Ждановский Н. П. Помяловский // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. — М.: Сов. энцикл., 1962—1978.

Т. 5: Мурари — Припев. — 1968. — Стб. 877—879.

http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke5/ke5-8774.htm

- 877 -

ПОМЯЛО́ВСКИЙ, Николай Герасимович [11(23).IV.1835, Петербург, — 5(17).X.1863] — рус. писатель. Род. в семье дьякона. Учился в духовном уч-ще, окончил Петерб. духовную семинарию (1857). Испытав ужасающий гнет бурсы — духовной тюрьмы, описанной им впоследствии в «Очерках бурсы», П. нашел в себе силы устоять перед церк. мракобесием и деспотизмом. Он

- 878 -

был редактором и одним из авторов «Семинарского листка», в к-ром в 1855 поместил начало рассказа «Махилов», навеянного произв. из бурсацкого быта В. Т. Нарежного и Н. В. Гоголя. По окончании семинарии П. слушал лекции в Петерб. ун-те, сблизился с революционно настроенным студенчеством. Жадно читал «Современник», статьи Н. А. Добролюбова и Н. Г. Чернышевского, увлекался педагогич. работой в воскресной школе рабочего района Петербурга. Опубл. в «Журнале для воспитания» очерк «Вукол» (1859, кн. 1) под псевд. «И. Герасимов».

Помяловский

Отказавшись от духовной карьеры, П. становится проф. литератором. В 1861 в «Современнике» печатаются повести «Мещанское счастье» и «Молотов», принесшие П. известность. В журн. «Время» (1862) и «Современник» (1863) опубл. цикл «Очерки бурсы» (оставшийся незавершенным). По-видимому, с конца 1861 по 1863 П. работал над романом «Брат и сестра» (фрагменты опубл. с комментариями друга П. — Н. А. Благовещенского в «Современнике», 1864). Неокончена и повесть «Поречане» («Русское слово», 1863).

Мировоззрение и стиль П. сложились под влиянием идейной и эстетич. программы революц. демократии 60-х гг. Он писал Н. Г. Чернышевскому в 1862: «Я Вас уважаю, мало того, я Ваш воспитанник, — я, читая „Современник“, установил свое миросозерцание» (Полн. собр. соч., т. 2, 1935, с. 272). П. усваивает материалистич. и атеистич. идеи, теорию «разумного эгоизма», критикует реформизм либералов. Развивая традиции Гоголя и натуральной школы, П. в то же время был писателем-новатором в выборе объекта худож. изображения. В «Мещанском счастье» и «Молотове» он исследует жизненные пути разночинца. Сатирич. средствами разоблачается та разночинная молодежь (Негодящев), к-рая, не задумываясь над смыслом жизни, становилась в ряды защитников существующего строя. Осн. персонаж обеих повестей — Егор Молотов, гордый плебейским происхождением, утверждает разночинное сословие как новую обществ. силу, однако не может выйти на верную дорогу борьбы за нар. дело, остановившись на идеале «честной чичиковщины» и «мещанского счастья», что приводит его к капитуляции перед действительностью.

«Очерки бурсы» (Москва, 1914). Обложка В. И. Комарова.

«Очерки бурсы» (Москва, 1914). Обложка В. И. Комарова.

П. зорко подметил среди части разночинной молодежи тенденцию к бурж. обогащению. Молотову противостоит Череванин — убежденный противник мещанских «идеалов», но не в состоянии выдвинуть позитивной программы, он впадает в безысходный скепсис и пессимизм. Философия Череванина характеризуется в повести как «темное кладбищенство». Критика индивидуалистич.

- 879 -

протеста получила развитие в романе «Брат и сестра», где герой терпит фиаско — «вышла месть, а не гражданская деятельность». Просветит. пафосом обусловлено у П. обнажение лит. приемов. Открыто поданы социальные конфликты, анализ экономич. закономерностей, социальных явлений. П. обнаруживает воздействие на героев обществ. среды, вскрывая ее роль в становлении характеров.

Цикл «Очерки бурсы» по силе отрицания и глубине типизации примыкает к самым выдающимся произв. очерковой лит-ры 60-х гг. Духовное уч-ще показано в них как типичное порождение самодержавно-крепостнич. строя. В «Очерках бурсы» с большой силой выражен гуманизм П., его протест против условий, к-рые калечат и растлевают человеч. личность, его идеал свободного человека. В обстановке начавшегося в 1862—63 преследования передовой молодежи П. вынашивал замысел романа «Каникулы» (или «Гражданский брак»), собираясь выступить против тех, кто опошлял ее обществ. и нравств. идеалы.

П. высоко ценили Чернышевский, Д. И. Писарев. Его влияние сказалось в творчестве Ф. М. Решетникова, Н. А. Благовещенского, А. О. Осиповича-Новодворского и др. М. Горький ставил П. в число своих учителей, ценя в нем писателя-общественника, обличителя мещанства.

Соч.: Полн. собр. соч., т. 1—2, [с биографич. очерком Н. А. Благовещенского], М. — Л., 1935; Соч. Подгот. текста, вступ. ст. и примеч. И. Г. Ямпольского, М. — Л., 1951; Соч., т. 1—2, М. — Л., 1965.

Лит.: Писарев Д. И., Погибшие и погибающие, Соч., т. 4, М., 1956; Горький М., Беседы о ремесле, Собр. соч., т. 25, М., 1953; Вальбе Б. С., Помяловский, М., 1936; Ждановский Н. П., Реализм Помяловского (Вопросы стиля), М., 1960; Ямпольский И. Г., Н. Г. Помяловский. Личность и творчество, М. — Л., 1968.

Н. П. Ждановский.