850

ПОЛО́НСКИЙ, Яков Петрович [6(18).XII.1819, Рязань, — 18(30).X.1898, Петербург, похоронен в Рязани] — рус. поэт. Род. в небогатой дворянской семье. Окончил Рязанскую гимназию (1831—38). В 1838—44 учился на юридич. ф-те Моск. ун-та. Печататься начал в 1840. В студенч. годы сотрудничал в «Москвитянине», в альманахе «Подземные ключи» (1842). Первый сб. стихов — «Гаммы» (1844). В. Г. Белинский в обзоре «Русская литература в 1844 году» отметил в стихах П. «чистый элемент поэзии», но высказал опасения в связи с недостатком в них «направления и идей». По окончании ун-та П. жил в Одессе, где опубл. «Стихотворения 1845 года», получившие отрицат. отзыв Белинского. В 1846 П. — на службе в Тифлисе, где сблизился с Н. Ф. Щербиной, М. Ф. Ахундовым. По груз. впечатлениям написана кн. стихов «Сазандар» (1849). В Грузии П. начал писать прозу (статьи и очерки этнографич. содержания, близкие к натуральной школе) и драматич. произв. («Дареджана Имеретинская», 1852). С 1851 П. жил в Петербурге, выезжая иногда за границу.

Полонский

В 1859—60 П. — один из редакторов журн. «Русское слово». В 1860—96 служил в Комитете иностр. цензуры, в Совете Гл. управления по делам печати. Сотрудничество в «Современнике» и «Отечественных записках», выход в свет сб-ков стихов 1855 и 1859, шуточной поэмы-сказки «Кузнечик-музыкант» (1859), высоко оцененной Тургеневым, — все это привлекло к П. внимание критики. В обществ.-лит. борьбе 60-х гг. П. не примыкал ни к одному лагерю. Он сотрудничал и в революц.-демократич. журналах, и в почвеннических — «Время» и «Эпоха».

851

Защищал в своих стихах поэзию «любви», противопоставляя ее поэзии «ненависти» («Для немногих», 1860, «Поэту-гражданину», 1864, «Блажен озлобленный поэт...», 1872), но и признавал невозможность любви «без боли» и жизни вне проблем современности («Одному из усталых», 1863, «И в праздности горе, и горе в труде...», 1865). П. написал пьесу «Разлад», в к-рой одобрял политику пр-ва по отношению к польскому восстанию 1863 (опубл. в «Эпохе», 1864). Н. А. Некрасов и Н. А. Добролюбов отмечали талант П., его сочувствие «стремлениям своего времени», но предостерегали от склонности к либеральным оценкам.

«Кузнечик-музыкант» (СПБ, 1863). Заставка В. Гартмана.

«Кузнечик-музыкант» (СПБ, 1863). Заставка В. Гартмана.

В конце 60-х гг. в стихах П. все чаще появляется гражд. тема: «Миазм» (1868), «В альбом К. Ш.» (1871), «Слепой тапер» (1876), «Узница» (1878), «Старая няня» (1881); их осн. мотивы восходят к поэзии Некрасова. Б. М. Эйхенбаум в работе о П. писал: «В сознании Полонского зло было явлением не столько социальным, сколько морально-психологическим; поэтому позиция поэта-борца была для него невозможна — дальше „нервического плача“ („Муза“) он пойти не мог» (цит. по кн.: Полонский Я. П., Стихотворения, 1954, с. 31); в лирике П. отразились колебания поэта между «тревогами сердца» и «гражданственными тревогами». Старания П. отвечать запросам времени были восприняты критикой лишь как проявление эклектич. природы его таланта (анонимная рец. Н. Щедрина в «Отечеств. записках», 1869, № 9). В. С. Курочкин и Д. Д. Минаев выступали в 60—70-е гг. с пародиями на П., отождествляя его с теоретиками «чистого искусства». Тургенев, однако, ответил Щедрину письмом в редакцию «С.-Петербургских ведомостей» (1870, № 1), в к-ром защищал П. от упреков в несамостоятельности и эклектизме.

В 80—90-е гг. в поэзии П. преобладают религ.-мистич. настроения. Сб. стихов «Вечерний звон» (1890) проникнут мотивами смерти, мимолетности человеч. счастья; в гипертрофированном виде здесь развились и раньше присущие П. образы ночных видений, снов, галлюцинаций. Тем не менее именно в это время к П. пришло признание читателей. Нек-рую роль в сплочении культурных сил России имели лит. собрания («пятницы») П.

