856

ПО́ЛЬСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА — лит-ра польского народа. Старопольская литература (12сер. 18 вв.). Ср.-век. этап развития П. л. приходится на 12—15 вв. и распадается на два периода, связанные с обществ.-политич. историей страны. В 1-й период (до нач. 14 в.) литературно значимым фактором становится церковь, представители к-рой, пользуясь лат. языком, запечатлевают в хрониках историч. события того времени. К их числу принадлежит Галл Аноним, капеллан при дворе Болеслава Кривоустого (нач. 12 в.), показывающий создателей польского гос-ва и борьбу их с врагами. Чужеземец по происхождению, он создает эпич. хронику, пронизанную чувством польского патриотизма и имеющую светский характер. Его преемником стал краковский епископ Винценты Кадлубек (ок. 1160—1223), писавший хронику с церк. точки зрения и ставивший церк. организацию выше государственной.

2-й период (14—15 вв.) характеризуется богатым развитием культуры и лит-ры. Основанный в Кракове ун-т (1364) в 15 в. распространяет свое влияние на Среднюю и Вост. Европу. В этой атмосфере развивается деятельность Я. Длугоша (1415—80), показывающего в своей «Истории Польши» шесть веков истории и культуры страны; тогдашние профессора Ягеллонской академии нередко высказывают весьма радикальные для своего времени взгляды по таким вопросам, как войны справедливые и несправедливые или отношение гос-ва к церкви. Наряду с ученой лат. лит-рой начинает развиваться и лит-ра на польском яз., отражая рост нац. самосознания. Поначалу она носит религ.-церк. характер и складывается из переводов («Псалтырь Королевы Ядвиги», ок. 1400, «Библия королевы Зофии», 1454), а также религ. песнопений («Гимн в честь Богородицы» — «Богуродзица»).

С нач. 15 в. появляются попытки писать на языке «простонародном», польском, полусветского и светского характера. Пример этого в поэзии — «Диалог магистра Поликарпа со Смертью» — образец типично ср.-век. сочетания религ. и светско-обществ. элементов, а также «Стих о поведении за столом» некоего Слоты — рифмованное изложение ср.-век. этикета. В прозе это т. н. «Пшемысльское размышление» — блестящий апокриф и «Записки Янычара», автором к-рых был Константин Михайло́вич, рац (серб), участник битвы под Варной. За четыре столетия П. л. вышла из зависимости от церкви, стала светской, выработала собственные средства худож. выражения, хоть и основанные на принятых тогда лат. образцах.

Конец средневековья был в Польше в то же время зарей Возрождения. В 16 в. страна переживает экономич., политич. и культурный подъем, что создало почву для распространения идей гуманизма. Центром нового течения был Краков, королевский двор и ун-т, где находились люди, получившие образование в Италии, превосходно владевшие латынью. При дворе подвизался итал. политич. эмигрант Ф. Буонаккорси, по прозвищу Каллимах, насаждавший принципы ренессансно-светского мировоззрения. Ягеллонский ун-т порвал со ср.-век. традицией, хотя в сер. 16 в. утратил свою притягательную силу, и молодежь отправилась на поиски знаний в Италию и Германию (немецкие, а позднее швейцарские ун-ты привлекали польских студентов в связи с распространением реформации).

О значении ун-та свидетельствуют труды двух его воспитанников — Н. Коперника и А. Фрыч-Моджевского,

857

появившиеся в 1543 и представлявшие важнейший вклад в мировую науку и политич. мысль.

В 1-й пол. 16 в. зарождается светско-мещанская лит-ра. В Кракове начали свою деятельность типографы-издатели нем. и силезского происхождения (Я. Халлер, Х. Ветор и др.), к-рые при сотрудничестве местных литераторов выпустили немало польских книг — переводов со ср.-век. латыни, нем. и чеш. языков. «Мархолт», «Семь мудрецов», «Gesta Romanorum», «Совизжал» и др. образцы популярной лит-ры прижились тогда в Польше, а отсюда приходили на Русь и в Венгрию. Несколько позднее распространились переводы рыцарских романов: «Фортунат», «Магелона», «Мелюзина» и «Император Оттон» («Октавиан»).

Одновременно развивалась ученая лат. поэзия. Ее создавали гл. обр. духовные лица, напр. К. Яницкий (Янициус) (1516—43). Вскоре возникла и богатая лит-ра на польском яз., затрагивающая острейшие политич., социальные, идеологич. вопросы своего времени. В поэзии выдвинулся на первое место М. Рей (писавший только по-польски), в публицистике — Фрыч-Моджевский (писавший только по-латыни). Рей (1505—69), активный политич. деятель, борец за реформацию, в своих произв., начиная от «Краткой беседы» (1543) и кончая «Зерцалом» (1568), отстаивал политич. требования шляхты, выступал и в защиту притесняемого крестьянства, боролся с католич. церковью, всемерно способствовал секуляризации нац. культуры. Он излагал принципы этой культуры в моральных трактатах, в дидактико-аллегорич. поэме «Подлинное изображение жизни достойного человека» (1558) и в прозаич. сочинении «Зерцале» (1568), осн. часть к-рого — «Жизнь достойного человека» — помещика, хозяина, гражданина, наделенного всеми ренессансными добродетелями, приверженца «золотой умеренности» и поклонника свободы. Прекрасный наблюдатель, реалист и полный юмора сатирик, писавший богатым и красочным языком, Рей явился первым выдающимся польским писателем. Фрыч-Моджевский (1503—72) был мыслителем, юристом и моралистом, представлявшим те общественно-политич. тенденции Возрождения, к-рые находили наиболее яркое выражение в утопиях. В его трактате «Об исправлении Речи Посполитой» (1551) изложены взгляды автора на обществ. жизнь, на организацию гос-ва, на войны, школы и церковь, высказаны требования, осуществленные много позднее (одинаковое для всех судопроизводство, обществ. образование, социальная опека и др.).

Крупнейшим поэтом польского Возрождения стал Я. Кохановский (1530—84). По примеру итал. и франц. писателей он писал на родном яз. и продолжал путь Рея, утверждавшего необходимость создания поэзии на нац. языке. Кохановский возвысил занятие поэзией до дела нац. значения, создав стихотв. переложение «Псалмов Давида» (1578) и многочисл. лирич. циклы. В его «Песнях», «Фрашках» и «Тренах» раскрывается многообразие человеч. чувств, жизнеутверждающие и трагич. мотивы, нарисованные бытовые нар. сценки и картины деревенской природы. В лирике Кохановского обнаруживается индивидуальность поэта — человека своего времени. Его трагедия в античном стиле «Отказ греческим послам», сюжетно основанная на «Илиаде», насыщена патриотич. мотивами. Став законодателем поэтич. языка простого и выразительного, Кохановский на два века вперед утвердил принципы польской поэзии. Непосредственными преемниками Кохановского были глубокий и яркий лирик М. Семп-Шажиньский (ок. 1550—81), С. Кленович, Ш. Шимонович. Кленович (ок. 1545—1602), писавший по-латыни и по-польски, в латинской «Роксолании» изобразил жизнь укр. крестьян; в поэме «Флис» нарисовал польское судоходство на Висле, в «Мошне Иуды» обратился к жизни гор. плебса. Шимонович (1558—1629) в собрании идиллий, к-рые он

858

назвал на укр. лад «Селянками», наряду с использованием лит. мотивов создал замечат. картинки крест. жизни («Жницы»), утвердил идиллич. жанр. Поэты ренессансной Польши, поддерживая контакт с лит-рой Зап. Европы, доказали, что разработанный ими польский лит. язык в состоянии передать все, что можно было выразить ранее по-латыни; они дали в своих произв. широкую картину обществ. жизни, создали классич. произв., к-рые в течение двух веков считались недосягаемыми лит. образцами.

