Сатирич. стихами прославился также Н. Толентину (1741—1811). Один из деятелей Новой Аркадии, позднее порвавший с ней, М. М. ду Бокажи (1766—1805), с сочувствием встретивший Франц. бурж. революцию конца 18 в. и осужденный за «еретичество» инквизицией на заключение в монастырь, создал антиклерик. и антиабсолютистские поэмы «Му́ка возмездия» (опубл. 1836) и «Ужасающая иллюзия вечности» (опубл. 1837). А. Д. да Круш-э-Силва (1731—99) прославился ироикомич. поэмой «Кропило» (ок. 1768, опубл. 1802), обличавшей с просветит. позиций феод. порядки. В творчестве Ж. А. ди Маседу (1761—1831) противоречиво сочетались просветит. идеи с реакц. политич. взглядами. Уже в творчестве нек-рых поэтов конца 18 в. (М. М. ду Бокажи и др.) обнаруживаются черты, предвещавшие романтизм. Однако расцвет романтизма в П. л. падает на 30-е гг. 19 в. Одним из его источников стал бурный подъем нац. самосознания в условиях борьбы против вторжения наполеоновских войск (1807), последовавшей за этим нар.-освободит. войны 1808—13 и бурж.-демократич. революции 1820. Поражение революции, преследования и изгнания либералов, а затем гражд. война между «мигелистами» (сторонниками феод.-абсолютист. реакции) и либералами, завершившаяся

899

победой последних в 1836, способствовали становлению преим. прогрессивно романтич. направления.

Основоположником романтизма был Ж. Б. да Алмейда-Гаррет (1799—1854), прославившийся поэмами «Камоэнс» (1825), «Дона Бранка» (1826) и историч. драмами «Ауту Жила Висенте» (1838), «Брат Луиж ди Соуза» (1844) и др., в к-рых с демократич. и патриотич. позиций обрисованы яркие эпизоды истории Португалии. В эпоху романтизма выступил А. Эркулану (1810—77), автор «Истории Португалии» (т. 1—4, 1846—53), создавший историч. романы «Пресвитер Эурику» (1844), «Систерский монах» (1848) и др., в к-рых дал широкую панораму социально-политич. жизни Португалии со времен ее возникновения до конца средневековья. Среди поэтов раннего романтизма прекрасными описаниями природы выделяется А. Ф. ди Каштилью (1800—75). Романтизм в Португалии оставался господств. направлением до конца 60-х гг. 19 в. Однако среди сторонников романтич. школы выделяются лишь неск. имен. Ф. Гомиш ди Аморин (1827—91) в своей лирике — сб. «Утренние песни» (1858) и др. — рисует романтич. образы бунтарей против торгашеского мира, а также создает историко-романтич. драмы страстей и социально-обличит. пьесы «Гиджи» (1851), «Социальные уродства» (опубл. 1870), «Расовая ненависть» (пост. 1854) и др. Плодовитым романистом и драматургом был К. Каштелу Бранку (1825—90), автор драмы «Агостинью ди Сеута» (1851), романов «Анафема» (1851), «Спасительная любовь» (1861), «Губительная любовь» (1862) и др.

К сер. 19 в., после падения диктатуры консерватора Кошты Кабрала, когда в Португалии быстро развивались бурж. отношения, мн. писатели обратились к совр. теме. Так, драматург Ж. да Силва Мендиш Леал (1818—86) в 50-е гг. писал пьесы из совр. гор. жизни. К. Каштелу Бранку написал бытовую комедию «Фафи-первенец в Лисабоне» (1861) и рисующие быт гор. низов романы «Лисабонские тайны» (1854) и «Черная книга падре Диниша» (1855). Интерес к обыденной, реальной жизни характерен для стихов Ж. ди Деуш (1830—1907), объединенных в сб. «Цветочное поле» (1893). Однако в этих произв. еще сильны черты романтич. восприятия действительности. Мелодраматизм, романтич. эффекты еще более характерны для эпигонов романтизма — прозаиков А. Оливейры Марреки (1805—89), Л. А. Ребелу да Силва (1822—71), драматургов и поэтов Л. А. Палмейрина (1825—93), М. Пиньейру Шагаша (1842—95).