Поэтику П. отличают широкое обращение к разговорному языку, отмеченная Тургеневым смесь «простодушной грации» и «свободной образности языка» (напр., «От зари роскошный холод проникает в сад» из стих. «Качка в бурю», 1850, поразившего юного А. А. Блока); свободное выражение чувств лирич. героя, как бы размышляющего вслух (система вопросов и ответов — «Не мои ли страсти...», 1850, «В глуши», 1855, «Неизвестность», 1865, «Откуда?!», 1871); использование сюжетно-новеллистич.

852

композиции («Финский берег», 1852, «Смерть малютки», 1854, «Женщине», 1859, «У двери», 1888); привлечение сказочных и мифологич. образов («Солнце и месяц», 1841, «Бэда-проповедник», 1841, «Агарь», 1855, «Орел и голубка», 1887). Лучшие стихи П. — лирические: «Дорога» (1842), «Зимний путь» (1844), «Последний разговор» (1845), «Затворница» (1846), «Ночь» (1850), «Песня цыганки» (1853), «Колокольчик» (1854) и др. С лирич. стихами, близкими к нар. песне и цыганскому романсу, связано влияние П. на раннего Блока. Жанровый диапазон творчества П. широк: он писал поэмы и пьесы (в стихах и прозе), рассказы, повести, очерки, публицистич. статьи, мемуары, романы («Дешевый город», 1879, и «Крутые горки», 1880—81). Критика отмечала близость его прозы, особенно в малых жанрах, к стихам. Опыт создания П. либретто для оперы «Кузнец Вакула» (1872) по повести Н. В. Гоголя «Ночь перед рождеством» (муз. П. И. Чайковского, пост. 1876) интересен как первая комич. трактовка гоголевского сюжета, утвердившаяся в рус. оперной музыке 70—80-х гг. В числе неоконч. произв. П. — роман «Признания Сергея Чалыгина», многотомная история человеч. души (написана только часть, посвященная детству героя и событиям эпохи декабризма, опубл. 1867); историч. поэмы «Келиот» (1874) и «Братья» (1866—70); автобиографич. роман в стихах «Свежее предание» (1861—62), среди персонажей к-рого — Белинский и Камков (поэт И. П. Клюшников). Менее удавались П. сатирич. и эпич. произв. в стихах. Ок. 75 стих. П. положено на музыку (П. И. Чайковский, А. С. Даргомыжский, С. И. Танеев, С. В. Рахманинов и др.). Нар. песнями стали «Песня цыганки», «Затворница».

Соч.: Полн. собр. соч., т. 1—10, СПБ, 1885—86; Повести и рассказы, 2 изд., ч. 1—2, СПБ, 1895; Полн. собр. стихотворений, т. 1—5, СПБ, 1896; Стихотворения и поэмы. Ред. и прим. Б. Эйхенбаума, Л., 1935; Стихотворения. Вступ. ст., подгот. текста и прим. Б. М. Эйхенбаума, Л., 1954; [Письма к И. С. Тургеневу]. Вступ. ст. Э. А. Полоцкой, в кн.: Лит. наследство, т. 72. кн. 2, М., 1964.

Лит.: Белинский В. Г., Стихотворения 1845 года Я. П. Полонского, Полн. собр. соч., т. 9, М., 1955; Некрасов Н. А., Стихотворения Я. П. Полонского, Полн. собр. соч. и писем, т. 9, М., 1950; Добролюбов Н. А., Стихотворения Я. П. Полонского..., Собр. соч., т. 5, М. — Л., 1962; Щедрин Н., Соч. Я. П. Полонского. «Снопы». Стихи и проза Я. П. Полонского, Полн. собр. соч., т. 8, М., 1937; Покровский В. И., Я. П. Полонский, его жизнь и сочинения. Сб. историко-лит. статей, М., 1906; Орлов В. Н., Полонский, в кн.: История рус. лит-ры, т. 8, ч. 2, М. — Л., 1956; Орлов П. А., Я. П. Полонский, Рязань, 1961; Богомолов И. С., Армения в творчестве Якова Полонского, Ереван, 1963; его же, Я. П. Полонский в Грузии, Тб., 1966; Иванов Г. К., Рус. поэзия в отечеств. музыке, в. 1, М., 1966; Лагунов А. И., Поэзия Я. П. Полонского 50-х годов, в сб.: К проблемам теории и истории лит-ры, Ставрополь, 1966; его же, Поэзия Я. П. Полонского 60-х годов, в сб.: Язык и стиль худож. произведения, М., 1966; История рус. лит-ры XIX в. Библиографич. указатель, под ред. К. Д. Муратовой, М. — Л., 1962.

Э. А. Полоцкая.