В 17 — нач. 18 вв. развитие лит-ры происходит в обстановке нарастающей феод. анархии, опустошит. войн, господства контрреформации. С 20-х гг. начинается период, к-рый мн. литературоведы называют польским барокко, длившийся до сер. 18 в. С начальной его стадией связана т. н. совизжальская лит-ра, популярная мещанская юмористика, включающая песенники, сатиры и драматич. картинки, в т. ч. интермедии. Лит-ра эта интересна с худож. и социальной т. з. Однако историч. развитие, в ходе к-рого выдвинулся «шляхетский народ», привело к тому, что гл. место в лит-ре заняло творчество дворянских писателей. Среди них можно выделить авторов, связанных с придворной культурой, приверженцев новой лит. моды испанско-итал. происхождения. Для них характерны возврат к эстетике средневековья, отход от ренессансного классицизма, примат формы над содержанием. Принципы нового направления сформулировал М. К. Сарбевский (1595—1640) — иезуит, писавший по-латыни, более ценимый за пределами Польши, чем в собственной стране. В поэзии на польском яз. ярче всего представлены новые веяния Я. А. Морштыном (ок. 1620—1693), знатоком т. н. «маринизма», переводчиком Дж. Марино и П. Корнеля («Сид»). С. Г. Любомирский (1642—1702) — плодовитый поэт и комедиограф, также принадлежал к этой группе. Среди шляхетских писателей наиболее значителен В. Потоцкий (1621—96). Его творчество, включающее эпич. поэму «Хотимская война», два огромных сб-ка анекдотов и моралистич. рассуждений («Сад фрашек», «Моралии»), рифмованные романы («Аргенида», «Силорет») и др., лишь в малой части напечатанные в 17—18 вв., широко отражает жизнь польского общества 2-й пол. 17 в. Примыкают к Потоцкому С. Твардовский (ок. 1600—1661), запечатлевший жизнь своего времени в рифмованных хрониках, Ю. Б. Зиморовиц (1597—1677), к-рый вплетал в свои «Идиллии» яркие эпизоды казачьих войн, и В. Коховский (1633—1700), автор лат. историч. хроники («Annales») и великолепной поэмы в прозе «Польская псалмодия» (1693), прославлявшей победу Собеского под Веной. Этих поэтов-хронистов затмил, однако, Я. Х. Пасек (ок. 1630—1701). Его «Воспоминания» (опубл. лишь в 1836) соединяли сведения о быте небогатого шляхтича с описанием историч. событий, в к-рых автор принимал участие. Конечная фаза польского барокко, приходящаяся на 1-ю пол. 18 в. — годы обскурантизма, получила название «сарматского барокко».

Литература эпохи Просвещения (2-я пол. 18 в. — нач. 19 в.). 2-я пол. 18 в. была периодом интенсивной перестройки польской культуры в соответствии с идеями Просвещения. Реформы, охватывавшие весь гос. строй, были выдержаны в либеральном духе, хотя послужили почвой для выявления и революц. тенденций; закончились они крушением польского гос-ва (1795). Всем этим процессам сопутствовала и лит-ра, что отразилось и в периодич. печати («Монитор» и др. издания), и в публицистике. Трибуной прогрес. идей был нац. театр, открытый в Варшаве в 1765. Литераторы, группировавшиеся при дворе короля Станислава Августа Понятовского, создавали дидактико-сатирич. произв., пропагандирующие просветит. идеи, направленные также против пережитков сарматско-шляхетской

859

культуры. Наиболее видными из них были епископы И. Красицкий и А. Нарушевич. Красицкий (1735—1801), блестящий мастер-классицист, прославился как баснописец и сатирик. В эпиграмматических «Баснях» он рассуждал о человеч. природе, в «Сатирах» (1779) обличал пороки магнатов и богатых помещиков, в герои-комич. поэмах «Монахомахия» и «Антимонахомахия» (1778) осмеивал монашеские ордена. Он создал первые польские романы: в «Приключениях Миколая Досьвядчиньского» (1776) соединил робинзонаду с утопией, в дидактич. романе «Пан Подстолий» (1778—1803) показал образцового хозяина большого имения. Нарушевич (1733—96) — виднейший историк, в своих сатирах затрагивал в основном те же проблемы, что и Красицкий, но уступал последнему в худож. мастерстве. Авторами сатирич. сочинений были также С. Трембецкий (1739—1812) и Т. К. Венгерский (1755—87) — мастер резких памфлетных обличений. Памфлеты, целившие в противников реформ, писал Ф. Заблоцкий (1750—1821), к-рый наравне с В. Богуславским, руководителем варшавского театра, создавал театр. репертуар, сочиняя оригинальные и переделывая франц. комедии для польской сцены. Центром лит. жизни был также двор князя А. К. Чарторыского в Пулавах. Здесь культивировалась в осн. сентименталистская поэзия, к-рую создавали талантливые лирики Ф. Д. Князьнин (1750—1807) и Ф. Карпиньский (1741—1825). Характерный для сентиментализма интерес к сельскому люду проявился в эпич. и драматич. идиллиях («Цыгане» Князьнина и др.), а также в Варшаве — в водевиле «Краковяне и горцы» Богуславского (пост. 1794). Период Просвещения в истории П. л. ознаменовался обогащением лит. языка, созданием новых лит. жанров, восстановлением связей с зап. лит-рой, особенно французской.

В период упадка лит-ры Просвещения — первые годы 19 в. — выступают писатели, прекрасно владеющие пером, но мало самостоятельные, «псевдоклассики», как их называл А. Мицкевич. Таков, напр., А. Фелиньский (1771—1820), к-рый был автором историч. трагедии «Барбара Радзивилл». Среди поэтов, отдавших дань новым веяниям, — Ю. У. Немцевич (1758—1841), автор баллад, названных им «думами», из к-рых выросли «историч. песни», восхищавшие К. Ф. Рылеева. Немцевич написал также историч. роман «Ян из Тенчина» в стиле Вальтера Скотта. К. Бродзиньский (1791—1835) — проф. лит-ры Варшавского ун-та, лирик и автор идиллии «Веслав», статьей «О классическом и романтическом» (1818) вызвал оживленную лит. дискуссию, в к-рую включился молодой Мицкевич.