Письмо А. Ф. ди Каштилью к М. П. Шагашу в защиту принципов романтич. иск-ва стало поводом для многолетней полемики («коимбрский спор») между сторонниками романтизма и группой молодых литераторов, возникшей в г. Коимбре и позднее получившей назв. «коимбрской школы». В ходе полемики А. ди Кентал (1842—91), замечат. поэт, обществ. деятель, близкий к Интернационалу, опубл. открытое письмо к А. Ф. ди Каштилью «Здравый смысл и хороший вкус» (1865), ставший манифестом реализма. «Современные оды» (1865 и 1875) и сонеты Кентала — образец гражд. и социальной реалистич. поэзии. К «коимбрской школе» примкнул в конце жизни К. Каштелу Бранку, в «Рассказах о провинции Минью» (1875—77) нарисовавший реальную картину сел. жизни. Ж. Диниш (1839—71) в своих романах «Одна английская семья» (1868), «Идальго из рода Мурисков» (1872) и др. изобразил будничный провинц. быт. Поэт С. Верди (1855—86) в стихах, собранных после его смерти в «Книгу Сезариу Верди» (1901), утверждает принципы реализма в поэзии, живописуя природу и будничный быт. В «коимбрской школе» критич. реалистов выделяется романист Ж. М. Эса ди Кейруш (1843—1900), автор социально-обличит. романов — «Преступление падре Амару»

900

(1875), «Кузен Базилиу» (1878), «Знатный род Рамиреш» (1897) и др., получивших европ. известность. Творчество Эсы ди Кейруш, испытавшего воздействие франц. лит-ры, в частности Г. Флобера, сыграло большую роль в формировании совр. португ. лит. языка. Влияние «коимбрской школы» испытали ее младшие современники, в творчестве к-рых нередко появляются черты натурализма: романисты Ф. Тейшейра ди Кейруш (1848—1919), выпустивший две серии романов — «Сельская комедия» (т. 1—8) и «Буржуазная комедия» (т. 1—7), и автор тетралогии романов «Социальная патология» (1891—1907) А. Ботелью (1856—1917). В последней четв. 19 в. зародилась также реалистич. драматургия: Ж. да Камара (1852—1908), автор социальных пьес «У очага» (1876), «Трясина» (1894) и др., А. М. ди Герра Жункейру (1850—1923), создатель антимонархич. драматургич. поэмы «Родина» (1896) и известный своими антиклерик. и антимонархич. стихами, А. Эниш (1848—1901), Ж. Данташ и др.

В 20 в. в Португалии появились декадентские течения. Уже в творчестве поэта А. Нобри (1867—1900) зазвучали мотивы отчаяния и пессимизма, проявились черты символистской поэтики. Признанным главой символизма в Португалии в течение полувека был Э. ди Каштру (1869—1944), автор драматич. поэм «Саграмор» (1895), «Король Галаор» (1897), «Кольцо Поликрата» (1907), в к-рых обнаруживаются характерные для него глубокий пессимизм и аристократич. нигилизм. Дань символизму в раннем творчестве отдал и Ф. Песоа (1888—1935), крупнейший португ. поэт нач. 20 в. Идеями мистицизма пронизана поэзия А. Сардиньи (1888—1925). Декадентские влияния определили и драматургию А. Патрисиу (1878—1930). Разочарование в итогах бурж. революции 1910, свергшей монархию, но поставившей у власти реакц. буржуазию, общий кризис, характерный для бурж. культуры после 1-й мировой войны, стали питательной почвой для различных бурж.-декадентских и «левых» течений в П. л. Настроения пессимизма, охватившие широкие круги интеллигенции, усилились после установления фаш. диктатуры Салазара (1932), введшей жестокую цензуру, укрепившей влияние католич. церкви на идеологию и культуру. Большое распространение среди писателей получили идеалистич. философия, экзистенциализм. Крайний пессимизм выражен в стихах Г. ди Фариа (1907—29), вошедших в сб. «Мои томления» (1929); меланхолич. созерцание безвозвратно ушедшего прошлого — осн. тема сб-ков стихов Ж. Бружиша (1899—1952) «О земле и море» (1917), «Баллады ветру» (1929), «Памятка» (1950). Те же черты характерны для поэзии А. ди Соуза (р. 1898), Ж. ди Каштру Озориу (р. 1899), драматургов Ж. ди Алмейда Негрейруш (р. 1893), Б. да Фонсека (р. 1905), Б. Сантарену (р. 1924) и др.

