882
ПОНТА́НО (Pontano), Джованни или Джовиано (между 1422—26, Черрето, — 1503, Неаполь) — итал. писатель, философ-гуманист, политич. деятель. В 1447 поступил на службу к королю Альфонсу Арагонскому; в Неаполе занимал крупные гос. посты. После смерти А. Беккаделли (1471) П. возглавил кружок неаполитанских гуманистов, основав Понтанову Академию (Accademia Pontaniana), ставшую одним из центров культуры итал. Возрождения. Для творчества П. характерен гуманистич. универсализм. Он писал только на лат. яз., но в его стихах, диалогах и философских соч. латынь приобрела гибкость и непосредственность разговорной нар. речи.
Из стихотв. произв. П. наиболее значительны две книги «Неаполитанец, или О любви» («Parthenopeus sive Amores»), поэма-эклога «Лепедина» («Lepidina»), сб. «Лира» («Lyra»), две книги «Гендекассилибы, или Стих о Байях» («Hendecassylaborum seu Baiarum»), три книги «О супружеской любви» («De amore coningali»), две книги «Эридан» («Eridanus»), сб. эпитафий «О могилах» («De tumulis»), дидактич. поэмы «Урания» («Urania»), «О метеорологических явлениях» («Meteorum liber»), «О садах Гесперид» («De hortis Hesperidum»). В стихах П. воспевал чувственные наслаждения и красоту природы Неаполя, гуманистически очеловечивая ее и населяя мифологич. существами, поэтизировал радости и заботы семейной жизни, создавал своеобразные колыбельные песни (nenniae), используя фольклорные мотивы. П. выступил с осуждением грабительских войн, терзавших в 15 в. Италию, религ. предрассудков и даже религии, служившей, по его словам, «причиной великих несчастий» («Урания»).
Сатирич. изображение духовенства, перерастающее в критику основ христианства, занимало значит. место в диалогах П. «Харон» («Charon») и «Антоний» («Antonius»). В них, как и в диалогах «Осел» («Asinus»), «Эджидио» («Aegidius»), «Акций» («Actius»), П. обрисовал различные социальные типы и характеры Неаполя, а также реалистически воспроизвел сцены повседневной жизни. Философские, естественнонауч. и эстетич. воззрения П. выражены в его трактатах «О государе» («De principe»), «О повиновении» («De oboedientia»), «Об отваге» («De fortitudine»), «О благоразумии» («De prudentia»), «О щедрости» («De liberalitate»), «О судьбе» («De fortuna»), «О великодушии» («De magnanimitate»), «О рассказе» («De sermone») и др. Для мировоззрения П. характерен рационализм, свободомыслие.
883
Соч.: Opera, v. 1—4, Basilla, 1561; Carmina, v. 1—2, Firenze, 1902; Carmina, Bari, 1948; I Dialoghi, Firenze, 1943; Poeti latini del Quattrocento, Mil. — Napoli, 1964; в рус. пер. — Харон, в кн.: Итал. гуманисты XV века о церкви и религии, М., 1963.
Лит.: Гаспари А., История итал. лит-ры, т. 2, М., 1897; Монье Ф., Опыт лит. истории Италии XV века. Кваттроченто, СПБ, 1904; Tallarigo C. M., Gio Pontano e i suoi tempi, v. 1—2, Napoli, 1874; Campari A., Studi pontaniani, Conegliano, 1907; Altamura A., G. Pontano, Napoli, 1938; Renda U., Pontano, Torino, 1939; Tanteri V., Gio Pontano e i suoi dialoghi, Ferrara, 1931; Saitta G., Il pensiero italiano nell’umanismo e nel Rinascimento, v. 1, Bologna, 1949.
Р. И. Хлодовский.