П. л. на протяжении всего 19 в. развивалась в условиях нац. порабощения народа под игом рус. самодержавия, нем. и австр. монархии. Большое влияние на характер П. л., проникнутой революц.-патриотич. содержанием, оказали нац. восстания 1830—31, 1846, 1848 и 1863—64.

Новый этап в развитии П. л. связан с именем А. Мицкевича (1798—1855), утвердившего в ней романтич. направление, патриотич. революц. идеологию. Понимая романтизм в демократич. нар. духе, он в «Балладах и романсах» (1822) вводил в лит-ру простых людей с их языком и поэзией. Высшим достижением Мицкевича в этой области была драматич. поэма «Дзяды» (ч. 2, 4, 1823). В «Дзядах» (ч. 4) поэт с могучей силой выразил тему трагич. любви. Высылка в Россию (1824—29) в результате процесса участников тайных студенч. организаций сыграла важную роль в судьбе великого поэта. В это время укрепились рус. связи поэта — дружба с А. С. Пушкиным и декабристами К. Ф. Рылеевым и А. А. Бестужевым, к к-рым относится его позднейшее послание «Русским друзьям» (1832). Пушкин посвятил Мицкевичу стих. «Он между нами жил...». В России Мицкевич напечатал «Крымские сонеты» (1826), где крымские

860

пейзажи проникнуты тоской изгнанника по далекой отчизне. Поэма «Конрад Валленрод» (1828) пронизана политич. пафосом, идеями нац.-освободит. борьбы. Выехав в 1829 из России, Мицкевич после разгрома польск. восстания 1830—31 становится политич. эмигрантом и живет преим. во Франции. Новый этап своей жизни он начал с произв., направленных против самовластия Николая I. Так возник «Редут Ордона» — вдохновенная поэма о падении восставшей Варшавы. В 3-й ч. «Дзядов» (1832) протест против притеснения Польши, борьба добра и зла в судьбах человечества, изображение событий молодости поэта сочетаются с гимном в честь поэзии как орудия борьбы за свободу, с хвалой в память «друзей-москалей» — казненных декабристов. Шедевр П. л. — эпич. поэма из времен нашествия Наполеона на Россию — «Пан Тадеуш» (1834), в к-рой прозвучал голос народа в неволе, показан трагич. героизм борца за свободу. Поэт пронизал свое эпич. полотно воспоминаниями об утраченном «крае лет детства». В эмиграции Мицкевич прочел курс лекций на кафедре слав. литератур в Коллеж де Франс в Париже (1840—44), стремясь впервые в Зап. Европе раскрыть лит. достижения польского, русского, чеш. и серб. народов.

Современники Мицкевича — А. Мальчевский, С. Гощиньский, Ю. Б. Залеский — входили в т. н. «украинскую школу», что отражает увлечение их укр. тематикой. Мальчевский (1793—1826) в поэтич. повести «Мария» (1825) восторгался очарованием укр. степей. Гощиньский (1801—76), конспиратор-революционер, прославился поэмой «Канёвский замок» (о кровавых событиях «колиивщины»), выдержанной в манере «романа ужасов». Залеский (1802—86), лирике к-рого присуща необычайная напевность, в идиллич. духе изображал прошлое казачества на Украине. Вслед за этими авторами к укр. мотивам обратились более крупные писатели — Ю. Словацкий, позже Г. Сенкевич. Словацкий (1809—1849), один из величайших польских романтиков, при жизни не получил широкого признания; человек широкой лит. культуры с обостренной поэтич. чувствительностью, он, встречаясь с поразившим его произведением, создавал зачастую произведение аналогичное, но самобытное. Так он использовал мотивы творчества Данте, Байрона, Шекспира, Кальдерона, даже Мицкевича. После юношеских опытов в области популярной «поэтич. повести» (романтич. поэмы), выделявшихся мастерством формы, Словацкий создал ряд произв., разнообразных по жанру и содержанию. Словацкого более всего волновала судьба Польши, причины поражения восстания 1830, перспективы борьбы за нац. независимость. Им созданы эпич. шедевры вроде «Отца зачумленных» или «В Швейцарии», лирико-эпич. поэмы «Путешествие на Восток» и «Беневский», имеющие много общего с «Дон Жуаном» и «Евгением Онегиным». Огромен по замыслу «Король-Дух» — философско-историч. эпос, рисующий историю польского народа от его истоков до средневековья. К нему примыкает и поэма «Ангелли», написанная библейской прозой, где дан анализ трагич. судьбы польской политич. эмиграции. Словацкий создал польскую драму нового типа, составившую основу романтич. театр. репертуара: трагедии «Балладина», «Лилла Венеда», «Мазепа», «Беатриче Ченчи», «Ксендз Марек», «Серебряный сон Саломеи», драма «Кордиан», трагикомедия «Фантазий».

З. Красиньский (1812—59) выступил с двумя выдающимися драматич. произв., посвященными революц. потрясениям: «Небожественная комедия» (1835) и «Иридион» (1833—36). В первом из них он предпринял попытку передать революц. атмосферу в Зап. Европе, сопровождая ее социологич. анализом борьбы пролетариата с аристократией, основанным на идеалистич. философ.-историч. концепции; в «Иридионе» тема дворцовой

861

революции в Риме связана с проблемой светского могущества церкви и папства, проблемой «креста или меча» в истории христианства. В 40-е гг. Красиньский выступил с историко-философ. поэмами «Перед рассветом» и «Псалмы будущего», в к-рых рассматривал с религ.-теологич. позиций проблемы судеб Польши.

Выдающимся поэтом периода романтизма был Ц. Норвид (1821—83), не признанный при жизни и открытый заново лишь в нач. 20 в. Норвида не привлекала поэзия политич. призывов и пророчеств. Основой его творчества были прежде всего эстетич. искания и замыслы. Худож. язык его произв. был сложен, порой герметичен и труднодоступен. Для поэзии его характерен культ труда, в к-ром поэт видел гарантию будущего освобождения Польши, а также основу иск-ва (поэма «Прометидион», 1851, стих. «Фортепиано Шопена»). Развивая традиции романтич. народности, он высоко ценил фольклор, нар. прикладное иск-во. Норвид также автор лирич. произв., нередко звучащих очень актуально (напр., стихи, посвященные Джону Брауну). В своих новеллах он выступал против бурж. цивилизации, в драмах проповедовал независимость художника от требований этой цивилизации, обращался к преданиям об истоках польского гос-ва.

Поэтами, развивавшими идеи романтич. народности, были также Т. Ленартович, В. Поль, Сырокомля (Л. Кондратович). Последний был весьма популярен в России в 19 в. — в переводах М. Л. Михайлова и Л. Н. Трефолева.