Вместе с тем рост массового движения, особенно под воздействием Октябрьской революции в России, оказал влияние на передовые круги писателей и уже в первые годы после установления респ. строя усилил их тягу к нац. и социальной тематике, к реалистич. изображению действительности. Один из крупнейших критич. реалистов 20 в. П. Рибейра (1885—1963) опубл. св. 30 романов, повестей и сб-ков рассказов; в дилогии «Извилистый путь» (1918) и «Вольфрам» (1943) и в др. соч. он рисует тяжкую судьбу тружеников деревни. Его последний роман «Когда воют волки» (1958) был конфискован, а сам писатель арестован. Ж. М. Феррейра ди Каштру (р. 1898) в первых романах — «Эмигранты» (1928) и «Сельва» (1930) — изображал жизнь в тропич. лесах Бразилии, куда он эмигрировал; его романы — «Холодная земля» (1934), «Буря» (1940), «Шерсть и снег» (1947) и др. дают потрясающую картину бедств. положения трудящихся. Ж. Пасу д’Аркуш (р. 1908) в романах «Любовь и странствия

901

Педру Мануэла» (1935), «Снег над морем» (1942), «Путь вины» (1944) и др. задумал нарисовать «человеческую комедию» Лисабона, но нередко увлекался экзотич. сторонами столичного быта. Более серьезный критич. анализ совр. бурж. общества Португалии дает Ф. да Роза, автор романов «Бегство» (1945), «Семейный портрет» (1952), «Зеркало жизни» (1955). Поэт А. Родригиш (р. 1904), обращающийся к классич. и фольклорным традициям стиха, избрал темой солидарность людей в борьбе за мир и свободу — сб-ки «Голос, брошенный в дорогу» (1943), «Романсейру» (1943), «Отчаянная надежда» (1948), «Обещанная красота» (1950), «Целостный мир» (1954) и др. Социальная поэзия занимает центр. место и в творчестве Т. Кина (р. 1915), автора сб-ков «Умирают ежедневно» (1939), «Четыре рыцаря» (1943) и др.

В 40-х гг. в борьбе против декадентов, сгруппировавшихся вокруг журн. «Presença» («Присутствие»), сформировалась группа т. н. неореалистов, ныне занимающая господств. положение в прогрес. П. л. На формирование взглядов этой группы большое влияние оказали, с одной стороны, опыт. сов. лит-ры, с другой — творчество совр. прогрессивных писателей Бразилии Ж. Амаду, Ж. Линс ду Регу, Г. Рамуса и др. Уже нек-рые рассказы А. Рибейру из сб. «Иллюзия в смерти» (1938) намечали осн. тему творчества неореалистов — столкновение бедных и богатых, социальные контрасты. Первое значит. произв. неореализма в П. л. — роман «Гайбеуш» (1940) А. Редола (р. 1911). Среди других его социальных и обличит. произв. выделяются романы «Фанга» (1943), трилогия «Портвейн» (1949—54), «У лодки семь рулей» (1958). Гневный протест против социальной несправедливости прозвучал в повести «Эстейруш» (1944, в рус. пер. — «Лишенные детства», 1952) С. Перейры Гомиша (1909—49), одного из руководителей португ. компартии. Ф. М. ди Каштру Сороменью (р. 1910) рассказывает о колониальном угнетении Португалией африканцев; его книга «Мертвая земля» (1950), обличающая колониализм, запрещена в Португалии. Один из талантливых представителей неореализма — романист Ф. Намора Гонсалвиш (р. 1919) в романах «Пламя в темной ночи» (1943), «Шахты Сан Франсишку» (1946), «Ночь и рассвет» (1950), «Хлеб и плевелы» (1954) и др. с сочувствием изображает людей труда; социальный протест с особой силой звучит в его «Рассказах из жизни врача» (1-я серия — 1949, 2-я серия — 1963). К группе неореалистов примыкают также романисты М. да Фонсека (р. 1911), М. ду Насименту (р. 1912), К. ди Оливейра, а также более молодые Ж. Кардозу Пириш (р. 1925), У. Тавариш Родригиш (р. 1931) и драматург Л. Ф. Ребелу (р. 1924), чья драма «Следующий день» (1952) была запрещена к постановке.