Крупнейшим польским комедиографом 19 в. был А. Фредро (1793—1876). Ближе всего его творчество к мольеровской традиции, обогащенной польским содержанием. В ряде пьес («Девичьи обеты», «Пан Йовяльский», «Месть» и др.) он художественно реабилитирует старопольский шляхетский бытовой уклад — т. н. сарматизм, освещаемый комически, но с симпатией. Ю. Коженёвский (1797—1863) — автор трагедий и комедий, вошедших в репертуар польских театров на мн. десятилетий. Популярны были его пьесы из жизни гуцулов «Карпатские горцы» (1843) и реалистич. картинка из жизни варшавских ремесленников («Мастер и подмастерье», 1845). Коженёвский писал романы, посвященные важным проблемам современности; роман «Родственники» (т. 1—4, 1857), содержащий превосходные картины варшавской мещанской жизни, до нек-рой степени представлял собой полемику с Г. Жевуским (1791—1866), певцом шляхетского прошлого, завоевавшим известность циклом «Воспоминания Соплицы» (1839), а также романом «Листопад» (1845—46).

Продолжателями Жевуского были З. Качковский (1825—96) — автор цикла «гавэнд» из жизни прикарпатской шляхты, и В. Лозиньский (1837—61), чей роман «Заколдованная усадьба» (1859) посвящен деятельности политич. эмиссара, преследуемого австр. властями. Огромно лит. наследство Ю. И. Крашевского (1812—87), выдающегося прозаика, мастера реалистич. наблюдений, превосходно знавшего жизнь и быт своего времени (прежде всего Волыни и Подолии). Шляхетский либерал, противник аристократии и защитник крестьянства, Крашевский в серии бытовых романов показал перемены в польском обществе накануне восстания 1863. Эмигрировав после восстания в Саксонию, он написал историч. романы, посвященные событиям 18 в., а позднее создал цикл из 29 романов, рисующих историю Польши начиная с легендарных времен («Старое предание», 1876) и до сер. 18 в. Период романтизма в Польше ознаменовался большими худож. достижениями, утверждением в лит-ре пафоса борьбы за нац. независимость и сыграл значит. роль в демократизации лит-ры.

После разгрома царизмом польского восстания 1863 в лит-ре развиваются идеи позитивизма и критич. реализм. В П. л. пропагандируются труд, трезвое отношение

862

к жизни; в социальном анализе современности она стремилась усваивать науч. методы. Ее представители сосредоточивали внимание прежде всего на социальных проблемах, важнейшей из к-рых была т. н. «работа у основ», среди освобожденных от крепостной зависимости крест. масс. Задача эта была предметом оживленных дискуссий в печати; выделялся публицист А. Свентоховский, пропагандировавший свои взгляды также в новеллах и драмах. Пресса публиковала постоянные «хроники», обзоры новейших событий, часто приправленные юмором (авторами их были замечат. юмористы: в Варшаве — Б. Прус и молодой Г. Сенкевич, во Львове — Я. Лам, в Кракове — М. Балуцкий). Расцвет публицистики сопровождался оживленным развитием прозы. Менее благоприятен этот период был для поэзии. Во 2-й пол. 19 в. ее представляли Ф. Фаленьский (1825—1910), выражавший в произв. гротескного характера свое пессимистич. отношение к миру (собрание эпиграмм «Меандры», 1892; драматич. соч. 1896—99), А. Аснык (1838—1897) — лирик и драматург, автор цикла сонетов «Над глубинами», в к-рых утверждал веру в прогресс человечества. М. Конопницкая (1842—1910) завоевала популярность своими социальными стихотворениями, в к-рых ставила проблемы положения гор. низов, нищеты крестьян. Плодом 20-летней работы ее была эпич. поэма «Пан Бальцер в Бразилии» о поисках заработка в эмиграции. Польский патриотизм в этой поэме сочетается с интересом к социалистич. лозунгам. Э. Ожешко (1841—1910), новеллистка и романистка, также начала с публицистич. рассказа («Картинка из голодных лет», 1866), она интересовалась участью белорус. крестьян, положением евр. населения, обедневших польск. помещиков, искавших заработка в России. Лучшие ее романы и повести: «Меир Эзофович» (1878), где нарисована картина жизни евр. населения в белорус. местечке, «Хам» (1889) — о рыбаке, сформировавшемся под влиянием общения с природой. Наиболее высокого уровня достиг роман «Над Неманом» (1887), где дан апофеоз человеч. труда в свете освободит. традиций 1863. Крест. проблематика отразилась и в творчестве Б. Пруса (1847—1912), создавшего роман «Форпост» (1885), посвященный нем. колонизации в Польше, вытеснению крестьян с их земель. Однако Прус был прежде всего знатоком гор. жизни, социологом города. Этой проблематике он посвятил роман «Кукла» (1887—89). В историч. романе из эпохи Древнего Египта «Фараон» (1895—1896) Прус представил механизм гос-ва и борьбу смелого реформатора с устаревшим строем, к-рая хотя и была им проиграна, но принесла посмертную победу.

Выдающимся писателем этого периода был Г. Сенкевич (1846—1916), творч. путь к-рого начался с полных горечи новелл о положении крестьян на родине и в эмиграции («Эскизы углем», «За хлебом» и др.). Мировую славу он завоевал как автор историч. романов. В трилогии, объединившей романы «Огнем и мечом», «Потоп» и «Пан Володыевский», он дал пластич. и красочное изображение рыцарско-шляхетского прошлого Польши 2-й пол. 17 в. и воскресил традиции патриотич. воздействия на читателя, идущие от романтич. лит-ры. Сенкевич применил тот же метод и в других произв.: «Крестоносцы» (1897—1900), отчасти и «Камо грядеши», даже в повести для детей «В пустыне и в джунглях». Выдающимся психологом показал себя Сенкевич в романе из совр. жизни «Без догмата». В конце 19 в. в лит-ре проявляются тенденции натурализма. Первый представитель этого направления — А. Дыгасиньский (1839—1902), автор повестей и новелл из крест. жизни, как бы связал период позитивизма с последующим этапом лит. развития.

Ю. Кшижановский (Польша).

Литература 1890—1918. Наряду с развитием реализма в П. л. начали возникать модернистские течения (импрессионизм, символизм, неоромантизм),

863

идейно неоднородные. Выступая в сложном взаимодействии, они получили название «Молодая Польша», относившееся также к лит. периоду в целом. Теоретиками модернизма выступили З. Пшесмыцкий (1861—1944), С. Пшибышевский (1868—1927). Характер поэзии определяли символистские и импрессионистские тенденции; осн. жанры — философская, любовная, пейзажная лирика. Виднейшим представителем модернистской поэзии «настроения» был К. Тетмайер (1865—1940). К ней принадлежали Я. Каспрович (1860—1926), перешедший от реалистич. зарисовок крест. быта к символич. картинам, проникнутым бунтарским настроением («Погибающему миру» и «Salve regina», 1902; «Книга убогих», 1916), А. Ланге (1863—1929), Л. Рыдель (1870—1918), В. Ролич-Лидер (1866—1912), Т. Мициньский (1873—1918), К. Завистовская (1870—1902), Б. Островская (1881—1928). Гражд. мотивы были представлены, помимо реалистич. поэзии М. Конопницкой, в лирике Ф. Новицкого (1864—1935), А. Немоевского (1864—1921). В 1900—10-е гг. новые жизнеутверждающие мотивы вносят в поэзию классицистич. лирика Л. Стаффа (1878—1957), новаторская поэзия Б. Лесьмяна (1877—1937); развиваются сатирич. жанры — басни Я. Леманьского (1866—1933), произв. Т. Бой-Желеньского (1874—1941); видным сатириком в поэзии, прозе и драме был А. Новачиньский (1876—1944), придерживавшийся крайне националистич. позиций. В прозе, где реализм выступал во взаимодействии с модернистскими тенденциями, исчезает тон позитивистского оптимизма, углубляются настроения трагизма и беспокойства, социальный критицизм. Одной из главных оставалась тема деревни, власти земли, зреющего крест. бунта, блестяще разработанная в произв. В. С. Реймонта (1867—1925) — автора романа «Мужики» (1904—09); о жизни бедноты гуральской деревни писал В. Оркан (Ф. Смречиньский, 1875—1930). С крест. темой связан дебют выдающегося реалиста, мастера изображения духовного мира человека С. Жеромского (1864—1925) — «Рассказы» (1895), обратившегося затем к темам сопротивления польской молодежи ассимиляторской политике царизма («Сизифов труд», 1897), социальных исканий интеллигенции («Бездомные», 1900), к истории борьбы польского народа за восстановление нац. независимости (романы «Пепел», 1902—03, «Верная река», 1912, драма «Сулковский», 1910). Утопич. пути переустройства общества рисует Жеромский после поражения революции 1905: символич. драма «Роза» (1909), романы «История греха» (1908), «Краса жизни» (1912), трилогия «Борьба с сатаной» (1916—19). Натуралистич. тенденции проявились в романах А. Грушецкого (1852—1929) из жизни рабочих: «Кроты» (1897), «Доменщик» (1898); в прозе Г. Запольской (1860—1921) — романы «Каська Кариатида» (1887), «Преддверие ада» (1889), «Сезонная любовь» (1904); в сатирич. новеллах З. Недзьвецкого (1865 — ок. 1918). Экзотич. повести (в т. ч. из жизни якутов) и приключенческие произв. писал В. Серошевский (1858—1945), отбывавший ссылку в Сибири (1879—91), затем путешествовавший по Китаю, Японии, Индии. Разрушительное влияние бурж. цивилизации на человеч. личность раскрывается в романе В. Берента (1873—1941) «Гнилушки» (1901), для к-рого характерно смешение реалистич. и символистских элементов — в романах «Озимь» (1911), «Живые камни» (1918). Значит. место в прозе после 1905 занимает тема революции. Она рисуется как жертв. подвиг интеллигентов-революционеров — в сб. новелл А. Струга (1871—1937) «Люди подполья» (1908) и его романе «История одной бомбы» (1910), в романе Г. Даниловского (1872—1927) «Ласточка» (1905), сб. новелл А. Немоевского «Люди революции» (1906). Крайний индивидуализм и лозунг полной независимости иск-ва легли в основу повестей и драм С. Пшибышевского. Выдающимся драматургом был С. Выспяньский (1869—1907). В его драматургии,

864

стремившейся к метафорическим, монументальным обобщениям, отличающейся сложным переплетением романтич., символич. и фантастич. линий, нашли отражение героич. прошлое Польши («Легенда», 1897, «Болеслав Смелый», 1900), повстанч. движение («Варшавянка», 1898, «Ноябрьская ночь», 1904, и др.), идеологич. проблемы современности и перспективы освободит. борьбы народа («Свадьба», 1901, «Освобождение», 1903, «Акрополь», 1904), антич. сюжеты («Мелеагр», 1898, «Протесилай и Лаодамия», 1898, «Возвращение Одиссея», 1907) и др. Реалистич. и натуралистич. драматургия представлена «мещанскими траги-фарсами» Г. Запольской («Мораль пани Дульской», 1906, и др.), социально-бытовыми комедиями Я. А. Киселевского (1876—1918), В. Пежиньского (1877—1930), психологич. драмами Т. Ритнера (1873—1921), аллегорич. притчами на историч. темы К. Х. Ростворовского (1877—1938) — «Иуда из Кариота» (1913), «Кай Цезарь Калигула» (1917).

Из критиков выделялся Л. С. Бжозовский (1876—1911), стремившийся сочетать элементы марксизма и анархо-синдикализма и выступавший против антиобществ. концепций иск-ва («Легенда Молодой Польши», 1909); он же автор романа «Пламя» (т. 1—2, 1908) о борьбе рус. и польских патриотов против самодержавия.

Лит-ра 191844. После восстановления польского гос-ва в 1918, что стало возможным в результате Октябрьской революции, на протяжении всего межвоен. периода (1918—39) в лит-ре шла острая идеологич. борьба. Часть писателей, охваченная националистич. идеями, выступала в защиту бурж. гос-ва, утверждала культ Ю. Пилсудского; на творчестве ряда писателей сказалось влияние католич. церкви. Но осн. направление развития лит-ры определялось реалистич. и демократич. тенденциями. Для поэзии 20-х гг. характерен расцвет худож. эксперимента, преодоление традиций предшеств. периода. Поэзия В. Лесьмяна послужила мостом к разного рода опытам, разбивающим традиц. структуру поэзии; Л. Стафф явился сторонником «классической» линии межвоен. поэзии, представленной наиболее влиятельной группой «Скамандр». В нее входили Ю. Тувим (1894—1953), А. Слонимский (р. 1895), Я. Ивашкевич (р. 1894), Я. Лехонь (1899—1956), К. Вежиньский (р. 1894), М. Павликовская-Ясножевская (1894—1945) и др. «Скамандриты» выступили под лозунгом «поэзии повседневности», полнее всего реализованном в творчестве Тувима; у него усиливались ноты социального протеста, в 30-е гг. появилась антифаш. тема. «Скамандру» противостояла группа футуристов (1917—23), распавшаяся после выхода из нее самого талантливого поэта Б. Ясеньского (1901—1939), автора революц. поэмы «Слово о Якубе Шеле» (1926) и фантастич. повести о социалистич. революции «Я жгу Париж» (1929). В группе «краковских авангардистов», провозглашавших лозунг «город — масса — машина», отказ от «стихийности» лирики в пользу рационалистич. конструкции стихотворения, сформулированные Т. Пейпером (р. 1891), выделялся Ю. Пшибось (р. 1901). С программой «пролетарского искусства» выступила группа литераторов, сложившаяся вокруг коммунистич. журн. «Kultura Robotnicza» (1922—23), «Nowa Kultura» (1923—24) и др. Наиболее значит. поэтом группы стал В. Броневский, давший пример перехода от эмоционального выражения революц. энтузиазма к реалистич. освоению мира с революц. позиций. Он повлиял на развитие революц. поэзии, в к-рую пришли в 30-е гг. Э. Шиманьский (1907—43), Л. Шенвальд (1909—44), Л. Пастернак (р. 1910) и др. В лирике М. Яструна (р. 1903), К. И. Галчиньского (1905—53), Ю. Чеховича (1903—39) отразились настроения катастрофизма, горечи, апокалиптич. предчувствия.