Несмотря на преследования, прогрес. П. л. продолжает развиваться; ее деятели борются с фашизмом, за мир, против подавления нац.-освободит. движения в португ. колониях, в частности в Анголе. Одно из свидетельств этого — присуждение в 1965 лит. премии Нац. ассоциации писателей ангольскому писателю Ж. Виейре Матеушу ди Граса, что повлекло за собой роспуск ассоциации пр-вом.

Литературная периодика. Еще в 1641—47 выходило первое периодич. изд. «Gazeta» («Газета»). Однако лишь в 18 в. появились газеты и журналы, посвященные вопросам лит-ры и иск-ва: «Gazeta literaria» («Литературная газета», 1761—62), пропагандировавшая просветит. философию и лит-ру. Революция 1820—1824 и последовавший за ней период дали толчок развитию журналистики. Романтич. принципы иск-ва отстаивали журн. «Repositório Literário» («Литературная смена», 1834—35) и «O Panorama» («Панорама», 1837—64, под ред. А. Эркулану), «Revista Universal Lisbonense» («Универсальный лисабонский журнал», 1842—45, редактор — А. Ф. ди Каштилью). Романтич. стихи печатались в журн. «O Trovador» («Трубадур», 1844), «O Novo Trovador» («Новый Трубадур», 1851) и др. В утверждении реалистич. иск-ва большую роль сыграли журн. «A Folha» («Листок», 1868—73),

902

«Revista Literaria do Porto» («Литературное обозрение Порту», 1876) и особенно «Revista de Portugal» («Португальское обозрение», 1889—92), изд. Ж. М. Эса ди Кейруш. Различные направления декадент. лит-ры имели своими органами журналы «A Arte» («Искусство», с 1895, под ред. Э. ди Каштру), «Aguia» («Орел», 1910—32), «Orpheu» («Орфей», 1915) и др. Официозным органом фаш. пр-ва, проповедником национализма и шовинизма стал журн. «Nação Portuguesa» («Португальская нация», 1922—38). Передовые взгляды в области политики и культуры отстаивал журн. «Seara Nova» («Новые всходы», с 1921). Журн. «Presença» («Современность», две серии с 1927 по 1940) собрал вокруг себя сторонников «модернизма». «Левое», а затем неореалистическое иск-во представлено журналами «Cadernos de Poesia» («Поэтические тетради», 1940—53), «Távola Redonda» («Круглый стол», 1950—54), «Avrore» («Заря», 1951—52) и др.

Лит.: Была темная ночь. Рассказы португ. писателей. [Предисл. Е. Ряузовой], М., 1962; Антология португ. и браз. лит-р (XIX—XX вв.), сост. О. К. Васильева-Шведе, А. М. Гах, [Л.], 1964; Bell A. F. G., Portuguese bibliography, [Oxf.], 1922; его же, Portuguese literature, Oxf., [1921]; Braga Th., História da literatura portuguesa, [v. 1—24], Porto, 1867—1907; Le Gentil G., La littérature portugaise, P., 1935; Rossi G. C., Storia della letteratura portoghese, Firenze, 1953; Saraiva A. J., História da literatura portuguesa, 6-a ed., Lisboa, 1961; Ferreira J., História da literatura portuguesa, 3-a ed., Porto, [1964].

З. И. Плавскин.