Проза 20-х гг. начинала с осмысления того, что принесло в жизнь народа восстановление польского гос-ва.

865

В социально-политич. романе индивидуальные судьбы героев тесно переплетаются с конфликтами послевоен. действительности, оцениваемой весьма критически: З. Налковская (1884—1954) — «Роман Терезы Геннерт» (1923), А. Струг (1871—1937) — «Поколение Марека Швиды» (1925), Ю. Каден-Бандровский (1885—1944) — «Генерал Барч» (1923) и «Черные крылья» (1925—1926). Особенно значителен в этом ряду роман С. Жеромского «Канун весны» (1924), развенчивающий утопич. мечты о внереволюц. пути освобождения народа. В 30-е гг. проблематику социально-политич. романа критич. реализма 20-х гг. развивает пролет. проза, утверждавшая необходимость революц. преобразований, особенно на материале жизни польской деревни разных историч. эпох: Л. Кручковский (1900—62) — «Кордиан и хам» (1932), «Павлиньи перья» (1935), В. Василевская (1905—64) — «Родина» (1935), «Земля в ярме» (1938). В выработке программы пролет. лит-ры, развивавшейся по пути социалистич. реализма, большую роль сыграли работы марксист. критиков — И. Фика (1904—42) и др. Существ. изменения происходят в 30-е гг. в прозе критич. реализма. За исключением социально-бытового романа М. Домбровской (1889—1965) «Ночи и дни» (т. 1—4, 1932—34), запечатлевшего жизнь польского общества с конца 19 в. до 1914, проза 30-х гг. находилась в своеобразной оппозиции по отношению к «школе» Жеромского, к социально-политич. роману, отказываясь от синтетич. изображения действительности и предвидения будущего. Представителями т. н. «малого реализма» были П. Гоявичиньская (1896—1963) — «Девочки с Новолипок» (1935), «Райская яблоня» (1937), Я. Виктор (1890—1967) — «Вербы над Сеной» (1933), «Вспашка паров» (1935), З. Униловский (1909—37) — «Двадцать лет жизни» (1937) и др. Среди них выделялись радикализмом взглядов писатели группы «Предместье» (1933—37), ставившие своей задачей в духе «литературы факта» сосредоточить внимание на жизни пролетариата: Х. Богушевская (р. 1886, писала совм. с Е. Корнацким) — «Везут кирпич» (1935), «Висла» (1935); В. Ковальский (1894—1958) — «В Гжмёнцей» (1936), «Семья Мяновских» (1938); Г. Морцинек (1891—1963) и др. Реалистич. психологич. прозу, изображавшую отчужденное, изолированное положение личности в условиях невозможности гармоничного развития, представляли А. Рудницкий (р. 1912) — повести «Солдаты» (1933), «Нелюбимая» (1936), «Лето» (1938), Я. Ивашкевич — рассказы «Панны из Вилька» (1933), «Мельница над Утратой» (1936), повесть «Блендомерские страсти» (1938), историч. роман «Красные щиты» (1934), З. Налковская — «Граница» (1935). В произв. прозаиков Б. Шульца (1892—1942) — «Коричные магазины» (1934) и В. Гомбровича (р. 1904) — «Фердидурка» (1938) проявилось стремление к универсальным обобщениям действительности, пропущенным сквозь призму крайне субъективного сознания, страх перед враждебными человеку мировыми законами.

Е. Шанявский (р. 1887) был видным представителем психологич. драмы. Особым явлением были гротескные, причудливо деформирующие действительность многочисл. драмы С. И. Виткевича (1885—1939), высоко оцененные критикой лишь в 60-е гг. за новаторские стремления, близкие авангардистской драме (С. Беккета, Э. Ионеско и др.). Выдающимися критиками межвоен. периода были К. Ижиковский (1873—1944) и Т. Бой-Желеньский (1874—1941).

Гитлеровская оккупация на пять лет подавила культурную жизнь в Польше. Мн. писатели брошены в концлагери, погибли от лишений, расстреляны. На первое место в годы войны выдвигается поэзия. В эмиграции на Западе публиковали свои произв. Тувим, Броневский, Слонимский; в Сов. Союзе — Л. Шенвальд, Л. Пастернак. Из поэтов, нелегально печатавшихся в Польше,

866

выделяется К. К. Бачиньский (1921—44), погибший на баррикадах Варшавского восстания («Избранные стихи», 1942). Характерной чертой поэзии воен. лет явилось усиление рефлективного начала, высокий романтич. пафос, призванный выразить драматич. переживания народа.

Литература Народной Польши. Ведущая роль в лит-ре первых послевоен. лет принадлежит реалистич. прозе, посв. войне и оккупации. Писатели стремились осознать причины катастрофы Польши в сент. 1939, вынести приговор ее виновникам: Т. Бреза (р. 1905) — «Стены Иерихона» (1946), «Небо и земля» (1947), Налковская — «Узлы жизни» (1948), Е. Путрамент (р. 1910) — «Действительность» (1947), «Сентябрь» (1951), В. Жукровский (р. 1916) — «Дни поражения» (1952). О гитлеровских лагерях смерти рассказали Налковская — «Медальоны» (1946) и бывшие их узники С. Шмаглевская (р. 1916) — «Дым над Биркенау» (1945), К. Живульская (р. 1918) — «Я пережила Освенцим» (1946) и др.; выделяются произв. Т. Боровского (1922—51) — «Прощание с Марией» (1948), «Каменный мир» (1948). Произв., отразившим острые конфликты борьбы за нар. власть, явился роман Е. Анджеевского (р. 1909) — «Пепел и алмаз» (1948). В Нар. Польше усиливается интерес к сов. лит-ре, растет количество переводов сов. писателей.

После 1949, когда на съезде польских писателей был выдвинут лозунг борьбы за социалистич. реализм, появляется все больше произв. о социалистич. преобразованиях в стране. Наряду со схематич. произведениями и т. н. «производственными романами», опубл. в 1949—55, не выдержавшими испытания временем, были созданы значит. произв.: тетралогия К. Брандыса (р. 1916) «Между войнами» (т. 1—4, 1947—51) — об интеллигенции, начавшей новую жизнь в ПНР; его роман «Граждане» (1954) — широкая картина жизни новой Польши; роман И. Неверли (р. 1903) «Под фригийской звездой» (1952) — о становлении революционера в бурж. Польше; повесть Б. Чешко (р. 1923) «Поколение» (1951) — о борьбе рабочей молодежи с гитлеровской оккупацией; повесть М. Домбровской «На деревне свадьба» (1955) и роман В. Маха (1917—65) «Семья Яворов» (1954) — об изменениях в деревне после войны. Интенсивно развиваются историч. роман: Т. Голуй (р. 1916) — «Королевство без земли» (1954—56) и историко-биографич. роман — книги М. Яструна о Мицкевиче (1949), Словацком (1950), Кохановском (1954), Е. Брошкевича (р. 1922) о Шопене (1950); Я. Парандовского (р. 1895) — «Петрарка» (1954), его же книга об античности «Средиземноморский час» (1949).

После 1956 в лит-ре возникают новые черты. Интерес к вопросам этики и политики, историч. и социальной обусловленности личности, борьба с канонами и стереотипами мышления и поведения вызвали расцвет жанров эссе: К. Брандыс — «Письма к пани Зет. Воспоминания о современности» (1958—61), Т. Бреза — «Бронзовые врата» (1960), М. Яструн — «Средиземноморский миф» (1962), А. Рудницкий — «Голубые странички» (1956—68) и др. Усилилась интеллектуализация художественной прозы, преобладание рефлексии над описанием, ограничение фабулы в пользу интеллектуальной конструкции, что проявилось в некоторых произведениях К. Брандыса, Т. Брезы, С. Дыгата (р. 1914), Я. Бохеньского, Рудницкого, С. Зелиньского (р. 1917). Морально-философская проблематика характерна и для произв., написанных в традиционной сюжетно-повествовательной манере (трилогия Я. Ивашкевича «Честь и слава», т. 1—3, 1956—1962). Появились также произв., выражающие отношение писателей к ошибкам и извращениям линии партии (К. Брандыс — «Мать Крулей», 1957); произв., отражавшие идейные искания писателей, решавших проблемы

867

гуманизма в абстрактно-философском плане (Е. Анджеевский — «Врата рая», 1960). Гл. темы совр. прозы 60-х гг. — 2-я мировая война, подполье в годы оккупации, становление нар. власти — в произв. Р. Братного (р. 1921), Я. Герхарда, Б. Чешко, К. Филиповича (р. 1913), В. Жукровского (р. 1916), Т. Конвицкого (р. 1926), В. Залевского и др.; перемены в жизни села — в произв. Ю. Мортона (р. 1911), Ю. Кавальца, В. Махеека (р. 1920), В. Маха. Политич. роман представлен произв. Путрамента, Махеека, в к-рых рассматривается проблематика периода извращений линии партии в обществ. жизни. Завоевала популярность философская фантастика С. Лема (р. 1921). Публикуются многочисл. мемуары, воспоминания, дневники (М. Форнальской, Д. Рубиновича, Е. Путрамента, Я. Броневской и др.). В лит. жизни активно участвуют также представители молодого поколения (как в Варшаве, так и в воеводствах).

Достижения поэзии до 1956 связаны с творчеством Броневского, Галчиньского, Яструна, Пшибося, Ивашкевича, Стаффа, чьи произв. отмечены глубоким жизненным и эмоциональным содержанием, широтой охвата действительности. В 60-е гг. выделились поэты Т. Ружевич (р. 1921), В. Шимборская (р. 1928), З. Херберт (р. 1924), С. Гроховяк (р. 1934) и др., для к-рых характерно тяготение к морально-философ. проблемам современности, рефлективность, отказ от риторики и лирич. иллюстративности. Наряду с этим направлением существуют направления «лингвистической» поэзии (М. Бялошевский) и «свободного воображения» (Е. Харасимович), в которых преобладает словесное экспериментаторство.

В создании послевоен. социалистич. реалистич. драмы ведущая роль принадлежит Л. Кручковскому — «Возмездие» (1948), «Немцы» (1949), «Первый день свободы» (1960), «Смерть губернатора» (1961). Позднее наряду с реалистич. драмой (Е. Брошкевич и др.) развивается т. н. «параболическая» (метафорическая) драма, стремящаяся к многозначным символич. обобщениям, создающая гротескные, абсурдные ситуации — Т. Ружевич и др.

Современная критика представлена работами К. Выки (р. 1910), С. Жулкевского (р. 1911), Г. Маркевича (р. 1922), Р. Матушевского, Я. З. Якубовского (р. 1909) и др.

В. А. Хорев.

Периодика. Первые польские издания, уделявшие внимание лит-ре, относятся к эпохе Просвещения; выделяются просветит. журн. «Monitor» («Монитор», 1765—1785) и «Zabawy Przyjemne i Pożyteczne» («Приятные и полезные развлечения», 1770—77). Разделы Польши стали препятствием к изданию журналов общенац. значения. Журналы выходят в центрах обществ.-лит. жизни: в Варшаве — «Pamiętnik Warszawski» («Варшавский дневник», 1809—10, 1815—23), в Вильно — «Tygodnik Wileński» («Виленский еженедельник», 1804, 1815—22), «Dziennik Wileński» («Виленский журнал», 1805—06, 1815—30) и др. Глашатаями романтич. направления выступают «Dziennik Warszawski» («Варшавский журнал», 1825—28), «Kurier Polski» («Польский курьер», 1829—31). После 1831 в условиях обострения цензурного гнета выходит консервативный «Tygodnik Petersburski» («Петербургский еженедельник», 1830—58). Лишь с 40-х гг. появляются умеренно-прогрессивные «Biblioteka Warszawska» («Варшавская библиотека», 1841—1914), виленский «Ateneum» («Атенеум», 1841—51). Демократич. лит. журналистика оживляется накануне 1848: в Варшаве — «Przegląd Naukowy» («Научное обозрение», 1842—48), в Киеве — «Gwiazda» («Звезда», 1846—1848), в Познани — «Tygodnik Literacki» («Литературный еженедельник», 1838—46), во Львове — «Dziennik Mód Paryskich» («Журнал парижских мод»). Эмигрантская пресса, поглощенная политич. борьбой занималась лит-рой сравнительно мало. В 60—70-е гг. ведущую роль в распространении обществ. и лит. воззрений, связанных с позитивизмом, сыграли «Przegląd Tygodniowy» («Еженедельное обозрение», Варшава, 1866—1905), «Niwa» («Нива», Варшава, 1872—1905), позднее — «Prawda» («Правда», 1881—1915) и др. Принципы реализма (и натурализма) пропагандировал «Wędrowiec («Странник», 1863—1906). С конца 19 в. за модернист. искусство выступают краковское «Žycie» («Жизнь», 1897—1900), варшавские журналы «Žycie» (1887—89) и «Chimera» («Химера», 1901—07). Лит. группа «Скамандр» объединялась вокруг одноим. ежемесячника («Skamander», Варшава, 1920—28, 1935—39) и либерального еженедельника «Wiadomošci Literackie» («Литературные известия», 1924—39), печатавшего и представителей др. направлений. «Авангардисты» группировались вокруг «Zwrotnica» («Стрелка», Краков, 1922—

868

1923, 1926—27) и «Linia» («Линия», Краков, 1931—33). Изданиями одноим. групп были «Kwadryga» («Квадрига», 1927—31), «Nowa Kwadryga» («Новая квадрига», 1937) и «Żagary» («Жагары», Вильно, 1931—32). В Люблине выходила «Kamena» («Камена», 1933—1939, возобновл. 1945). Марксистские и левые журналы этого периода: «Kultura Robotnicza» («Рабочая культура», Варшава, 1922—23), «Nowa Kultura» («Новая культура», Варшава, 1923—1924), «Dźwignia» («Рычаг», Варшава, 1927—28), «Miesięcznik Literacki» («Литературный ежемесячник», Варшава — Львов, 1929—1931), «Lewar» («Домкрат», Варшава, 1933—36), «Sygnały» («Сигналы», Львов, 1933—34, 1936—39), «Oblicze dnia» («Облик дня», 1936), «Po prostu» («По просту», Вильно, 1935—36), «Karta» («Страница», 1936) и др.

В собирании передовых лит. сил после 2-й мировой войны сыграли ведущую роль еженедельники «Odrodzenie» («Возрождение», Люблин, Краков, Варшава, 1944—1950) и «Kuźnica» («Кузница», Лодзь, Варшава, 1945—50), выступавшая за реализм и марксист. мировоззрение. Эти издания были объединены в «Nowa Kultura» («Новая культура», Варшава, 1950—63). С 1952 выходил «Przegląd Kulturalny» («Культурное обозрение»). Вместо двух последних с 1963 издается еженед. «Kultura» («Культура»). В Кракове выходит с 1951 еженед. «Žycie Literackie» («Литературная жизнь»). Как еженедельник, посвященный преим. лит. молодежи, возникла варшавская «Wspólczesność» («Современность», с 1956). Католич. авторы связаны преим. с «Tygodnik Powszechny» («Всеобщий еженедельник», 1945). Важнейшие лит. ежемесячники: журнал Союза польских литераторов «Twórczość» («Творчество», Краков, Варшава, с 1945), «Miesięcznik Literacki» («Литературный ежемесячник», 1966), «Poezja» («Поэзия, Варшава, с 1965). Вопросам драматургии и театра посвящен «Dialog» («Диалог», Варшава, с 1956). В изданиях реакц. эмиграции вопросы лит-ры используются для нападок на социализм и Нар. Польшу: парижская «Kultura» («Культура», с 1947).

Проблемы истории и теории лит-ры освещает ежеквартальный журнал «Pamiętnik Literacki» («Литературный дневник», существует с 1887 как издание Лит. об-ва им. А. Мицкевича, с 1950 издается Ин-том лит. исследований). В Кракове выходит литературоведческий «Ruch Literacki» («Литературное движение», с 1960). Обзорно-библиографич. характер имеют двухнедельник «Nowe Ksiąžki» («Новые книги», с 1949) и ежегодник «Rocznik Literacki» («Литературный ежегодник», с 1956, ранее изд. в 1933—39). Вопросы лит-ры затрагиваются также в «Przegląd Humanistyczny» («Гуманитарное обозрение», с 1967), драматургии — в «Pamiętnik Teatralny» («Театральный дневник», с 1952). Работы по русской лит-ре печатает «Slavia Orientalis» (с 1957), ранее выходил «Kwartalnik Instytutu Polsko-Radzieckiego» («Квартальник польско-советского института»).

В. А. Хорев.

Лит.: Общие обзоры. Пыпин А. Н., Спасович В. Д., История слав. лит-р, 2 изд., т. 1—2, СПБ, 1879—81; Яцимирский А. И., Новейшая польская лит-ра. От восстания 1863 г. до наших дней, т. 1—2, СПБ, 1908; Горский И. К., Польский историч. роман и проблема историзма, М., 1963; Chmielowski P., Historia literatury polskiej, t. 1—6, Warsz., 1899—1900; Kleiner J., Zarys dziejów literatury polskiej, 3 wyd., Wr., 1963; Krzyżanowski J., Historia literatury polskiej, 3 wyd., Warsz., 1966; Pollak R., Libera Z., Krzyżanowski J., Markiewicz H., Wyka K., Literatura polska w perspektywie światowej, Wr. — Warsz. — Kr., 1963; Z problemów literatury polskiej XX wieku, t. 1—3, Warsz., 1965.

Библиографич. указатели: Korbut G., Literatura polska od początków do wojny światowej, t. 1—4, Warsz., 1929—31; Bibliografia literatury polskiej, Nowy Korbut, t. 1—3, Pismiennictwo staropolskie, t. 4, Oświecenie, Warsz., 1963—66; Słownik współczesnych pisarzy polskich, t. 1—4, Warsz., 1963—66.

Справочники и словари. Mały słownik pisarzy polskich, cz. 1, Warsz., 1966; Połski słownik biograficzny, t. 1—13 (zesz. 1—57), Kr. — Warsz., 1935—67; Słownik folkloru polskiego, Warsz., 1965.

Антологии и сб-ки. Гербель Н. В., Поэзия славян, СПБ, 1871; Избр. произв. прогрессивных польских мыслителей, пер. с польск., т. 1—3, М., 1956—58; Польская новелла, пер. с польск., М., 1949; Поэты-лауреаты Нар. Польши, пер. с польск., М., 1954; Польская поэзия, пер. с польск., т. 1—2, М., 1963; Borowy W., Od Kochanowskiego do Staffa. Antologia liryki połskiej, 3 wyd., Warsz., 1958; Dramaty staropolskie, t. 1—6, Warsz., 1959—63; Literatura miesrczańska w Polsce, od końca XVI do końca XVII w., t. 1—2, Warsz., 1954; Młoda Polska. Antologia, 4 wyd., Wr. — Warsz. — Kr., 1961; Obraz literatury polskiej. Literatura polska w okresie realizmu i naturalizmu, t. 1—2, Warsz., 1965—66; Literatura okresu Młodej Polski, Warsz., 1967; Poeci polskiego Baroku, t. 1—2, Warsz., 1965; Poeci Renesansu, Warsz., 1959; Poezja polska 1914—1939, 2 wyd., Warsz., 1966; Poezja polskiego Oświecenia, 2 wyd., Warsz., 1956; Polska krytyka literacka (1800—1918), t. 1—4, Warsz., 1959; то же, (1919—1939), Warsz., 1966; Teoria badań literackich w Polsce, t. 1—2, Kr., 1960; Tuwim J., Księga wierszy polskich XIX w., 2 wyd., t. 1—3, Warsz., 1956; Wiek XIX. Sto lat myśli polskiej, t. 1—9, Warsz., 1906—1923; Zbiór poetów polskich XIX w., t. 1—5, Warsz., 1959—66.